Дмитрий Наумов — 05.08.2013 12:34

Сергей Ларионов: С неба не падает, в воде не тонет

Мелкие воришки сидят под стражей, а те, кто залезает в государственный карман, ходят на свободе, купаются в золоте и строят головокружительную карьеру. В древние времена был такой обряд посвящения - инициации, как знак возмужания и перехода на новую социальную ступень.

В современном мире у государственных мужей появилась своя интерпретация этой традиции: не пойман – не вор, ушел безнаказанным от правосудия – иди во власть. Там, среди себе подобных найдешь и защиту, и новые возможности для сказочного обогащения. Говорят, что одни теряют сон из-за крупных хищений, другие – от мысли, что воруют по мелочам. У нашего героя начиналось все с нескольких кулей муки, а закончилось сотнями миллионов разворованных бюджетных средств. Спит ли спокойно народный депутат Ларионов?

Сергею Ларионову везло. Везло всегда. Все его мечты сбывались. Он построил прекрасную карьеру, сказочно разбогател, обзавелся недвижимостью, стал фаворитом при власти. А молниеносное восхождение по карьерной лестнице начиналось в далеком Усть-Майском улусе, когда в прошлом выпускник Омского летно-технического училища гражданской авиации был назначен директором ГУП «Аэропорт Усть-Мая» даже без приказа или контракта о назначении.

Наверняка сегодня генеральный директор Ленского объединенного речного пароходства Сергей Ларионов с улыбкой вспоминает свой первый опыт по растворению бюджетных средств. По материалам проверки Государственного Контрольного управления при Президенте РС (Я) он получил его в начале 2000-х, когда правительство Якутии передало в аэропорт Усть-Маи муку на сумму 100 тыс рублей в виде целевого беспроцентного займа. Мука вскоре исчезла, а деньги в казну не вернулись. Что с ними произошло, директор «Аэропорт Усть-Мая» Сергей Ларионов объяснить проверяющим так и не смог.

Не исключено, что к исчезновению казенной муки приложили руку две женщины, близкие директору. Во всяком случае, в нашей истории жена и теща Ларионова сыграли немалую роль. Учрежденная дамами ООО «Агентство Мая-Авиа» впервые всплыло именно в Усть-Мае, где занималось продажей услуг по пассажирским и грузовым авиаперевозкам. На территории аэропорта частной компании выделили изолированное помещение, оборудовали его аппаратом «Сирена-3» и сейфами. Вот только за все это, а также зарплату кассирам платил аэропорт Усть-Маи, а весь доход от продажи билетов и оплаты грузов поступал в «Агентство Мая-Авиа» - практически семейному бизнесу Ларионова.

Обо всех этих проделках усть-майского директора в Якутске хорошо знали. Но правительственных чиновников не смутил тот факт, что в махинациях Сергея Ларионова не могут разобраться даже опытные ревизоры. Вот, к примеру, как специалисты Государственного контрольного управления при Президенте РС (Я) отписались по поводу расходования бюджетных средств на строительство аэропорта в п. Петропавловск: «Меры государственной поддержки (нефтепродукты на сумму 2.634,6 тыс. руб), направленные на строительство здания аэровокзала, были сведены к осуществлению различного рода схем проведения безденежных взаимозачетов, которые в конечном итоге не позволяют оценить эффективность использования государственных средств».

Согласитесь, после таких выводов правительству стоило задуматься как минимум о разрыве трудовых отношений с таким руководителем. Но вместо того, чтобы отвечать на вопросы следователя, Сергей Ларионов вдруг стал командовать 23 аэропортами республики, входящими в государственное предприятие «Дирекция аэропортов РС (Я)»…

Можно только догадываться, чем «усть-майский Бендер», как нередко называют Ларионова, так приглянулся якутским чиновникам. Вполне вероятно, что им просто нужен был столь изворотливый начальник на должность, которая контролирует миллиарды рублей. И Ларионов не подвел.

В 2008 году Росавиация, проверившая деятельность подконтрольного федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» (ранее ГУП «Дирекция аэропортов РС (Я)), пришла в ужас от его деятельности и с треском уволила директора. Не помогло даже вмешательство президента республики Вячеслава Штырова, вылетевшего срочно в Москву для встречи с министром транспорта России Игорем Левитиным. Ларионова все-таки сняли.

