Рождественская звезда
В этом городе насчитывается немногим более 40 тыс. жителей, да и то с пригородами. Но на протяжении веков сюда стремятся миллионы – паломники со всего света. Они следуют за путеводной звездой, ибо имя этому городу – Вифлеем.
«Не человеку принадлежит его путь, человек не сам направляет свои шаги, но у Бога правосудие, и от Его руки – совершенство пути».
Священное Писание – мудрость тысячелетий, собранная в единый свод талантливыми компиляторами. Есть и другие слова – другого автора, из другой эпохи. «Рано или поздно, - писал Александр Грин, - на старости или в расцвете лет НЕСБЫВШЕЕСЯ позовет вас…» Для меня таким несбывшимся и стал Вифлеем.
Много лет я мучилась вопросом: в каких условиях и при каких обстоятельствах свершилось событие, которое православные отмечают как один из Двунадесятых, то есть Великих церковных праздников, а католики считают главным праздником всех христиан. В русской традиции младенец Христос появился на свет морозной зимней ночью: «и холодно было младенцу в вертепе на склоне холма».
Гражданам страны, где, к несчастью, воинствующий атеизм стал государственной идеологией, Рождественскую историю приходилось узнавать не из Библии, а из русской поэзии, которая в те годы не была доступна широкому читателю в полном объеме. Лет 30-40 назад это стихотворение Бориса Пастернака переписывали от руки:
«Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе
И небо над кладбищем, полное звезд».
Постойте, но ведь Рождество случилось в Вифлееме, а это совсем-совсем далеко от затерявшихся в заснеженных лесах Среднерусской равнины деревень и поселков с их неисчислимыми Храмами Рождества. Но музыка этого стиха завораживает, образы, выписанные великим поэтом, становятся ощутимыми, религиозный сюжет из другой эпохи и другой климатической зоны обрастает реалиями и деталями повседневности:
«…в оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной…»
Облекая в стихотворную форму евангельскую историю, поэт будто и сам верит: Вифлеем располагается в нескольких верстах от подмосковного Переделкина.
Однако – что же такое реальный Вифлеем?
Фото: israel-taxi.ru
«На долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада юноша Давид, там он вступил в бой со львом и медведем, защищая свое стадо. Здесь же, в Вифлееме, пророк Самуил впервые помазал Давида на царство, а когда Давид стал царем Израиля, Вифлеем нарекли почетным именем города Давидова». Так писал об этом месте один из паломников в начале прошлого века. По свидетельству других русских путешественников, вплоть до начала Первой мировой войны на Рождественские праздники в Вифлеем приезжали до 8 тыс. паломников из Российской империи. В 1848 году побывал на Святой Земле Николай Васильевич Гоголь. Заручившись от российского министра иностранных дел «беспошлинным паспортом на полтора года для свободного путешествия по святым местам», а также рекомендательными письмами ко всем русским консулам в турецких владениях (территория нынешнего государства Израиль входила тогда в состав Османской империи), автор «Ревизора» и «Мертвых душ» осуществил свое намерение «помолиться о собратьях и кровных своих, о всех людях земли своей и о всей Отчизне своей, о ее мирном времени, о примирении всего в ней враждующего и негодующего, о водворении в ней любви и воцарении в ней царства Божьего». Таковы были истинные цели великого русского писателя. Позже он сообщал в письме к Жуковскому: «Все святые места должны быть в твоей душе».
Очищения и примирения искали в Палестине паломники, жаждавшие обрести там божественную любовь, которую, согласно Евангелиям, проповедовал Христос.
Однако Вифлеем существовал задолго до описываемых в Евангелиях событий, его основание современные историки относят к середине II тысячелетия до н. э. Согласно Библии, неподалеку от города находится могила Рахили – второй жены Иакова и матери Иосифа. Рахиль умерла в родах, когда появился на свет Вениамин – 12-й сын Иакова, родоначальник 12-го колена Израилева. Эта параллель с новозаветной Рождественской историей – еще одно доказательство истинности библейских пророчеств. Приблизительно в VIII веке до Рождества Христова пророк Михей возвестил о том, что из Вифлеема произойдет тот, кто должен быть владыкой в Израиле – Обетованный Мессия, «которого происхождение из начала, от дней вечных».
