Сборщика налогов призывают в армию?
Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов может вскоре покинуть свой пост. Об этом, со ссылкой на источники в администрации президента, правительстве и налоговом ведомстве сообщили накануне «Ведомости».
По одной из версий чиновник перейдет на новое место работы в Минобороны, что позволит Анатолию Сердюкову усилить свою команду. По другой – у Кремля к руководителю ФНС накопилось много вопросов, связанных с валом жалоб бизнесменов на давление со стороны налоговиков. А глава Минфина Алексей Кудрин, якобы, попросту нашел повод сместить человека, с которым у него давние разногласия.
Руководителя ФНС России Михаила Мокрецова «сватают» в Минобороны, где работает его предшественник, бывший главный налоговик Анатолий Сердюков. По словам источников в военном ведомстве, слухи о назначении Мокрецова действительно ходят, причем, скорее всего это будет должность не ниже замминистра: он будет либо курировать финансово-экономический блок, либо госзакупки Минобороны.
Сейчас решение о судьбе Мокрецова вроде бы находится на утверждении у руководства страны и может быть принято в скором времени. «Он сам хотел перейти на другую работу», - утверждает сотрудник Минфина, по словам которого на днях Мокрецов собирал своих подчиненных на совещание, на котором объявил, что до 2 марта в правительстве подпишут указ о его отставке. «Это не оргвыводы, просто службе нужна свежая кровь», - говорит один из осведомленных источников в Белом доме.
Однако, по мнению экспертов, отставка нынешнего главы ФНС может произойти из-за давних аппаратных разногласий. «Система налоговых органов, с того момента как ее возглавил Сердюков, фактически замыкалась на Игоре Сечине, в бытность его могущественным заместителем руководителя администрации президента и фактическом главе президентской канцелярии. Однако после ухода Сечина на передний план вышли аппаратные разногласия, которые существовали между Мокрецовым и его формальным куратором по линии правительства – вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным», - заявил «Веку» президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. Ясно, говорит политолог, что сегодня главной головной болью для Кремля и правительства является резкое снижение собираемости налогов, обусловленное падением деловой активности и прибыли предприятий в условиях экономического кризиса.
«Виноват в этом не Мокрецов, виновата в этом сама структура российской экономики, которая не лечится. Но это хороший повод, чтобы избавиться от человека, утратившего былых аппаратных покровителей, и не входящего в команду Кудрина. Эта отставка полностью бы отвечала интересам Минфина, при этом, на мой взгляд, с точки зрения администрирования налогов Михаил Мокрецов является не самым плохим чиновником и специалистом, но сейчас совокупный аппаратный вес покровителей Мокрецова резко снизился, и сложилась благоприятная ситуация для его замены».
Действительно, министр финансов на недавней коллегии ФНС призывал смягчить давление на бизнес, заявляя, что нельзя серьезно ограничивать налоговые органы в их праве доначислять налоги, но и не нужно считать, что без санкции, без доначисления нельзя уйти с проверки. Возросло, по словам Кудрина, и количество нареканий из-за получения физлицами возмещения подоходного налога. Все это, по словам Кудрина, ведет к снижению доверия к налоговым органам, прокуратура обвиняет их в избыточном наезде и давлении на предпринимателей.
Методы работы ФНС, по всей видимости, могли вызвать и недовольство Кремля. Непонятно, например, почему налоговые льготы, необходимые для модернизации экономики, так и не заработали. Поговаривают, что это вина плохого налогового администрирования. По словам Белковского, общая линия действия налоговых органов при Сердюкове, а потом и при Мокрецове состояла в крайне жестком подходе к налогоплательщикам и в максимальном давлении на них с целью как обеспечения федеральных налогов в полной мере, так и перекрытия каких-либо легальных каналов неуплаты налогов.
«Уровень номинальной налоговой нагрузки в РФ, по официальным данным, составляет порядка 40% ВВП, в то же время, по независимым данным рыночных аналитических структур, этот показатель составляет 50-60% ВВП, что в целом приблизительно соответствует уровню развитых стран. Однако, для России высокий уровень налоговой нагрузки не компенсируется, как в развитых странах низким уровнем стоимости рыночных займов, высоким развитием экономической инфраструктуры, защищенностью бизнеса с точки зрения законодательства», - пояснил «Веку» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. У российских предприятий, по мнению аналитика, сейчас недостаточно собственных ресурсов для модернизации, что является в итоге одной из причин сохранения в РФ высокой инфляции, отпугивающей западных инвесторов. А борьба с коррупцией ведется без создания предпосылок для перемещения финансовых потоков из спекулятивного сектора, прежде всего посреднических услуг, на сегмент реальных вложений. Для ее успеха требуется создание в реальной экономике благоприятного налогового и инфляционного климата, что также отражает необходимость роста госрасходов.
