РЖД предъявили государству счет
На состоявшемся вчера совместном совещании Минтранса РФ и Минпромэнерго РФ заместитель министра транспорта Александр Мишарин назвал тот объем инвестиций, который потребуется российским железным дорогам на развитие до 2030 года.
Цифра получилась впечатляющей и оказалась сопоставимой с годовым объемом ВВП России. В ближайшие два десятилетия ОАО «РЖД» предлагает направить на развитие железнодорожного транспорта 13 трлн. рублей, в то время как объем валового внутреннего продукта РФ в 2006 году составил 26,6 трлн. рублей.
По словам Александра Мишарина, давшего понять, что эти деньги впустую потрачены не будут, «согласно стратегии, до 2030 года объем грузоперевозок должен увеличиться в 18,8 раза, а скорость движения возрасти на 26%».
Достичь таких высоких показателей без помощи государства ОАО «РЖД» не сможет, признался господин Мишарин, работавший в свое время заместителем министра путей сообщения РФ. Поэтому правительству предлагается выделить из федерального бюджета на эти цели 2,7 трлн. рублей или 20% от общей суммы инвестиций. Будут обложены своеобразным железнодорожным налогом и субъекты РФ, которым придется выложить 5% от этой суммы, а вот более 70% инвестиционных вливаний, по расчетам Минтранса, произведет частный капитал, в основном компания «Российские железные дороги». «Предполагается, что выполнение программы сможет способствовать росту экономики страны и увеличению ВВП России в 4,5 раза», - заметил Александр Мишарин.
Если программа будет выполнена, то россиян ожидает радужная картина развития железнодорожного транспорта. Будут построены новые ветки стальных магистралей, при этом развитие стратегических линий будет оплачено государством, а пассажирских – из регионального и федерального бюджетов. Грузовые же ветки будут построены за счет частных инвесторов. Всего до 2030 года, по словам замминистра транспорта РФ, планируется построить около 20 тыс. км железных дорог, в том числе в направлении Урал, Магадан и параллельно Транссибу.
Кроме того, получит дальнейшее развитие высокоскоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом, а также из Москвы до Нижнего Новгорода и Берлина. Поезда на этих участках будут курсировать со скоростью 350 км в час. А вот между Москвой и Сочи предполагается пустить специальный пассажирский состав, следующий со скоростью 200 км в час.
Правда, как отмечалось на совещании, все эти планы могут быть подвергнуты корректировке из-за возможного кризиса в производстве дизельных двигателей для железнодорожного транспорта. Об этом заявил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, подчеркнувший, что «часть комплектующих для дизельных двигателей в России не производится и поставляется из-за рубежа». При этом он добавил, что это касается коленвалов и систем электронного впрыска топлива. К тому же, по его словам, многие выпускаемые в России двигатели уже морально устарели. Поэтому, констатировал господин Гапанович, на разработку нового поколения дизельных двигателей потребуется около 150 млн. евро.
Однако озабоченность заместителя главы «РЖД» не разделяет заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев, который заявил, что к 2010 году по расчетам Минпромэнерго, доля российского транспортного машиностроения на мировом рынке возрастет до 15%, а к 2015 году – до 18%. Объем экспорта продукции к 2010 году достигнет 33 млрд. рублей, а к 2015 году – 40 млрд. рублей.
Между тем, не дожидаясь заседания правительства РФ по развитию транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта, которое состоится 6 сентября, ОАО «РЖД» уже практически приступило к реализации своих далеко идущих планов. В частности, руководство монополиста совместно с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) подбрасывает идею увеличения тарифа на грузовые перевозки, включив в него инвестиционную надбавку на обновление состава, то есть строительство новых вагонов. Об этом, кстати, вчера на совещании Минтранса и Минпромэнерго, предварявшем правительственное заседание, заявил глава Росжелдора Игорь Ромашов, предложивший увеличить инвестиционную составляющую тарифа.
Как констатируют «Ведомости» со ссылкой на директора Фонда развития трубной промышленности Александра Дейнеку, увеличение тарифа ударит по промышленным отраслям, пользующимся услугами железнодорожного транспорта. Доставка труб на расстояние свыше 3 тыс. километров увеличивает их стоимость на 10%, поэтому из-за высоких транспортных расходов их поставки в Сибирь и на Дальний Восток не выгодны. «Рост тарифов еще больше снизит рентабельность производства», - уверен Александр Дейнека. Впрочем, эти прогнозы в полной мере относятся не только к трубной, но и другим отраслям промышленности.