Но что же так напугало москвичей? И здесь снова появляются любимые женщины Сергея Ларионова. Как выяснилось, «Дирекция аэропортов РС (Я)», в 2007 году преобразованная в федеральное предприятие «Аэропорты Севера», незадолго до реорганизации вновь связалось с «Агентством Мая-Авиа». Теперь жена и теща Ларионова продали (внимание!) сети аэродромов и аэровокзалов четыре теплохода. Причем один из них «Агентству Мая-Авиа» вообще не принадлежал.

Точно неизвестно, для чего авиаторам Якутии вдруг понадобились речные суда. Но использовали они их по весьма странной схеме. После заключения договора купли-продажи «Дирекция «Аэропорты РС (Я)» заключило с «Агентством Мая-Авиа» еще и договор аренды на те же суда. Примечательно, что в итоге непотопляемому «человеку-амфибии» Ларионову удалось «повесить» 11 миллионов рублей за сделку по покупке теплоходов у собственной жены и тещи на федеральный бюджет. В итоге эта сумма ушла со счета ФКП «Аэропорты Севера», что его владельцам – Росавиации и Минтрансу РФ - очень не понравилось. Они вообще были обеспокоены вольным обращением Ларионова с бюджетными деньгами. И в этом ряду покупка лодок, моторов к ним и даже мини-вертолета для полетов на рыбалку и охоту выглядят весьма незначительной.

Из Акта проверки финансово-хозяйственной деятельности ФКП «Аэропорты Севера»:

- «Предоставление помещений юридическим лицам и ИП общей площадью порядка 2 832, 15 кв. м для осуществления коммерческой деятельности без заключения в установленном порядке договоров аренды и без перечислений денежных средств в пользу ФКП «Аэропорты Севера»;

- Выборочно были запрошены и проанализированы договоры Предприятия на поставку леса, приобретение квартир, автомобилей, рыбы и страхование имущества и ответственности.

Были приобретены квартиры для сотрудников по ипотечным договорам на сумму 24 570 тыс. руб. Взимая с сотрудников долг по ипотечному кредиту, отображало его в составе кредиторской задолженности предприятия, подлежащей погашению за счет средств федерального бюджета.

За период январь-март 2008 года предприятием заключено договоров на поставку рыбы на общую сумму 1 324 тыс. руб. Комиссии не предоставлены договоры (документы), подтверждающие реализацию данной продукции.

- В нарушении Трудового законодательства Коллективный договор не утвержден и не подписан сторонами. С момента регистрации ФКП «Аэропорты Севера» до настоящего времени все производимые выплаты свершались незаконно. А также Предприятием осуществлялись выплаты вознаграждений и поощрений лицам, не являющимся сотрудниками Предприятия.

- По договору, заключенному с ОАО «Далькомбанк» от 29.01.07 Предприятие получило кредит в размере 5 млн руб под залог досмотрового оборудования, тогда как оценочная стоимость залогового имущества составляет 8 919 631 руб.

- Предприятие, являясь заемщиком денежных средств в размере 40 млн рублей по процентному займу, тут же выступает в роли кредитора по беспроцентному займу ОАО «Авиакомпании «Якутия» в размере 90 млн рублей.

- С января по март 2008 года произошло увеличение задолженности предприятия «Аэропорты Севера» по налогам и сборам на 16 млн 625 тыс. рублей.

- Субсидия, полученная Предприятием из федерального бюджета в сумме 214 млн 946 тыс. рублей, была направлена на погашение кредиторской задолженности. В свою очередь кредиторская задолженность сформирована главным образом за счет бюджетных кредитов, полученных Предприятием у Минфина РС (Я).

Можно было бы и продолжить – список нарушений, выраженных в особо крупных размерах, уместился на 16 листах. Из перечисленного выше открылся секрет головокружительной карьеры Ларионова – занимаясь уводом средств из федерального бюджета, он щедро делился с заинтересованными лицами из Дома правительства. За умение перекладывать деньги из федерального кармана в республиканский так высоко и ценили Сергея Александровича. Не зря говорят, что кто хочет доить чужую корову, подкупает пастуха, а не корову. Но сколько веревочке не виться…

5 декабря 2008 года Москва уволила Сергея Ларионова с должности гендиректора. К тому времени он уже был депутатом Ил Тумэн от Колымо-Индигирского округа. Примечательно, что баллотируясь пять лет назад на Севере, избирательную кампанию он проводил, летая из поселка в поселок, на подведомственном транспорте, за что «Дирекции аэропортов РС (Я)» был выставлен счет в 7 млн рублей…

