Русский нестандарт?
В минувшие выходные сбылась мечта многих клиентов банка Русский стандарт. Генпрокуратура наконец обратила свое внимание на деятельность этой структуры. Впрочем, такое решение не удивило участников рынка.
Генпрокуратура наконец обратила свое внимание на деятельность этой структуры, и призвала Федеральную антимонопольную службу ( (ФАС), а также Федеральную службу по финансовому мониторингу (ФСФМ) и Центральный банк России (ЦБ) провести проверку ЗАО «Банк Русский стандарт» для принятия мер по защите прав граждан. Впрочем, такое решение не удивило участников рынка. Ведь указанный банк некоторыми своими действиями давно уже вызывает нарекания не только клиентов, но и партнеров.
Напомним, что бренд «Русского стандарта» гремел на всю страну еще 5 лет назад, когда эта организация одной из первых начала предоставлять потребкредиты населению. Тогда это было в новинку, а посему процентные ставки особо никого не удивляли. Однако к концу погашения кредита многие граждане понимали, что их попросту «надули», когда оказывалось, что вместо обещанных 12% им приходилось переплачивать за продукт «Стандарта» все 100%.
Такое положение вещей не могло не заинтересовать соответствующие органы. Так, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что из 86 жалоб на банки более 50 приходится на «Русский стандарт».
В результате Роспотребнадзор посчитал незаконной комиссию за ведение ссудного счета, штрафы за досрочное погашение кредитов и просрочку платежей по кредиту. Эти претензии были предъявлены банку после проверок, проведенных Роспотребнадзором в Свердловской и Калужской областях. «Русский стандарт» был привлечен к административной ответственности. Однако банкиры обратились с жалобой в Арбитражный суд на ведомство Онищенко, и как ни странно, выиграли его.
В суде юристы банка доказывали свою правоту тем, что клиент свободен в определении условий договора: кредитный договор, предлагаемый клиенту банком, допускает возражения, которые банк готов рассматривать. Юристы также утверждали, что в договор с клиентом включена вся информация о тарифах на все услуги банка, которые «просто не могут быть бесплатными». Юристы считают, что заемщик сам обязан оценивать условия договора и отвечать за свои решения — если заемщик подписал договор, то пенять может только на свою юридическую безграмотность либо беспечное отношение.
Вот так просто и ясно. Иными словами это можно понимать так: «Ты клиент дурак, и сам пеняй на то, что у тебя нет своих юристов». Большего цинизма представить невозможно. А то, что у клиента есть право изменять условия договора, многие и так понимают, что все это только на бумаге.
Понятно, что продолжающийся поток жалоб заинтересовал не только Роспотребнадзор, но и другие ведомства. И уже на прошлой неделе в кабинете Онищенко прошло закрытое совещание с участием представителей Банка России, Генпрокуратуры и Высшего арбитражного суда, посвященное защите прав потребителей в сфере потребительского кредитования. Геннадий Онищенко заявил, что активность этого ведомства на рынке потребкредитования лишь усилится, поскольку ситуация на рынке складывается не лучшим образом. Как стало известно «Веку», именно там было принято решено вплотную заняться «Русским стандартом».
Вот после этого Генпрокуратура и выступила с заявлением о том, что «Гражданам по почте рассылаются кредитные карты банка «Русский стандарт» с предложением их активации по телефону на выгодных условиях. При этом полная и достоверная информация о предоставляемой услуге и последствиях её заключения до потребителя не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной».
Также на потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание и так далее. Указанные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей.
Генеральная прокуратура РФ направила поручения руководителям Центрального банка России, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу провести проверку ЗАО «Банк Русский стандарт» для принятия соответствующих мер по защите прав граждан».
Такое решение зрело давно, и встает только один вопрос, не поздновато ли оно принято. Ведь от «Русского стандарта», возможно, пострадало большое количество граждан. Как стало известно «Веку», был случай, когда гражданам пришла активированная «карта счастья» «Русского стандарта». Впоследствии, с ее владелицы банкиры требовали около 50 тысяч рублей. Если бы женщина не работала в крупной банковской структуре и не подала бы жалобу на «Русский стандарт», то от нее не отстали бы.
Это только единичный пример. Но были случаи, когда гражданам, просрочившим кредит, менеджеры «Русского стандарта» звонили днем и ночью, а также на работу, угрожая подать в суд и описать имущество. Не напоминают ли такие действия неприкрытый шантаж, и не является ли это вмешательством в личную жизнь граждан. Короче, юристам здесь еще работать и работать.