Заметим, что в существующем ныне тарифе на грузовые железнодорожные перевозки «вагонная» инвестиционная составляющая до 15% уже существует. Сейчас эти средства идут на ремонт подвижного состава. Если планы ОАО «РЖД» будут одобрены правительством, то дополнительные поборы, которые лягут на плечи грузоотправителей, могут значительно возрасти.
По словам Александра Мишарина, давшего понять, что эти деньги впустую потрачены не будут, «согласно стратегии, до 2030 года объем грузоперевозок должен увеличиться в 18,8 раза, а скорость движения возрасти на 26%».
Достичь таких высоких показателей без помощи государства ОАО «РЖД» не сможет, признался господин Мишарин, работавший в свое время заместителем министра путей сообщения РФ. Поэтому правительству предлагается выделить из федерального бюджета на эти цели 2,7 трлн. рублей или 20% от общей суммы инвестиций. Будут обложены своеобразным железнодорожным налогом и субъекты РФ, которым придется выложить 5% от этой суммы, а вот более 70% инвестиционных вливаний, по расчетам Минтранса, произведет частный капитал, в основном компания «Российские железные дороги». «Предполагается, что выполнение программы сможет способствовать росту экономики страны и увеличению ВВП России в 4,5 раза», - заметил Александр Мишарин.
Если программа будет выполнена, то россиян ожидает радужная картина развития железнодорожного транспорта. Будут построены новые ветки стальных магистралей, при этом развитие стратегических линий будет оплачено государством, а пассажирских – из регионального и федерального бюджетов. Грузовые же ветки будут построены за счет частных инвесторов. Всего до 2030 года, по словам замминистра транспорта РФ, планируется построить около 20 тыс. км железных дорог, в том числе в направлении Урал, Магадан и параллельно Транссибу.
Кроме того, получит дальнейшее развитие высокоскоростное движение между Москвой и Санкт-Петербургом, а также из Москвы до Нижнего Новгорода и Берлина. Поезда на этих участках будут курсировать со скоростью 350 км в час. А вот между Москвой и Сочи предполагается пустить специальный пассажирский состав, следующий со скоростью 200 км в час.
Правда, как отмечалось на совещании, все эти планы могут быть подвергнуты корректировке из-за возможного кризиса в производстве дизельных двигателей для железнодорожного транспорта. Об этом заявил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, подчеркнувший, что «часть комплектующих для дизельных двигателей в России не производится и поставляется из-за рубежа». При этом он добавил, что это касается коленвалов и систем электронного впрыска топлива. К тому же, по его словам, многие выпускаемые в России двигатели уже морально устарели. Поэтому, констатировал господин Гапанович, на разработку нового поколения дизельных двигателей потребуется около 150 млн. евро.
Однако озабоченность заместителя главы «РЖД» не разделяет заместитель министра промышленности и энергетики РФ Андрей Дементьев, который заявил, что к 2010 году по расчетам Минпромэнерго, доля российского транспортного машиностроения на мировом рынке возрастет до 15%, а к 2015 году – до 18%. Объем экспорта продукции к 2010 году достигнет 33 млрд. рублей, а к 2015 году – 40 млрд. рублей.
Между тем, не дожидаясь заседания правительства РФ по развитию транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта, которое состоится 6 сентября, ОАО «РЖД» уже практически приступило к реализации своих далеко идущих планов. В частности, руководство монополиста совместно с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) подбрасывает идею увеличения тарифа на грузовые перевозки, включив в него инвестиционную надбавку на обновление состава, то есть строительство новых вагонов. Об этом, кстати, вчера на совещании Минтранса и Минпромэнерго, предварявшем правительственное заседание, заявил глава Росжелдора Игорь Ромашов, предложивший увеличить инвестиционную составляющую тарифа.
Как констатируют «Ведомости» со ссылкой на директора Фонда развития трубной промышленности Александра Дейнеку, увеличение тарифа ударит по промышленным отраслям, пользующимся услугами железнодорожного транспорта. Доставка труб на расстояние свыше 3 тыс. километров увеличивает их стоимость на 10%, поэтому из-за высоких транспортных расходов их поставки в Сибирь и на Дальний Восток не выгодны. «Рост тарифов еще больше снизит рентабельность производства», - уверен Александр Дейнека. Впрочем, эти прогнозы в полной мере относятся не только к трубной, но и другим отраслям промышленности.
Заметим, что в существующем ныне тарифе на грузовые железнодорожные перевозки «вагонная» инвестиционная составляющая до 15% уже существует. Сейчас эти средства идут на ремонт подвижного состава. Если планы ОАО «РЖД» будут одобрены правительством, то дополнительные поборы, которые лягут на плечи грузоотправителей, могут значительно возрасти.