«Такая ситуация является дестимулирующей для сегмента частных инвестиций в экономику РФ. Отсюда и жалобы бизнеса на работу налоговиков, хотя их деятельность в сущности лишь отражает общую ситуацию в сфере экономики РФ, - говорит Александр Осин. - Проблема и в том, что на фоне определенных льгот в текущий период на рынке остаются ожидания существенного повышения налоговой нагрузки».
Как сообщил «Веку» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган, претензии к налоговикам предъявляются не первый год. По долгу службы депутат напрямую контактирует с представителями бизнеса и получает от них многочисленные жалобы на давление со стороны ФНС.
«Мы действительно ждем модернизации, мы ждем активизации предпринимательского сообщества, но, к сожалению, это все разбивается о слишком «усердную» работу ФНС и, скорее всего, это идет от руководства службы. То есть, там ставится задача максимального изъятия, и это делается по каким-то определенным методологиям и внутренним инструкциям, которые никому не известны. И все предприниматели загоняются в суды, в которых вынуждены отстаивать свою точку зрения, при этом очень тяжело доказать, что ты не виноват. Так о какой модернизации и о каком развитии можно говорить? При этом, чем жестче экономические условия, тем жестче прессинг», - говорит Александр Коган.
С одной стороны, полагает парламентарий, Михаила Мокрецова тоже можно понять – «перед ним же ставят план, и попробуй не собери». Но на другой чаше весов он получает установку «бизнес не кошмарить», и депутаты принимают решение по инициативе президента об ограничении количества проверок. «Второе – декриминализация проверок, что для ФНС тоже стало не очень приятным известием, - говорит Александр Коган. - Во всем этом нужно искать золотую середину, но ФНС выбирает административное давление, потому что жалобы нам идут достаточно серьезные. Ладно, когда нерадивых «душат», а когда это компании, которые по три-четыре года судятся, в итоге доказывая свою правоту, и по выписанным актам остается 5-10% от того, что было начислено, это, конечно, наводит на мысль, что поставленные перед ФНС задачи уже превращаются в налоговое преследование, а не в проверку налоговой дисциплины».
Вполне вероятно, на отставку Михаила Мокрецова повлияли и недавние крупные «налоговые скандалы» с возвратом из госбюджета налоговых выплат. Примером служит скандальное дело, связанное с фирмами, которыми управляла Hermitage Capital Managient известного инвестора Билла Браудера. Как ранее писал «Век», Браудер утверждает, что в России была совершена широкомасштабная коррупционная афера, в ходе которой созданные им в России дочерние компании были использованы посторонними лицами для мошеннического получения из государственной казны $230 млн. в качестве возвращенных налоговых отчислений. В деле, по словам инвестора, были замешаны сотрудники налоговых инспекций №25 и №28 по г. Москва, с помощью которых из российского бюджета была похищена вышеозначенная кругленькая сумма. Печальным итогом стала недавняя смерть в СИЗО юриста Hermitage Сергея Магнитского.
«Да, это вполне осознанные коррупционные действия, но я думаю, что замыкаются они не на Мокрецове, а на налоговых чиновниках среднего звена. Опять же это может быть поводом, но не реальной причиной отставки», - убежден Станислав Белковский. Как бы то ни было, бизнесмены сомневаются, что кадровая перестановка в ФНС снизит административное давление, ведь во время каждой налоговой проверки обязательно надо что-то обнаружить, иначе могут подумать, что плохо работали. По мнению Александра Когана, выход все-таки есть.
«Ведь лидеры государства заявили о том, что нужно определить презумпцию добросовестности налогоплательщика, и дать ему возможность развиваться. В принципе, могу сказать, что в последнее время это налоговое давление несколько снизилось. Ситуация в любом случае улучшается и внутри самой налоговой службы уже, видимо, нет таких жестких установок. Вопросы, конечно, остаются, и новый человек, который возглавит ФНС, должен будет учитывать все внешние факторы». Что касается Михаила Мокрецова, то депутат полагает, что все может быть гораздо проще – Минобороны укрепляет свой кадровый потенциал.
«На финансирование Минобороны за время, когда его главой стал Сердюков, стало выделяться гораздо больше средств. Вопрос финансовой дисциплины в Вооруженных силах очень актуален и сегодня. Мне кажется, если Сердюков считает необходимым усилить свои позиции в Минобороны, взять к себе Мокрецова, то это, наоборот, подчеркивает заслуги, а не недостатки последнего» - резюмирует Коган. Кандидатами на кресло главы ФНС СМИ называют заместителя главы налоговой службы Татьяну Швецову, заместителя министра обороны Дмитрия Чушкина, а также президента группы компаний UFG Asset Managient Михаила Мишустина.
