Склока вокруг «Дружбы»
Государственный трубопроводный монополист «Транснефть» обиделся на государственную же нефтяную компанию «Роснефть», которая, как оказалось, претендует на свою долю компенсаций от загрязнения трубопровода хлоридами.
Из-за огромного объема загрязненной нефти работа экспортного трубопровода остановлена и не возобновлена в полном объеме до сих пор. Возбуждено уголовное дело, решается вопрос о выплате компенсаций. На днях выяснилось, что на компенсацию претендует и возглавляемая Игорем Сечиным «Роснефть», который и коснулся этого вопроса на годовом собрании компании.
«Нам надо защищать свою долю рынка, особенно, когда мы сейчас столкнулись с технологическими проблемами «Транснефти» и уже недопоставляем нефть на рынок. Встает вопрос о защите нашей отрасли в этой конкуренции», — добавил Сечин, заверив акционеров, что сама компания не планирует откладывать запуск новых проектов, но намерена вести работу с правительством по компенсации возможных потерь, если они будут.
Ответ «Транснефти» не заставил себя ждать.
«Сегодня со стороны И. И. Сечина был сделан ряд заявлений в связи с ограничениями прокачки нефти по нефтепроводу «Дружба»... Хотелось бы обратить внимание сотрудников компании «Роснефть» на необходимость более тщательно и объективно готовить информацию для публичных выступлений своего руководителя», - говорится в заявлении «Транснефти».
В компании не согласны с тем, что загрязнение нефтепровода привело к вытеснению российской нефти на европейском рынке, и уверяют, что недобранные из «Дружбы» объемы нефти Европа получила через морские порты на танкерах, так как «Транснефть» перераспределила потоки нефти «в направлении экспортных терминалов».
«Транснефть» кинула камушек и в огород господина Сечина, попеняв на то, что «весь 2019 год ПАО «НК «Роснефть» не в полном объеме распределяет нефть, сдаваемую в систему магистральных нефтепроводов».
«Роснефть» отпарировала на упрек, заявив, что «проблему надо решать, а не устраивать дискуссию по этому вопросу в публичном пространстве. У нас обычная просьба к коллегам в «Транснефти» - исполнять условия договора на транспортировку и доставить нефть надлежащего качества нашим потребителям, а не рефлексировать по поводу законных вопросов наших акционеров о восстановлении прокачки качественного сырья до рынков потребления».
Это уже второй случай, когда «Транснефть» вступила в публичную перепалку, как выразилась BBC, в споре о причинах и последствиях загрязнения нефти в «Дружбе».
20 мая «Транснефть» жестко ответила на слова первого вице-премьера Антона Силуанова, который заявил, что в связи с аварией «Транснефть» не может рассчитывать на сокращение выплаты дивидендов.
«Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно», - высказался тогда Силуанов.
«Транснефть» ответила в лучших традициях классической риторики. «Заявление первого вице-премьера Силуанова - это упрощенная оценка ситуации. Совершено преступление, ведется следствие. Полагаю, что в данном случае Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании «Транснефть», - заявил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, и тут же перевел тему в криминальное русло. - Считаю необходимым вспомнить, когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов России А. П. Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это косяком в работе Минфина».
BBC сообщила, что европейские компании Total и Eni заморозили платежи за апрельские поставки российской нефти и готовы платить за некачественную нефть только после того, как будет определен размер ущерба и компенсации.
«Строго говоря, это не нефть, и никто в России не способен четко объяснить, кто кому будет компенсировать убытки и когда это произойдет», - пишет русская служба BBC со ссылкой на источники.
Власти Белоруссии, в свою очередь, заявили, что из-за попадания дихлорэтана в трубопровод на Мозырском НПЗ вышло из строя оборудование. Президент РБ Александр Лукашенко оценил ущерб в «сотни миллионов долларов».
Ущерб Белоруссии может составить $270-435 млн., подсчитала газета «Ведомости». В сумму ущерба входят средства на ремонт или замену оборудования на белорусских НПЗ, недополученная выручка за транзит и недополученная прибыль от переработки нефти.
Таким образом, ущерб за загрязнение нескольких миллионов тонн транспортируемой по нефтепроводу «Дружба» нефти огромен и выплачивать его придется российским компаниям. Но каким? Видимо, тем, которые будут признаны причастными к этому ЧП. Прямо или косвенно.
Выскажу свое личное мнение, что не считаю эту аварию случайной. То есть, по-моему, это не авария, а саботаж.
Не могу не согласиться с экспертом компании Rusenergy Михаилом Крутихиным, который считает, что небольшие «нефтекомпании из Самарской области, которые следствие подозревает в загрязнении, — это не виновные, а козлы отпущения». И, действительно, фирмы с такими микроскопическими объемами нефти не могли заразить дихлорэтаном миллионы тонн нефти, причем не в одной цистерне и не в одном хранилище, а в трубопроводе, который протянулся на 9 тыс. километров. Для реализации такого масштабного саботажа «нужно было бы впрыскивать туда плохую нефть на протяжении двух месяцев или даже больше», отмечает Крутихин.