Его появления ждали: кто-то из любопытства (сбудется или нет предсказание), кто-то с надеждой (народ всегда надеется на справедливого царя), а кое-кто и с опаской («нет и не будет другого царя Иудейского, кроме Кесаря Римского!»). И так случилось, что римский император (территория нынешнего Израиля тогда входила в состав Римской Империи) повелел провести перепись населения в своих владениях. Супруги Мария и Иосиф как законопослушные граждане обязаны были прибыть в тот городок, откуда происходил их род, а принадлежали они к роду Давидову. И ни в одном постоялом дворе Вифлеема ввиду большого скопления народа не нашлось места для Марии и Иосифа. Вот и заночевало будущее Святое Семейство в известняковой пещере – вертепе, где пастухи укрывали свой скот в непогоду…
«Стояла зима. Дул ветер из степи,
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла».
И вот он – современный Вифлеем. XXI век от Рождества Христова… Склоны холма застроены плотно прижатыми друг к другу малоэтажными домиками с плоскими крышами. Ослепительно белые строения спускаются в долину, между ними кое-где ослепительно зеленая растительность – маслины, тамариксы, иногда кипарисы. Вымощенные известняковыми плитами узкие кривые улочки. Примерно такими они и были, когда над этим малоизвестным городком засияла необычная и неведомая дотоле звезда.
«Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то…»
Фото: redigo.ru
Если склон холма, долина, известняк - реальность, если вполне мог дуть ветер (только не из степи – из пустыни), то дальше у Пастернака «часть пруда скрывали верхушки ольхи сквозь гнезда грачей и деревьев верхи». Ничего этого я не вижу. Пруд в Палестине? Ольха, грачиные гнезда? Скирды соломы? «Домашние звери» здесь круглый год на подножном корме, незачем сено-солому заготавливать. Значит, поэт все это придумал? А как же звезда? И три звездочета, которые «спешили на зов небывалых огней»?
Судя по данным археоастрономии, некое небесное явление случилось в те далекие времена. Но что это было и когда именно? Для жителей Древней Иудеи дата рождения не имела никакого значения. Они мерили время и свою собственную жизнь другими мерками: «Грядет новое время, грядет событие, к которому давно стремится история – космического, вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет». Так за 40 лет до предполагаемой даты рождения Иисуса Христа писал в своей поэме «Буколики» римский поэт Вергилий. А поскольку это событие случилось во времена первой переписи населения Римской империи, то историки отнесли его к 748 году от основания Рима. Эту версию предложил великий астроном Иоганн Кеплер. Он был убежден: увиденная волхвами (напомним, у Пастернака – звездочетами, то есть астрономами) звезда – редчайшее небесное явление, соединение в одной точке Юпитера и Сатурна, усиленное Марсом, наблюдалось в созвездии Рыб.
По новейшим сведениям, в 11 году до н. э. на широте Вифлеема наблюдалось очень яркое свечение кометы Галлея. В те времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от этих представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». В зависимость жизни людей от небесных тел верили шумеры, египтяне, греки, римляне и персы. Евангелие от Матфея свидетельствует, что увидевшие звезду волхвы спрашивают не о том, что случилось, и даже не о том, кто родился, они интересуются, где младенец: «Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему. …И се звезда, которую видели они на Востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Вот что значит – путеводная звезда: «Ты у меня одна, заветная, другой не будет никогда…» Причем, по свидетельствам современников, Рождественская звезда в Вифлееме была видна и днем.
