Самые неэффективные госпрограммы
В Минэкономразвития подведены итоги реализации в прошлом году госпрограмм. Самыми неэффективными оказались программы по развитию науки и технологий, а также по обеспечению граждан жильем. Но в целом неэффективной оказалась сама стратегия реализации госпрограмм, оторванных от задач территориального развития.
Правительство распределило госпрограммы по пяти направлениям. Каждая из них была нацелена на решение приоритетных задач в сфере социально-экономического развития и нацбезопасности.
При реализации направления «Инновационное развитие и модернизация экономики», включающего в себя 17 госпрограмм, исполнителям удалось достичь лишь 600 показателей из 1180. Хуже всего обстоят дела с реализацией программ «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» (69,6%) и «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (64,2%). За первую отвечало Минобрнауки, а за вторую - Минсельхоз.
На реализацию программы «Развитие науки и технологий на 2013 по 2020 годы» запланировано 1,5 трлн. рублей. В прошлом году было выделено 157 млрд. рублей, из них, по данным МЭР, было освоено почти 99%. Практически полный расход средств не привел к реализации поставленных целей. В правительственном отчете не объясняются причины этого провала, а лишь отмечается, что на слабой реализации сказалось «недостижение целевых значений большого числа показателей».
Провальной оказалась и еще одна программа, за которую отвечало Минобрнауки, - «Развитие образования». Степень ее реализации оказалась ниже среднего (77,8%). В Минобрнауки слабую реализацию программы объясняют негативным влиянием макроэкономических факторов, приведших к сокращению бюджетных расходов и недостаточному финансированию.
Низкая эффективность зафиксирована у госпрограммы «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы», ответственным за которую был назначен Минкульт. Степень ее реализации оценена в 77,4%, а эффективность работы самого министерства в 50%.
Одни из самых низких показателей реализации оказались у программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», за которую отвечал Минстрой. МЭР оценил реализацию всего в 55% при освоении выделенных средств в 96,2%.
О неэффективности программ в сфере жилищного строительства ранее заявила Счетная палата. В ведомстве отмечали, что программа «Жилье для российской семьи» выполнена всего на 5,7%.
В АИЖК провал программы объяснили нехваткой финансирования. Между тем, по мнению Счетной палаты, она провалилась из-за того, что агентство и Минстрой не проработали эффективные механизмы для реализации программы. Именно поэтому им не удалось добиться запланированного снижения стоимости жилья на 20%.
В мае Минстрой предложил отказаться от проваленной программы, а ее цели и задачи перенести на другие, более успешные программы, также направленные на поддержку жилищного строительства. В качестве альтернативы предлагалось внести цели программы в проект «Ипотека и арендное жилье». В правительстве звучали предложения об объединении всех программ, направленных на поддержку жилищного строительства, в единую.
Наиболее эффективными госпрограммами оказались те, которые входят в направление «Эффективное государство»: «Управление госфинансами и регулирование финансовых рынков», реализуемая Минфином, «Управление федеральным имуществом», за которую отвечает МЭР, программа «Юстиция» Минюста, а также «Внешнеполитическая деятельность» (Министерство иностранных дел). МИД с Минюстом оказались самыми эффективными ведомствами в вопросе освоения бюджетных средств: оба перевыполнили план.
Лидером по эффективности реализации госпрограмм среди госкорпораций по итогам прошлого года стал Росатом с программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».
Кроме того, атомная корпорация получила самую высокую оценку достижения плановых показателей среди существующих госпрограмм. Росатом также оказался в тройке ответственных исполнителей по освоению средств федерального бюджета.
Другая российская госкорпорация – Роскосмос все еще не может наладить эффективную работу. Хотя на амбициозные проекты корпорации выделяются немалые средства, эффективность реализации госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» была признана низкой.
В МЭР также отметили, что Минздрав ухудшил выполнение госпрограмм. В частности, показатели госпрограммы «Развитие здравоохранения» по итогам 2015 года были выше среднего уровня, а по итогам 2016 года — ниже среднего уровня.
Согласно докладу, о низкой эффективности работы первичного звена здравоохранения в ряде регионов свидетельствует высокая доля госпитализации по экстренным показаниям.
