Санкт-Петербургский порт ждет очередной передел?
В ближайшее время может быть парализован один из крупнейших российских портов Петербургский. Как утверждает пресс-служба Арбитражного суда С.-Петербурга и Ленинградской области, в настоящее время Прокуратурой подано 13 исков, в отношении портовиков.
Иски получили три из пяти компаний, принадлежащих Владимиру Лисину, работающих в порту (Первая и Четвертая стивидорные компании и Морской порт СПб), Первый контейнерный терминал (совладельцы Северстальтранс и депутат Госдумы Виталий Южилин), еще одна дочка Северстальтранса Нева-Металл, принадлежащий Уралкалию Балтийский балкерный терминал, а также небольшие сервисные компании Портовый флот и Инфлот-Порт
По мнению прокурорских работников, данные компании арендуют причалы незаконно, так как они являются госимуществом не подлежащим приватизации. По подобной схеме Росимущество уже отсудило у группы Истлайн, аэропорт Домодедово. Напомним, что еще в феврале Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение о незаконности договора, по которому терминал Домодедово и движимое имущества аэропорта было в 1997 году передано компании Ист Лайн. Согласно ему, здание и движимое имущество аэропорта было передано ГУП Домодедовское производственное объединение гражданской авиации компании Домодедово-2, где ГУП получил 48,65% акций, а принадлежащая Ист Лайну Hacienda Investments Ltd.? 50,66%. После допэмиссий доля государства была размыта, и имущество было фактически приватизировано Ист Лайном.
Как говорит гендиректор Морпорта СПб Сергей Челядин: - Еще в январе почти все крупнейшие операторы питерского порта получили предупреждения от прокуроров по их арендным договорам за 1995-2005 гг., Ведь заключались они не с Росимуществом, а с госуправлением Морская администрация порта Санкт-Петербург и ФГУП Росморпорт.
Между тем, вчера в Госдуме депутаты, руководители морских портов, обсудили на парламентских слушаниях ситуацию, которая сложилась в области госрегулирования деятельности морских портов, в том числе ситуацию с передачей причалов в аренду.
На слушаниях отмечалось, что скорейшее принятие закона О морских портах в увязке с нормативными актами, регулирующими порядок сдачи в аренду и реконструкции гидротехнических сооружений причалов, даст мощный толчок развитию портового хозяйства РФ. По мнению депутатов, частным инвесторам нужно предоставить гарантии по долгосрочной аренде объектов инфраструктуры, в первую очередь, причалов и земельных участков. Это важно для привлечения средств в развитие портовой инфраструктуры: строительство специализированных перегрузочных терминалов, складов, железнодорожных путей, внедрение новых технологий, приобретение новой техники и прочее.
Депутаты и бизнесмены сошлись в том, что государство плохо управляет имуществом морских и речных портов. Не принесло и значительных улучшений создание ФГУП Росморпорт, задачей которого должна была стать координация этой деятельности. Например, по состоянию на июнь 2006 года на его балансовый учет было принято от администраций морских портов 1682 объекта недвижимости общей балансовой стоимостью около 13 млрд. рублей и движимое имущество общей балансовой стоимостью почти 18 млрд. рублей. Но состав этого имущества пока полностью не определен.
До настоящего времени Росимущество, Росморречфлот и ФГУП Росморпорт, так и не разработали типовой договор аренды и методику расчетных арендных платежей за сдаваемое имущество. А утвержденные Минимуществом и Минтрансом четыре года назад рекомендации сегодня уже недействительны.
Еще в январе губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко направляла письмо на имя премьера Фрадкова, в котором она говорила, что работа порта может быть дестабилизирована. Операторы страдают от неурегулированности на федеральном уровне порядка передачи в аренду причалов, объясняла она.
Однако это письмо было оправлено по инстанциям, и кроме отписок, вроде удовлетворение требований прокуратуры будет противоречить интересам РФ, губернатор не получала.
Проблема состоит еще и в том, что такая судьба может ожидать любой порт страны. Если вопрос аренды не решить в ближайшее время, то все порты России в скором времени могут остановиться. Уже сейчас ведущие судоходные компании предпочитают порты Латвии и других стран Балтии., причалам в Санкт-Петербурге.