Увидев «сияющего Младенца», волхвы («только волхвов из несметного сброда впустила Мария в отверстье скалы» - Б. Пастернак) преподнесли ему символические дары: золото – царственность, ладан – святость, мирра (смирна) – предопределенная свыше смерть. Вероятно, евангельские волхвы были жрецами древнеперсидского зороастрийского культа, весьма искусными в науках. В некоторых источниках можно прочитать о том, что их якобы послал «на разведку» царь Ирод, снискавший себе геростратову славу уничтожением в Вифлееме нескольких тысяч младенцев мужского пола. Но Гаспар, Мелхиор и Валтасар (такие имена носили волхвы) во сне получили предупреждение не возвращаться к Ироду и покинули Иудею, никому не сообщив о своей встрече с божественным младенцем. Так Христу первый раз удалось избежать предательства. Правда, Святому Семейству вскоре пришлось бежать в Египет. А чуть позднее в Северной части Африканского континента и на Синайском полуострове появились общины первых христиан.
История христианского Вифлеема началась в 329 году н. э., когда по приказу византийской царицы Елены над местом рождения Иисуса Христа началось строительство базилики. Храм и пещера Рождества находятся на восточном холме Вифлеема, невдалеке от крутого спуска в долину. Пещера является подземным храмом базилики. Ниша с 14-лучевой звездой обозначает место рождения Спасителя, над которым остановилась Вифлеемская звезда. Напротив – ясли:
«Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола».
Вся пещера освящена лампадами, а по внутреннему кругу звезды по-латыни написан текст: «Hic de Virgine Maria Jesus Chritus natus est» («Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»). Это единственное место, где христиане могут без участия священнослужителя освятить нательный крест. Грех не приложиться к серебряной звезде, благоговейно преклонив колена, ведь, будучи реалистами, мы не можем не признать, что своей культурой и нравственностью мы обязаны событию, которое произошло здесь, в Вифлееме, в не совсем точно известный месяц и год:
«И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после,
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все елки на свете, все сны детворы,
Все яблоки, все золотые шары».
P. S.
В 337 году н.э. Папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как день Рождества Христова. В России праздник появился при Петре I и отмечался 25 декабря. С 1918 года в связи с переходом на Григорианский календарь (новый стиль) Русская Православная церковь встречает Рождество 7 января.
С 1991 г. Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов, населяющих Российскую Федерацию.
Три серебряных светильника в храме Рождества в Вифлееме – дар последнего российского императора Николая Романова: от себя, от императрицы Александры и от наследника Цесаревича.
Священное Писание – мудрость тысячелетий, собранная в единый свод талантливыми компиляторами. Есть и другие слова – другого автора, из другой эпохи. «Рано или поздно, - писал Александр Грин, - на старости или в расцвете лет НЕСБЫВШЕЕСЯ позовет вас…» Для меня таким несбывшимся и стал Вифлеем.
Много лет я мучилась вопросом: в каких условиях и при каких обстоятельствах свершилось событие, которое православные отмечают как один из Двунадесятых, то есть Великих церковных праздников, а католики считают главным праздником всех христиан. В русской традиции младенец Христос появился на свет морозной зимней ночью: «и холодно было младенцу в вертепе на склоне холма».
Гражданам страны, где, к несчастью, воинствующий атеизм стал государственной идеологией, Рождественскую историю приходилось узнавать не из Библии, а из русской поэзии, которая в те годы не была доступна широкому читателю в полном объеме. Лет 30-40 назад это стихотворение Бориса Пастернака переписывали от руки:
«Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе
И небо над кладбищем, полное звезд».
Постойте, но ведь Рождество случилось в Вифлееме, а это совсем-совсем далеко от затерявшихся в заснеженных лесах Среднерусской равнины деревень и поселков с их неисчислимыми Храмами Рождества. Но музыка этого стиха завораживает, образы, выписанные великим поэтом, становятся ощутимыми, религиозный сюжет из другой эпохи и другой климатической зоны обрастает реалиями и деталями повседневности:
«…в оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой Вселенной…»
Облекая в стихотворную форму евангельскую историю, поэт будто и сам верит: Вифлеем располагается в нескольких верстах от подмосковного Переделкина.
Однако – что же такое реальный Вифлеем?