Проблема низкой эффективности госпрограмм поднимается чиновниками уже давно. Эксперты, комментируя ситуацию, отмечают, что низкая эффективность при их реализации обусловлена не в последнюю очередь тем, что госпрограммы зачастую оторваны от программ развития, которые реализуются в субъектах. Кроме того, не налажено их системное обеспечение материалами и другими ресурсами.
При реализации направления «Инновационное развитие и модернизация экономики», включающего в себя 17 госпрограмм, исполнителям удалось достичь лишь 600 показателей из 1180. Хуже всего обстоят дела с реализацией программ «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» (69,6%) и «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (64,2%). За первую отвечало Минобрнауки, а за вторую - Минсельхоз.
На реализацию программы «Развитие науки и технологий на 2013 по 2020 годы» запланировано 1,5 трлн. рублей. В прошлом году было выделено 157 млрд. рублей, из них, по данным МЭР, было освоено почти 99%. Практически полный расход средств не привел к реализации поставленных целей. В правительственном отчете не объясняются причины этого провала, а лишь отмечается, что на слабой реализации сказалось «недостижение целевых значений большого числа показателей».
Провальной оказалась и еще одна программа, за которую отвечало Минобрнауки, - «Развитие образования». Степень ее реализации оказалась ниже среднего (77,8%). В Минобрнауки слабую реализацию программы объясняют негативным влиянием макроэкономических факторов, приведших к сокращению бюджетных расходов и недостаточному финансированию.
Низкая эффективность зафиксирована у госпрограммы «Развитие культуры и туризма на 2013–2020 годы», ответственным за которую был назначен Минкульт. Степень ее реализации оценена в 77,4%, а эффективность работы самого министерства в 50%.
Одни из самых низких показателей реализации оказались у программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», за которую отвечал Минстрой. МЭР оценил реализацию всего в 55% при освоении выделенных средств в 96,2%.
О неэффективности программ в сфере жилищного строительства ранее заявила Счетная палата. В ведомстве отмечали, что программа «Жилье для российской семьи» выполнена всего на 5,7%.
В АИЖК провал программы объяснили нехваткой финансирования. Между тем, по мнению Счетной палаты, она провалилась из-за того, что агентство и Минстрой не проработали эффективные механизмы для реализации программы. Именно поэтому им не удалось добиться запланированного снижения стоимости жилья на 20%.
В мае Минстрой предложил отказаться от проваленной программы, а ее цели и задачи перенести на другие, более успешные программы, также направленные на поддержку жилищного строительства. В качестве альтернативы предлагалось внести цели программы в проект «Ипотека и арендное жилье». В правительстве звучали предложения об объединении всех программ, направленных на поддержку жилищного строительства, в единую.
Наиболее эффективными госпрограммами оказались те, которые входят в направление «Эффективное государство»: «Управление госфинансами и регулирование финансовых рынков», реализуемая Минфином, «Управление федеральным имуществом», за которую отвечает МЭР, программа «Юстиция» Минюста, а также «Внешнеполитическая деятельность» (Министерство иностранных дел). МИД с Минюстом оказались самыми эффективными ведомствами в вопросе освоения бюджетных средств: оба перевыполнили план.
Лидером по эффективности реализации госпрограмм среди госкорпораций по итогам прошлого года стал Росатом с программой «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».
Кроме того, атомная корпорация получила самую высокую оценку достижения плановых показателей среди существующих госпрограмм. Росатом также оказался в тройке ответственных исполнителей по освоению средств федерального бюджета.
Другая российская госкорпорация – Роскосмос все еще не может наладить эффективную работу. Хотя на амбициозные проекты корпорации выделяются немалые средства, эффективность реализации госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы» была признана низкой.
В МЭР также отметили, что Минздрав ухудшил выполнение госпрограмм. В частности, показатели госпрограммы «Развитие здравоохранения» по итогам 2015 года были выше среднего уровня, а по итогам 2016 года — ниже среднего уровня.
Согласно докладу, о низкой эффективности работы первичного звена здравоохранения в ряде регионов свидетельствует высокая доля госпитализации по экстренным показаниям.
Проблема низкой эффективности госпрограмм поднимается чиновниками уже давно. Эксперты, комментируя ситуацию, отмечают, что низкая эффективность при их реализации обусловлена не в последнюю очередь тем, что госпрограммы зачастую оторваны от программ развития, которые реализуются в субъектах. Кроме того, не налажено их системное обеспечение материалами и другими ресурсами.