Известный эксперт четко определяет круг возможных саботажников: «Все компании, которые на самом деле могли поставить такую нефть, — крупные, как «Роснефть». Мы видим, что «Роснефть» провела проверку и объявила, что у них все в порядке. Но поскольку проверку провела сама «Роснефть», а не независимые эксперты, то верить в это нельзя», - считает Крутихин.
Любопытный момент – незадолго до инцидента «Роснефть» объявила публичные закупки дихлорэтана. Дихлорэтан закупали также дочка «Роснефти» «Башнефть» и «Татнефть». Дихлорэтан используется для прочистки каналов на парафинистых месторождениях, а также как растворитель для промывки скоплений нефтяных остатков. Хлорорганика (дихлорэтан и трихлорэтан) используется и на НПЗ в процессе риформинга.
Одним словом, круг крупных компаний, подозреваемых в загрязнении нефтепровода «Дружба» дихлорэтаном с умыслом или по небрежности, довольно узок.
Но платить многомиллионные компенсации, скорее всего, придется все же «Транснефти», которая не может отрицать, что контроль за содержанием хлорорганики в нефтепроводе она не производила. А посадят, надо полагать, тех самых стрелочников, которых уже, так сказать, повязали, но которые вменяемых им в вину преступлений, как я считаю, не совершали. Хотя нельзя исключить того или иного принуждения со стороны неизвестных нам крупных акторов, внутренних или внешних. В большинстве известных случаев масштабного саботажа или диверсий их инициаторы, как правило, действуют через свою прокси-агентуру. Если в данном случае это так, то назначенные на роль стрелочников, надо думать, предпочтут отсидеть срок, чем сдать заказчика и рисковать своей шкурой.
Мои источники среди российских силовиков допускают, что к загрязнению нефти дихлорэтаном может быть причастен, как это ни фантастически звучит, клан супругов Клинтон, заинтересованных в подрыве репутации России и имеющих свою «спящую» агентуру в РФ.
Вычислить виновных в загрязнении нефти теоретически можно, просто подняв отчетность по закупкам дихлорэтана крупнейшими российскими компаниями и проверив его реальный расход. Однако в текущей реальности о достоверности ведущейся в российском нефтегазе отчетности могут говорить лишь люди, не знакомые с негласными традициями и суровыми нравами российской нефтянки.
Как бы то ни было, по итогам этого резонансного саботажа приходится констатировать, что в России сегодня, возможно, вывести из строя крупнейшую энергетическую магистраль, поставив тем самым под угрозу национальную безопасность ряда европейских государств и нанеся репутации России огромный ущерб, не говоря уже о материальных убытках.
«Нам надо защищать свою долю рынка, особенно, когда мы сейчас столкнулись с технологическими проблемами «Транснефти» и уже недопоставляем нефть на рынок. Встает вопрос о защите нашей отрасли в этой конкуренции», — добавил Сечин, заверив акционеров, что сама компания не планирует откладывать запуск новых проектов, но намерена вести работу с правительством по компенсации возможных потерь, если они будут.
Ответ «Транснефти» не заставил себя ждать.
«Сегодня со стороны И. И. Сечина был сделан ряд заявлений в связи с ограничениями прокачки нефти по нефтепроводу «Дружба»... Хотелось бы обратить внимание сотрудников компании «Роснефть» на необходимость более тщательно и объективно готовить информацию для публичных выступлений своего руководителя», - говорится в заявлении «Транснефти».
В компании не согласны с тем, что загрязнение нефтепровода привело к вытеснению российской нефти на европейском рынке, и уверяют, что недобранные из «Дружбы» объемы нефти Европа получила через морские порты на танкерах, так как «Транснефть» перераспределила потоки нефти «в направлении экспортных терминалов».
«Транснефть» кинула камушек и в огород господина Сечина, попеняв на то, что «весь 2019 год ПАО «НК «Роснефть» не в полном объеме распределяет нефть, сдаваемую в систему магистральных нефтепроводов».
«Роснефть» отпарировала на упрек, заявив, что «проблему надо решать, а не устраивать дискуссию по этому вопросу в публичном пространстве. У нас обычная просьба к коллегам в «Транснефти» - исполнять условия договора на транспортировку и доставить нефть надлежащего качества нашим потребителям, а не рефлексировать по поводу законных вопросов наших акционеров о восстановлении прокачки качественного сырья до рынков потребления».
Это уже второй случай, когда «Транснефть» вступила в публичную перепалку, как выразилась BBC, в споре о причинах и последствиях загрязнения нефти в «Дружбе».