Фото: israel-taxi.ru
«На долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада юноша Давид, там он вступил в бой со львом и медведем, защищая свое стадо. Здесь же, в Вифлееме, пророк Самуил впервые помазал Давида на царство, а когда Давид стал царем Израиля, Вифлеем нарекли почетным именем города Давидова». Так писал об этом месте один из паломников в начале прошлого века. По свидетельству других русских путешественников, вплоть до начала Первой мировой войны на Рождественские праздники в Вифлеем приезжали до 8 тыс. паломников из Российской империи. В 1848 году побывал на Святой Земле Николай Васильевич Гоголь. Заручившись от российского министра иностранных дел «беспошлинным паспортом на полтора года для свободного путешествия по святым местам», а также рекомендательными письмами ко всем русским консулам в турецких владениях (территория нынешнего государства Израиль входила тогда в состав Османской империи), автор «Ревизора» и «Мертвых душ» осуществил свое намерение «помолиться о собратьях и кровных своих, о всех людях земли своей и о всей Отчизне своей, о ее мирном времени, о примирении всего в ней враждующего и негодующего, о водворении в ней любви и воцарении в ней царства Божьего». Таковы были истинные цели великого русского писателя. Позже он сообщал в письме к Жуковскому: «Все святые места должны быть в твоей душе».
Очищения и примирения искали в Палестине паломники, жаждавшие обрести там божественную любовь, которую, согласно Евангелиям, проповедовал Христос.
Однако Вифлеем существовал задолго до описываемых в Евангелиях событий, его основание современные историки относят к середине II тысячелетия до н. э. Согласно Библии, неподалеку от города находится могила Рахили – второй жены Иакова и матери Иосифа. Рахиль умерла в родах, когда появился на свет Вениамин – 12-й сын Иакова, родоначальник 12-го колена Израилева. Эта параллель с новозаветной Рождественской историей – еще одно доказательство истинности библейских пророчеств. Приблизительно в VIII веке до Рождества Христова пророк Михей возвестил о том, что из Вифлеема произойдет тот, кто должен быть владыкой в Израиле – Обетованный Мессия, «которого происхождение из начала, от дней вечных».
Его появления ждали: кто-то из любопытства (сбудется или нет предсказание), кто-то с надеждой (народ всегда надеется на справедливого царя), а кое-кто и с опаской («нет и не будет другого царя Иудейского, кроме Кесаря Римского!»). И так случилось, что римский император (территория нынешнего Израиля тогда входила в состав Римской Империи) повелел провести перепись населения в своих владениях. Супруги Мария и Иосиф как законопослушные граждане обязаны были прибыть в тот городок, откуда происходил их род, а принадлежали они к роду Давидову. И ни в одном постоялом дворе Вифлеема ввиду большого скопления народа не нашлось места для Марии и Иосифа. Вот и заночевало будущее Святое Семейство в известняковой пещере – вертепе, где пастухи укрывали свой скот в непогоду…
«Стояла зима. Дул ветер из степи,
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла».
И вот он – современный Вифлеем. XXI век от Рождества Христова… Склоны холма застроены плотно прижатыми друг к другу малоэтажными домиками с плоскими крышами. Ослепительно белые строения спускаются в долину, между ними кое-где ослепительно зеленая растительность – маслины, тамариксы, иногда кипарисы. Вымощенные известняковыми плитами узкие кривые улочки. Примерно такими они и были, когда над этим малоизвестным городком засияла необычная и неведомая дотоле звезда.
«Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то…»
Фото: redigo.ru
Если склон холма, долина, известняк - реальность, если вполне мог дуть ветер (только не из степи – из пустыни), то дальше у Пастернака «часть пруда скрывали верхушки ольхи сквозь гнезда грачей и деревьев верхи». Ничего этого я не вижу. Пруд в Палестине? Ольха, грачиные гнезда? Скирды соломы? «Домашние звери» здесь круглый год на подножном корме, незачем сено-солому заготавливать. Значит, поэт все это придумал? А как же звезда? И три звездочета, которые «спешили на зов небывалых огней»?