Впрочем, и без юристов к «Русскому стандарту» в банковской среде довольно сомнительное отношение. Особенно после истории с высылаемыми кредитками. Как сказала «Веку» председатель клуба банковских аналитиков Марина Медведева, «Я считаю это одним из самых неудачных маркетинговых ходов «Русского стандарта». Понятно, что они таким образом хотели увеличить число клиентов. Но это система отягчена навязыванием услуги. Причем они присылают кредитные карты людям, которые у них уже брали кредиты. Стремление закрепить в своих объятиях клиента понятно, но это надо делать как-то более корректно. В банковском мире к ним вообще много нареканий».
Отметим, что не только у банкиров и клиентов есть претензии к «Русскому стандарту», но и у партнеров. Так, в 2004 году французский банк BNP Paribas подал иск к «Русскому стандарту» в Верховный суд в Лондоне (Queen`s bench division & commercial court). BNP Paribas хотел через суд защитить свои интересы в несостоявшейся сделке по приобретению 50% акций холдинга, контролирующего 90% банка «Русский стандарт», анонсированной еще в июле 2004 года. Тогда было подписано соглашение о намерении продать банк розничному подразделению BNP Paribas – Ceteli. Однако в декабре 2004 года стало известно о срыве сделки. По неофициальным данным, стороны просто не сошлись в цене. Тогда директор по PR BNP Paribas Мишель Сикар заявила, что сделка сорвалась из-за того, что «владелец компании 'Русский стандарт' не выполнил своих обязательств». Между тем, по информации «Коммерсанта», владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико под эту сделку привлек огромные средства, а потом когда BNP Paribas выполнил свою задачу, контракт был разорван.
То, что рынок российского кредитования еще несовершенен, понятно многим. Также ясно, что не сформированы до конца правила игры. Именно благодаря этому некоторые нечистоплотные банки используют «дыры» в законе, и таким образом обманывают доверчивых граждан. Однако грядущее вступление России в ВТО заставляет контролирующие и правоохранительные органы быть внимательней к кредитным организациям. Результатом этого являются громкие скандалы с отзывом лицензий. Возможно, начавшаяся компания приведет к тому, что вскоре очередь дойдет до банков, которые занимаются потребкредитованием. И если вдруг среди них окажется «Русский стандарт», то это не у всех вызовет удивление.
Комментарий в банке «Русский стандарт» получить не удалось.
Напомним, что бренд «Русского стандарта» гремел на всю страну еще 5 лет назад, когда эта организация одной из первых начала предоставлять потребкредиты населению. Тогда это было в новинку, а посему процентные ставки особо никого не удивляли. Однако к концу погашения кредита многие граждане понимали, что их попросту «надули», когда оказывалось, что вместо обещанных 12% им приходилось переплачивать за продукт «Стандарта» все 100%.
Такое положение вещей не могло не заинтересовать соответствующие органы. Так, руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что из 86 жалоб на банки более 50 приходится на «Русский стандарт».
В результате Роспотребнадзор посчитал незаконной комиссию за ведение ссудного счета, штрафы за досрочное погашение кредитов и просрочку платежей по кредиту. Эти претензии были предъявлены банку после проверок, проведенных Роспотребнадзором в Свердловской и Калужской областях. «Русский стандарт» был привлечен к административной ответственности. Однако банкиры обратились с жалобой в Арбитражный суд на ведомство Онищенко, и как ни странно, выиграли его.
В суде юристы банка доказывали свою правоту тем, что клиент свободен в определении условий договора: кредитный договор, предлагаемый клиенту банком, допускает возражения, которые банк готов рассматривать. Юристы также утверждали, что в договор с клиентом включена вся информация о тарифах на все услуги банка, которые «просто не могут быть бесплатными». Юристы считают, что заемщик сам обязан оценивать условия договора и отвечать за свои решения — если заемщик подписал договор, то пенять может только на свою юридическую безграмотность либо беспечное отношение.
Вот так просто и ясно. Иными словами это можно понимать так: «Ты клиент дурак, и сам пеняй на то, что у тебя нет своих юристов». Большего цинизма представить невозможно. А то, что у клиента есть право изменять условия договора, многие и так понимают, что все это только на бумаге.
