Михаил Черной требует от Олега Дерипаски три миллиарда долларов, или грозит отобрать у него 40% акций Русала. Эксперты подчеркивают, что если документы, на которые ссылается Черной в своих претензиях, действительно существуют, то у него есть серьезные шансы на успех в суде. И тогда эти претензии могут серьезно осложнить перспективы создания большого Русала, где Олег Дерипаска должен получить львиную долю. Иск, которым Черной грозит Дерипаске, уже создал определенные сложности последнему. Так, IFC и ЕБРР, кредитующие проекты Русала, в совместном заявлении сообщили, что будут внимательно следить за развитием ситуации. Да и партнеры по грядущему объединению не оставят этот скандал без внимания.
С характеристикой Олега Дерипаски как гениального менеджера приходится встречаться не так уж редко. Тем не менее, менеджер менеджеру рознь. Дерипаска не относится к той категории управленцев, которых принято называть крепкими хозяйственниками и которые добиваются успехов, управляя производством. Скорее наоборот, попадая в сферу влияния российского мультимиллиардера, многие предприятия демонстрируют если не спад производства, то заметную стагнацию.
Впрочем, не всегда в этом только вина Дерипаски. Так, скажем, Горьковский автозавод уже находился на спаде, когда туда пришла команда Дерипаски. Другой вопрос, что команда алюминщиков так и не смогла вдохнуть новую жизнь в предприятие. Завод уже с десяток лет ищет новую модель легкового автомобиля, которая могла бы прийти на смену Волге. Однако, кроме новых модификаций самой Волги, устаревающих морально еще на стадии разработки, на ГАЗе так ничего и не рождается. Причем однажды, будучи в Америке, Олег Дерипаска даже заявил, что Волга снимается-таки заводом с производства. Но, видимо, не имея замены, ей все же продлили жизнь.
Очевидно, что управление производством не является сильной стороной Олега Дерипаски. Мультимиллиардером он стал все же большей частью за счет искусства грин-мэйла, т.е. поглощения, как правило недружественного, наиболее привлекательных предприятий. Именно таким образом была создана его алюминиевая империя. И самое активное участие в этом в свое время принимал Михаил Черной, у которого Дерипаска начинал одним из менеджеров. Тогда Черной называл Дерипаску надежным партнером, которому он доверяет.
Но весной 2001 года Черной решил выйти из бизнеса, продав свои активы Дерипаске. Подписанное сторонами соглашение предусматривало, что Черной продаст 17,5% акций компании Сибал Дерипаске по предварительной цене $100 млн., но кроме этого покупатель обязался погасить задолженность Сибала в $150 млн. перед компанией Черного Bluezwed. Но было еще и дополнительное соглашение, обязательства по которому, как утверждает теперь Черной, Дерипаска не выполнил.
Своего бывшего партнера Олег Дерипаска теперь называет вымогателем, тогда как Черной утверждает, что Дерипаска не расплатился с ним за пакет в 20% акций Русала. Теперь Черной хочет либо компенсацию в размере $3 млрд., либо возврата уже 40% акций Русала. Он заявил, что все это время Дерипаска единолично распоряжался прибылью Русала, выкупал на нее акции у Абрамовича, а, следовательно, теперь должен компенсировать убытки бывшего партнера.
Впрочем, Олегу Дерипаске не привыкать к корпоративным войнам. Еще свежи в памяти, так называемые, лесные войны за контроль над российскими целлюлозно-бумажными комбинатами. Среди его оппонентов были такие известные предприниматели, как Живило, Быков, Андреев и другие. Примечательно, что многие из них не стесняясь обвиняли Олега Дерипаску в воровстве своих активов. Стоит обратить внимание и на то, что в большинстве из этих конфликтов Дерипаска и Черной выступали в одной компании. Некоторые даже называют Михаила Черного учителем Дерипаски. Ну, что ж, какой учитель, такие и ученики.
Из большинства историй Дерипаска вышел с прибылью для себя. А вот последствия для его партнеров были разные. От иных откупились. Но так повезло не всем. Кто-то вынужден был провести некоторое время в местах, как принято говорить, не столь отдаленных, кому-то и вовсе пришлось бежать из страны. Странная история случилась, например, с Антоном Малевским, одним из лидеров Измайловской ОПГ, входившим в тандем совладельцев Русского алюминия. Профессионал парашютного спорта, он однажды разбился, и до сих пор неизвестно, произошло ли это случайно.
Очевидно, что из скандала с Михаилом Черным Олег Дерипаска выйдет если и не приумножив свои капиталы, то, скорее всего, без серьезных финансовых потерь. Моральный ущерб может оказаться значительнее. Партнеры по грядущему объединению СУАЛ и Glencore - могут задуматься и о своем будущем. Проект объединения предусматривает, что 21,5% в большом Русале получат Виктор Вексельберг и его партнеры. Еще около 14% уйдет Glencore. Но теперь и Вексельберг, и Glencore могут задуматься, какие перспективы ждут их в партнерстве с Олегом Дерипаской. Ведь рано или поздно он может захотеть получить под контроль всю компанию, и не надо далеко ходить за примерами, чтобы понять, какие методы Дерипаска будет использовать, чтобы избавиться от надоевших партнеров.
Таким образом, иск Черного ставит под угрозу создание крупнейшей в мире и наиболее прибыльной компании-производителя первичного алюминия. Аналитики уже ставили объединенную компанию Русала, СУАЛа и Glencore выше Alcoa и Alcan, но теперь может случиться, что до слияния дело так и не дойдет.