Судя по данным археоастрономии, некое небесное явление случилось в те далекие времена. Но что это было и когда именно? Для жителей Древней Иудеи дата рождения не имела никакого значения. Они мерили время и свою собственную жизнь другими мерками: «Грядет новое время, грядет событие, к которому давно стремится история – космического, вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет». Так за 40 лет до предполагаемой даты рождения Иисуса Христа писал в своей поэме «Буколики» римский поэт Вергилий. А поскольку это событие случилось во времена первой переписи населения Римской империи, то историки отнесли его к 748 году от основания Рима. Эту версию предложил великий астроном Иоганн Кеплер. Он был убежден: увиденная волхвами (напомним, у Пастернака – звездочетами, то есть астрономами) звезда – редчайшее небесное явление, соединение в одной точке Юпитера и Сатурна, усиленное Марсом, наблюдалось в созвездии Рыб.
По новейшим сведениям, в 11 году до н. э. на широте Вифлеема наблюдалось очень яркое свечение кометы Галлея. В те времена появление или исчезновение звезд связывалось с рождением или смертью великого человека, именно от этих представлений сохранилось крылатое выражение «взошла звезда и погасла звезда». В зависимость жизни людей от небесных тел верили шумеры, египтяне, греки, римляне и персы. Евангелие от Матфея свидетельствует, что увидевшие звезду волхвы спрашивают не о том, что случилось, и даже не о том, кто родился, они интересуются, где младенец: «Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему. …И се звезда, которую видели они на Востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Вот что значит – путеводная звезда: «Ты у меня одна, заветная, другой не будет никогда…» Причем, по свидетельствам современников, Рождественская звезда в Вифлееме была видна и днем.
Увидев «сияющего Младенца», волхвы («только волхвов из несметного сброда впустила Мария в отверстье скалы» - Б. Пастернак) преподнесли ему символические дары: золото – царственность, ладан – святость, мирра (смирна) – предопределенная свыше смерть. Вероятно, евангельские волхвы были жрецами древнеперсидского зороастрийского культа, весьма искусными в науках. В некоторых источниках можно прочитать о том, что их якобы послал «на разведку» царь Ирод, снискавший себе геростратову славу уничтожением в Вифлееме нескольких тысяч младенцев мужского пола. Но Гаспар, Мелхиор и Валтасар (такие имена носили волхвы) во сне получили предупреждение не возвращаться к Ироду и покинули Иудею, никому не сообщив о своей встрече с божественным младенцем. Так Христу первый раз удалось избежать предательства. Правда, Святому Семейству вскоре пришлось бежать в Египет. А чуть позднее в Северной части Африканского континента и на Синайском полуострове появились общины первых христиан.
История христианского Вифлеема началась в 329 году н. э., когда по приказу византийской царицы Елены над местом рождения Иисуса Христа началось строительство базилики. Храм и пещера Рождества находятся на восточном холме Вифлеема, невдалеке от крутого спуска в долину. Пещера является подземным храмом базилики. Ниша с 14-лучевой звездой обозначает место рождения Спасителя, над которым остановилась Вифлеемская звезда. Напротив – ясли:
«Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола».
Вся пещера освящена лампадами, а по внутреннему кругу звезды по-латыни написан текст: «Hic de Virgine Maria Jesus Chritus natus est» («Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»). Это единственное место, где христиане могут без участия священнослужителя освятить нательный крест. Грех не приложиться к серебряной звезде, благоговейно преклонив колена, ведь, будучи реалистами, мы не можем не признать, что своей культурой и нравственностью мы обязаны событию, которое произошло здесь, в Вифлееме, в не совсем точно известный месяц и год:
«И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после,
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все елки на свете, все сны детворы,
Все яблоки, все золотые шары».
P. S.
В 337 году н.э. Папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как день Рождества Христова. В России праздник появился при Петре I и отмечался 25 декабря. С 1918 года в связи с переходом на Григорианский календарь (новый стиль) Русская Православная церковь встречает Рождество 7 января.
С 1991 г. Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов, населяющих Российскую Федерацию.
Три серебряных светильника в храме Рождества в Вифлееме – дар последнего российского императора Николая Романова: от себя, от императрицы Александры и от наследника Цесаревича.