Уходя – уходи. Это точно не для Ларионова. Когда он почувствовал, что кресло гендиректора «Аэропорты Севера» сохранить не удастся, компания стала судорожно осуществлять странные платежи разным фирмам за непонятные работы. Поднаторевший на хитроумных схемах увода федеральных денег казенного предприятия Сергей Александрович совершает последний финансовый марш-бросок по разграблению «Аэропортов Севера». Так, 10 ноября 2008 года в спешном порядке заключается договор с тем же частным ООО «Агентство Мая-Авиа» об уступке доли в 60 % в уставном капитале ООО «Якутское территориальное агентство перевозчиков «Планета» по смехотворной цене - в размере 1 млн 500 тыс рублей. И снова сделка незаконная – она должна была согласовываться с Росавиацией.

Так же второпях с 1 по 5 декабря 2008 года со счета ФКП «Аэропорты Севера» перечислено на счета сомнительных фирм около 200 млн рублей. Напомним, что именно 5 декабря стал последним рабочим днем Сергея Ларионова в должности генерального директора.

На этом уже после увольнения Ларионова «золотой дождь» для аффилированных организаций не закончился. В период с 8 по 31 декабря подельница Ларионова главный бухгалтер ФКП «Аэропорты Севера» Кармадонова Е.Г., по совместительству главный бухгалтер его семейного бизнеса - ООО «Агентство Мая-Авиа» перечислила на счета все тех же организаций более 80 млн рублей из федерального бюджета без согласования с лицами, исполнявшими на тот период обязанности генеральных директоров.

Сама же Кармадонова Е.Г. была уличена в недостаче бланков строгой отчетности – чистых бланков авиабилетов в количестве 2 800 штук. Схема монетизации чистых бланков в реальные деньги действовала в рамках оплаты проезда северян на отдых один раз в два года. Немногим северянам и в настоящее время по карману отдых в теплых краях. И тут появляется «благотворительница» Кармадонова, которая предлагает обналичить предусмотренный законом проезд. Можно никуда не выезжать, а просто получить законную денежную компенсацию, которая могла бы просто пропасть. Поэтому клиентов у Кармадоновой было хоть отбавляй. Были довольны все. Граждане охотно платили ей долю с обналичивания авиабилетов.

Но и это ему сошло с рук. Более того, вскоре после увольнения из «Аэропортов Севера» Ларионова назначили на не менее значимую должность генерального директора ЛОРПа. Учитывая размах личности Сергея Александровича, можно предположить, что теперь и ЛОРПу нужна серьезная проверка. У Правительства Якутии и Ларионова «наполеоновские» планы по развитию речного пароходства. На строительство 300 новых судов в 2013 году был запланирован первый транш – 2 млрд рублей.

Вот только каждый раз, как Ларионова ловят за руку, ему это не только не вредит, но и помогает карьерному росту. Про таких в народе говорят – как с гуся вода. Вот и сейчас он снова собирается в Ил Тумэн по Пригородному округу. В некогда родной Усть-Мае, у Ларионова остались серьезные бизнес-интересы. Депутат местного районного Совета Енторова не раз обращалась в различные инстанции с просьбой проверить деятельность главы района Антипина и его связку с Ларионовым. Последний раз это было 30 апреля этого года, а объектами обращения стали прокурор республики и председатель Следственного Комитета РФ. В центре внимания оказалась распродажа муниципального имущества и собственности Сергею Ларионову, нецелевое расходование бюджетных средств. Но с этих ребят как с гуся вода. Ларионов снова идет в Ил Тумэн, а Антипин борется за кресло главы Усть-Майского района. Им явно нечего бояться. Ведь любые проверки, как показывает опыт Сергея Ларионова, таким людям повредить не могут. Пусть даже они выявят самые серьезные нарушения и разбазаривание бюджетных средств в особо крупном размере…

Для таких как Ларионов власть – это броня и индульгенция на новые нарушения, которые уж очень хочется назвать преступлениями. Но преступником человека вправе назвать только суд. А суду до таких Ларионовых, как видно, дела нет. Поэтому Сергей Александрович, являясь крупнейшим спонсором «Единой России» в ее избирательных кампаниях, живет в безмятежной уверенности, что крадут все…
















Полная версия публикации
Экономика 01.08.2013 12:56
Олимпийские медали сделают из украденного золота
Политика 01.08.2013 16:43
В парламенте Израиля впервые подняли палестинский флаг
Политика 02.08.2013 17:52
В Азербайджане назначили выборы президента