Санкции против Белоруссии и их влияние на отношения страны с Китаем
Западные санкции против Белоруссии дали стимул развитию ее торговых отношений с КНР. Однако геополитические проблемы Минска, влияющие на транзит товаров через границу, все больше волнуют Китай.
Политический кризис 2020 года, а затем и поддержка Минском России против Украины стали заметным стимулом для развития белорусско-китайских отношений. Белорусская сторона ожидала, что дружба с Пекином смягчит действие западных санкций. И действительно, по итогам 2022 года Китай стал вторым торговым партнером Белоруссии: товарооборот с КНР составил практически 5,8 млрд долларов, увеличившись за последние пять лет в 1,5 раза.
Вместе с тем, введенные Польшей и Литвой ограничения на границах с РБ серьезно отражаются на интересах Китая, которому Белоруссия всегда была интересна в первую очередь своим географическим положением. Так, провластный аналитик Георгий Гриц в эфире белорусского госканала заявил, что «китайские компании стали невольными заложниками санкционной политики против Белоруссии».
Отрицательное сальдо торговли с Китаем сохраняется
Как следует из экономической статистики, в торговых отношениях Белоруссии и Китая действительно наблюдается позитив. «Белоруссия смогла перенаправить часть своих товаров в Китай благодаря помощи России, например, древесину и калий. Без помощи Китая и России белорусская экономика могла бы довольно сильно упасть», − объясняет директор центра экономических исследований BEROC Лев Львовский.
Вместе с тем, торговля с Китаем выросла количественно, но не качественно, отмечает Ольга Алешко-Лесселс, научный сотрудник центра исследований EAST Center: «За счет импортозамещения Китай наращивает свои поставки в Белоруссию, импорт растет. Хотя экспорт в Китай тоже растет, у нас все равно сохраняется отрицательное торговое сальдо». Так, по данным экспертов проекта «Нашы грошы», отрицательное сальдо в 2022 году составило $1,5 млрд.
Однако в торговле с Китаем есть проблемы с рентабельностью. Львовский объясняет, что когда Белоруссия поставляла древесину в Евросоюз, это были люксовые индивидуальные малые партии, то есть товары с высокой добавленной стоимостью. Однако Китай интересует оптовая закупка лесоматериалов − и недорого.
«Похожая ситуация с калием. Везти калий через Россию по железной дороге намного дороже, чем морем, как мы делали раньше. Есть и ограничения по мощности железной дороги», − отмечает экономист и добавляет, что эта ситуация ставит РБ в сильную зависимость от России. Кроме того, с учетом падения цен на калий на мировом рынке вполне возможно, что скоро такие отгрузки станут просто нерентабельными.
Вместе с тем, введенные Польшей и Литвой ограничения на границах с РБ серьезно отражаются на интересах Китая, которому Белоруссия всегда была интересна в первую очередь своим географическим положением. Так, провластный аналитик Георгий Гриц в эфире белорусского госканала заявил, что «китайские компании стали невольными заложниками санкционной политики против Белоруссии».
Отрицательное сальдо торговли с Китаем сохраняется
Как следует из экономической статистики, в торговых отношениях Белоруссии и Китая действительно наблюдается позитив. «Белоруссия смогла перенаправить часть своих товаров в Китай благодаря помощи России, например, древесину и калий. Без помощи Китая и России белорусская экономика могла бы довольно сильно упасть», − объясняет директор центра экономических исследований BEROC Лев Львовский.
Вместе с тем, торговля с Китаем выросла количественно, но не качественно, отмечает Ольга Алешко-Лесселс, научный сотрудник центра исследований EAST Center: «За счет импортозамещения Китай наращивает свои поставки в Белоруссию, импорт растет. Хотя экспорт в Китай тоже растет, у нас все равно сохраняется отрицательное торговое сальдо». Так, по данным экспертов проекта «Нашы грошы», отрицательное сальдо в 2022 году составило $1,5 млрд.
Однако в торговле с Китаем есть проблемы с рентабельностью. Львовский объясняет, что когда Белоруссия поставляла древесину в Евросоюз, это были люксовые индивидуальные малые партии, то есть товары с высокой добавленной стоимостью. Однако Китай интересует оптовая закупка лесоматериалов − и недорого.
«Похожая ситуация с калием. Везти калий через Россию по железной дороге намного дороже, чем морем, как мы делали раньше. Есть и ограничения по мощности железной дороги», − отмечает экономист и добавляет, что эта ситуация ставит РБ в сильную зависимость от России. Кроме того, с учетом падения цен на калий на мировом рынке вполне возможно, что скоро такие отгрузки станут просто нерентабельными.