Руководителя ФНС России Михаила Мокрецова «сватают» в Минобороны, где работает его предшественник, бывший главный налоговик Анатолий Сердюков. По словам источников в военном ведомстве, слухи о назначении Мокрецова действительно ходят, причем, скорее всего это будет должность не ниже замминистра: он будет либо курировать финансово-экономический блок, либо госзакупки Минобороны.
Сейчас решение о судьбе Мокрецова вроде бы находится на утверждении у руководства страны и может быть принято в скором времени. «Он сам хотел перейти на другую работу», - утверждает сотрудник Минфина, по словам которого на днях Мокрецов собирал своих подчиненных на совещание, на котором объявил, что до 2 марта в правительстве подпишут указ о его отставке. «Это не оргвыводы, просто службе нужна свежая кровь», - говорит один из осведомленных источников в Белом доме.
Однако, по мнению экспертов, отставка нынешнего главы ФНС может произойти из-за давних аппаратных разногласий. «Система налоговых органов, с того момента как ее возглавил Сердюков, фактически замыкалась на Игоре Сечине, в бытность его могущественным заместителем руководителя администрации президента и фактическом главе президентской канцелярии. Однако после ухода Сечина на передний план вышли аппаратные разногласия, которые существовали между Мокрецовым и его формальным куратором по линии правительства – вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным», - заявил «Веку» президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. Ясно, говорит политолог, что сегодня главной головной болью для Кремля и правительства является резкое снижение собираемости налогов, обусловленное падением деловой активности и прибыли предприятий в условиях экономического кризиса.
«Виноват в этом не Мокрецов, виновата в этом сама структура российской экономики, которая не лечится. Но это хороший повод, чтобы избавиться от человека, утратившего былых аппаратных покровителей, и не входящего в команду Кудрина. Эта отставка полностью бы отвечала интересам Минфина, при этом, на мой взгляд, с точки зрения администрирования налогов Михаил Мокрецов является не самым плохим чиновником и специалистом, но сейчас совокупный аппаратный вес покровителей Мокрецова резко снизился, и сложилась благоприятная ситуация для его замены».
Действительно, министр финансов на недавней коллегии ФНС призывал смягчить давление на бизнес, заявляя, что нельзя серьезно ограничивать налоговые органы в их праве доначислять налоги, но и не нужно считать, что без санкции, без доначисления нельзя уйти с проверки. Возросло, по словам Кудрина, и количество нареканий из-за получения физлицами возмещения подоходного налога. Все это, по словам Кудрина, ведет к снижению доверия к налоговым органам, прокуратура обвиняет их в избыточном наезде и давлении на предпринимателей.
Методы работы ФНС, по всей видимости, могли вызвать и недовольство Кремля. Непонятно, например, почему налоговые льготы, необходимые для модернизации экономики, так и не заработали. Поговаривают, что это вина плохого налогового администрирования. По словам Белковского, общая линия действия налоговых органов при Сердюкове, а потом и при Мокрецове состояла в крайне жестком подходе к налогоплательщикам и в максимальном давлении на них с целью как обеспечения федеральных налогов в полной мере, так и перекрытия каких-либо легальных каналов неуплаты налогов.
«Уровень номинальной налоговой нагрузки в РФ, по официальным данным, составляет порядка 40% ВВП, в то же время, по независимым данным рыночных аналитических структур, этот показатель составляет 50-60% ВВП, что в целом приблизительно соответствует уровню развитых стран. Однако, для России высокий уровень налоговой нагрузки не компенсируется, как в развитых странах низким уровнем стоимости рыночных займов, высоким развитием экономической инфраструктуры, защищенностью бизнеса с точки зрения законодательства», - пояснил «Веку» главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. У российских предприятий, по мнению аналитика, сейчас недостаточно собственных ресурсов для модернизации, что является в итоге одной из причин сохранения в РФ высокой инфляции, отпугивающей западных инвесторов. А борьба с коррупцией ведется без создания предпосылок для перемещения финансовых потоков из спекулятивного сектора, прежде всего посреднических услуг, на сегмент реальных вложений. Для ее успеха требуется создание в реальной экономике благоприятного налогового и инфляционного климата, что также отражает необходимость роста госрасходов.