Остается непонятным одно кому это все нужно? Прокуратуре? Но она, как известно в нашей стране, не самостоятельна и обычно действует по чьей-то указке. Росимуществу? Проблему с ним можно было бы решить на уровне кабинета министров.
Скорее всего, идет очередной передел собственности, в ходе которого договора, будут заключены со своими арендаторами. Россия в результате потеряет миллионы долларов, из-за простоя причалов, а чиновники в который раз набьют себе карманы.
По мнению прокурорских работников, данные компании арендуют причалы незаконно, так как они являются госимуществом не подлежащим приватизации. По подобной схеме Росимущество уже отсудило у группы Истлайн, аэропорт Домодедово. Напомним, что еще в феврале Арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение о незаконности договора, по которому терминал Домодедово и движимое имущества аэропорта было в 1997 году передано компании Ист Лайн. Согласно ему, здание и движимое имущество аэропорта было передано ГУП Домодедовское производственное объединение гражданской авиации компании Домодедово-2, где ГУП получил 48,65% акций, а принадлежащая Ист Лайну Hacienda Investments Ltd.? 50,66%. После допэмиссий доля государства была размыта, и имущество было фактически приватизировано Ист Лайном.
Как говорит гендиректор Морпорта СПб Сергей Челядин: - Еще в январе почти все крупнейшие операторы питерского порта получили предупреждения от прокуроров по их арендным договорам за 1995-2005 гг., Ведь заключались они не с Росимуществом, а с госуправлением Морская администрация порта Санкт-Петербург и ФГУП Росморпорт.
Между тем, вчера в Госдуме депутаты, руководители морских портов, обсудили на парламентских слушаниях ситуацию, которая сложилась в области госрегулирования деятельности морских портов, в том числе ситуацию с передачей причалов в аренду.
На слушаниях отмечалось, что скорейшее принятие закона О морских портах в увязке с нормативными актами, регулирующими порядок сдачи в аренду и реконструкции гидротехнических сооружений причалов, даст мощный толчок развитию портового хозяйства РФ. По мнению депутатов, частным инвесторам нужно предоставить гарантии по долгосрочной аренде объектов инфраструктуры, в первую очередь, причалов и земельных участков. Это важно для привлечения средств в развитие портовой инфраструктуры: строительство специализированных перегрузочных терминалов, складов, железнодорожных путей, внедрение новых технологий, приобретение новой техники и прочее.
Депутаты и бизнесмены сошлись в том, что государство плохо управляет имуществом морских и речных портов. Не принесло и значительных улучшений создание ФГУП Росморпорт, задачей которого должна была стать координация этой деятельности. Например, по состоянию на июнь 2006 года на его балансовый учет было принято от администраций морских портов 1682 объекта недвижимости общей балансовой стоимостью около 13 млрд. рублей и движимое имущество общей балансовой стоимостью почти 18 млрд. рублей. Но состав этого имущества пока полностью не определен.
До настоящего времени Росимущество, Росморречфлот и ФГУП Росморпорт, так и не разработали типовой договор аренды и методику расчетных арендных платежей за сдаваемое имущество. А утвержденные Минимуществом и Минтрансом четыре года назад рекомендации сегодня уже недействительны.
Еще в январе губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко направляла письмо на имя премьера Фрадкова, в котором она говорила, что работа порта может быть дестабилизирована. Операторы страдают от неурегулированности на федеральном уровне порядка передачи в аренду причалов, объясняла она.
Однако это письмо было оправлено по инстанциям, и кроме отписок, вроде удовлетворение требований прокуратуры будет противоречить интересам РФ, губернатор не получала.
Проблема состоит еще и в том, что такая судьба может ожидать любой порт страны. Если вопрос аренды не решить в ближайшее время, то все порты России в скором времени могут остановиться. Уже сейчас ведущие судоходные компании предпочитают порты Латвии и других стран Балтии., причалам в Санкт-Петербурге.
Остается непонятным одно кому это все нужно? Прокуратуре? Но она, как известно в нашей стране, не самостоятельна и обычно действует по чьей-то указке. Росимуществу? Проблему с ним можно было бы решить на уровне кабинета министров.
Скорее всего, идет очередной передел собственности, в ходе которого договора, будут заключены со своими арендаторами. Россия в результате потеряет миллионы долларов, из-за простоя причалов, а чиновники в который раз набьют себе карманы.