Понятно, что продолжающийся поток жалоб заинтересовал не только Роспотребнадзор, но и другие ведомства. И уже на прошлой неделе в кабинете Онищенко прошло закрытое совещание с участием представителей Банка России, Генпрокуратуры и Высшего арбитражного суда, посвященное защите прав потребителей в сфере потребительского кредитования. Геннадий Онищенко заявил, что активность этого ведомства на рынке потребкредитования лишь усилится, поскольку ситуация на рынке складывается не лучшим образом. Как стало известно «Веку», именно там было принято решено вплотную заняться «Русским стандартом».
Вот после этого Генпрокуратура и выступила с заявлением о том, что «Гражданам по почте рассылаются кредитные карты банка «Русский стандарт» с предложением их активации по телефону на выгодных условиях. При этом полная и достоверная информация о предоставляемой услуге и последствиях её заключения до потребителя не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной».
Также на потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание и так далее. Указанные действия приводят к возникновению у потребителя значительных задолженностей.
Генеральная прокуратура РФ направила поручения руководителям Центрального банка России, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу провести проверку ЗАО «Банк Русский стандарт» для принятия соответствующих мер по защите прав граждан».
Такое решение зрело давно, и встает только один вопрос, не поздновато ли оно принято. Ведь от «Русского стандарта», возможно, пострадало большое количество граждан. Как стало известно «Веку», был случай, когда гражданам пришла активированная «карта счастья» «Русского стандарта». Впоследствии, с ее владелицы банкиры требовали около 50 тысяч рублей. Если бы женщина не работала в крупной банковской структуре и не подала бы жалобу на «Русский стандарт», то от нее не отстали бы.
Это только единичный пример. Но были случаи, когда гражданам, просрочившим кредит, менеджеры «Русского стандарта» звонили днем и ночью, а также на работу, угрожая подать в суд и описать имущество. Не напоминают ли такие действия неприкрытый шантаж, и не является ли это вмешательством в личную жизнь граждан. Короче, юристам здесь еще работать и работать.
Впрочем, и без юристов к «Русскому стандарту» в банковской среде довольно сомнительное отношение. Особенно после истории с высылаемыми кредитками. Как сказала «Веку» председатель клуба банковских аналитиков Марина Медведева, «Я считаю это одним из самых неудачных маркетинговых ходов «Русского стандарта». Понятно, что они таким образом хотели увеличить число клиентов. Но это система отягчена навязыванием услуги. Причем они присылают кредитные карты людям, которые у них уже брали кредиты. Стремление закрепить в своих объятиях клиента понятно, но это надо делать как-то более корректно. В банковском мире к ним вообще много нареканий».
Отметим, что не только у банкиров и клиентов есть претензии к «Русскому стандарту», но и у партнеров. Так, в 2004 году французский банк BNP Paribas подал иск к «Русскому стандарту» в Верховный суд в Лондоне (Queen`s bench division & commercial court). BNP Paribas хотел через суд защитить свои интересы в несостоявшейся сделке по приобретению 50% акций холдинга, контролирующего 90% банка «Русский стандарт», анонсированной еще в июле 2004 года. Тогда было подписано соглашение о намерении продать банк розничному подразделению BNP Paribas – Ceteli. Однако в декабре 2004 года стало известно о срыве сделки. По неофициальным данным, стороны просто не сошлись в цене. Тогда директор по PR BNP Paribas Мишель Сикар заявила, что сделка сорвалась из-за того, что «владелец компании 'Русский стандарт' не выполнил своих обязательств». Между тем, по информации «Коммерсанта», владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико под эту сделку привлек огромные средства, а потом когда BNP Paribas выполнил свою задачу, контракт был разорван.
То, что рынок российского кредитования еще несовершенен, понятно многим. Также ясно, что не сформированы до конца правила игры. Именно благодаря этому некоторые нечистоплотные банки используют «дыры» в законе, и таким образом обманывают доверчивых граждан. Однако грядущее вступление России в ВТО заставляет контролирующие и правоохранительные органы быть внимательней к кредитным организациям. Результатом этого являются громкие скандалы с отзывом лицензий. Возможно, начавшаяся компания приведет к тому, что вскоре очередь дойдет до банков, которые занимаются потребкредитованием. И если вдруг среди них окажется «Русский стандарт», то это не у всех вызовет удивление.
Комментарий в банке «Русский стандарт» получить не удалось.