«Такая ситуация является дестимулирующей для сегмента частных инвестиций в экономику РФ. Отсюда и жалобы бизнеса на работу налоговиков, хотя их деятельность в сущности лишь отражает общую ситуацию в сфере экономики РФ, - говорит Александр Осин. - Проблема и в том, что на фоне определенных льгот в текущий период на рынке остаются ожидания существенного повышения налоговой нагрузки».
Как сообщил «Веку» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган, претензии к налоговикам предъявляются не первый год. По долгу службы депутат напрямую контактирует с представителями бизнеса и получает от них многочисленные жалобы на давление со стороны ФНС.
«Мы действительно ждем модернизации, мы ждем активизации предпринимательского сообщества, но, к сожалению, это все разбивается о слишком «усердную» работу ФНС и, скорее всего, это идет от руководства службы. То есть, там ставится задача максимального изъятия, и это делается по каким-то определенным методологиям и внутренним инструкциям, которые никому не известны. И все предприниматели загоняются в суды, в которых вынуждены отстаивать свою точку зрения, при этом очень тяжело доказать, что ты не виноват. Так о какой модернизации и о каком развитии можно говорить? При этом, чем жестче экономические условия, тем жестче прессинг», - говорит Александр Коган.
С одной стороны, полагает парламентарий, Михаила Мокрецова тоже можно понять – «перед ним же ставят план, и попробуй не собери». Но на другой чаше весов он получает установку «бизнес не кошмарить», и депутаты принимают решение по инициативе президента об ограничении количества проверок. «Второе – декриминализация проверок, что для ФНС тоже стало не очень приятным известием, - говорит Александр Коган. - Во всем этом нужно искать золотую середину, но ФНС выбирает административное давление, потому что жалобы нам идут достаточно серьезные. Ладно, когда нерадивых «душат», а когда это компании, которые по три-четыре года судятся, в итоге доказывая свою правоту, и по выписанным актам остается 5-10% от того, что было начислено, это, конечно, наводит на мысль, что поставленные перед ФНС задачи уже превращаются в налоговое преследование, а не в проверку налоговой дисциплины».
Вполне вероятно, на отставку Михаила Мокрецова повлияли и недавние крупные «налоговые скандалы» с возвратом из госбюджета налоговых выплат. Примером служит скандальное дело, связанное с фирмами, которыми управляла Hermitage Capital Managient известного инвестора Билла Браудера. Как ранее писал «Век», Браудер утверждает, что в России была совершена широкомасштабная коррупционная афера, в ходе которой созданные им в России дочерние компании были использованы посторонними лицами для мошеннического получения из государственной казны $230 млн. в качестве возвращенных налоговых отчислений. В деле, по словам инвестора, были замешаны сотрудники налоговых инспекций №25 и №28 по г. Москва, с помощью которых из российского бюджета была похищена вышеозначенная кругленькая сумма. Печальным итогом стала недавняя смерть в СИЗО юриста Hermitage Сергея Магнитского.
«Да, это вполне осознанные коррупционные действия, но я думаю, что замыкаются они не на Мокрецове, а на налоговых чиновниках среднего звена. Опять же это может быть поводом, но не реальной причиной отставки», - убежден Станислав Белковский. Как бы то ни было, бизнесмены сомневаются, что кадровая перестановка в ФНС снизит административное давление, ведь во время каждой налоговой проверки обязательно надо что-то обнаружить, иначе могут подумать, что плохо работали. По мнению Александра Когана, выход все-таки есть.
«Ведь лидеры государства заявили о том, что нужно определить презумпцию добросовестности налогоплательщика, и дать ему возможность развиваться. В принципе, могу сказать, что в последнее время это налоговое давление несколько снизилось. Ситуация в любом случае улучшается и внутри самой налоговой службы уже, видимо, нет таких жестких установок. Вопросы, конечно, остаются, и новый человек, который возглавит ФНС, должен будет учитывать все внешние факторы». Что касается Михаила Мокрецова, то депутат полагает, что все может быть гораздо проще – Минобороны укрепляет свой кадровый потенциал.
«На финансирование Минобороны за время, когда его главой стал Сердюков, стало выделяться гораздо больше средств. Вопрос финансовой дисциплины в Вооруженных силах очень актуален и сегодня. Мне кажется, если Сердюков считает необходимым усилить свои позиции в Минобороны, взять к себе Мокрецова, то это, наоборот, подчеркивает заслуги, а не недостатки последнего» - резюмирует Коган. Кандидатами на кресло главы ФНС СМИ называют заместителя главы налоговой службы Татьяну Швецову, заместителя министра обороны Дмитрия Чушкина, а также президента группы компаний UFG Asset Managient Михаила Мишустина.