20 мая «Транснефть» жестко ответила на слова первого вице-премьера Антона Силуанова, который заявил, что в связи с аварией «Транснефть» не может рассчитывать на сокращение выплаты дивидендов.
«Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно», - высказался тогда Силуанов.
«Транснефть» ответила в лучших традициях классической риторики. «Заявление первого вице-премьера Силуанова - это упрощенная оценка ситуации. Совершено преступление, ведется следствие. Полагаю, что в данном случае Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании «Транснефть», - заявил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, и тут же перевел тему в криминальное русло. - Считаю необходимым вспомнить, когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов России А. П. Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это косяком в работе Минфина».
BBC сообщила, что европейские компании Total и Eni заморозили платежи за апрельские поставки российской нефти и готовы платить за некачественную нефть только после того, как будет определен размер ущерба и компенсации.
«Строго говоря, это не нефть, и никто в России не способен четко объяснить, кто кому будет компенсировать убытки и когда это произойдет», - пишет русская служба BBC со ссылкой на источники.
Власти Белоруссии, в свою очередь, заявили, что из-за попадания дихлорэтана в трубопровод на Мозырском НПЗ вышло из строя оборудование. Президент РБ Александр Лукашенко оценил ущерб в «сотни миллионов долларов».
Ущерб Белоруссии может составить $270-435 млн., подсчитала газета «Ведомости». В сумму ущерба входят средства на ремонт или замену оборудования на белорусских НПЗ, недополученная выручка за транзит и недополученная прибыль от переработки нефти.
Таким образом, ущерб за загрязнение нескольких миллионов тонн транспортируемой по нефтепроводу «Дружба» нефти огромен и выплачивать его придется российским компаниям. Но каким? Видимо, тем, которые будут признаны причастными к этому ЧП. Прямо или косвенно.
Выскажу свое личное мнение, что не считаю эту аварию случайной. То есть, по-моему, это не авария, а саботаж.
Не могу не согласиться с экспертом компании Rusenergy Михаилом Крутихиным, который считает, что небольшие «нефтекомпании из Самарской области, которые следствие подозревает в загрязнении, — это не виновные, а козлы отпущения». И, действительно, фирмы с такими микроскопическими объемами нефти не могли заразить дихлорэтаном миллионы тонн нефти, причем не в одной цистерне и не в одном хранилище, а в трубопроводе, который протянулся на 9 тыс. километров. Для реализации такого масштабного саботажа «нужно было бы впрыскивать туда плохую нефть на протяжении двух месяцев или даже больше», отмечает Крутихин.
Известный эксперт четко определяет круг возможных саботажников: «Все компании, которые на самом деле могли поставить такую нефть, — крупные, как «Роснефть». Мы видим, что «Роснефть» провела проверку и объявила, что у них все в порядке. Но поскольку проверку провела сама «Роснефть», а не независимые эксперты, то верить в это нельзя», - считает Крутихин.
Любопытный момент – незадолго до инцидента «Роснефть» объявила публичные закупки дихлорэтана. Дихлорэтан закупали также дочка «Роснефти» «Башнефть» и «Татнефть». Дихлорэтан используется для прочистки каналов на парафинистых месторождениях, а также как растворитель для промывки скоплений нефтяных остатков. Хлорорганика (дихлорэтан и трихлорэтан) используется и на НПЗ в процессе риформинга.
Одним словом, круг крупных компаний, подозреваемых в загрязнении нефтепровода «Дружба» дихлорэтаном с умыслом или по небрежности, довольно узок.
Но платить многомиллионные компенсации, скорее всего, придется все же «Транснефти», которая не может отрицать, что контроль за содержанием хлорорганики в нефтепроводе она не производила. А посадят, надо полагать, тех самых стрелочников, которых уже, так сказать, повязали, но которые вменяемых им в вину преступлений, как я считаю, не совершали. Хотя нельзя исключить того или иного принуждения со стороны неизвестных нам крупных акторов, внутренних или внешних. В большинстве известных случаев масштабного саботажа или диверсий их инициаторы, как правило, действуют через свою прокси-агентуру. Если в данном случае это так, то назначенные на роль стрелочников, надо думать, предпочтут отсидеть срок, чем сдать заказчика и рисковать своей шкурой.
Мои источники среди российских силовиков допускают, что к загрязнению нефти дихлорэтаном может быть причастен, как это ни фантастически звучит, клан супругов Клинтон, заинтересованных в подрыве репутации России и имеющих свою «спящую» агентуру в РФ.
Вычислить виновных в загрязнении нефти теоретически можно, просто подняв отчетность по закупкам дихлорэтана крупнейшими российскими компаниями и проверив его реальный расход. Однако в текущей реальности о достоверности ведущейся в российском нефтегазе отчетности могут говорить лишь люди, не знакомые с негласными традициями и суровыми нравами российской нефтянки.
Как бы то ни было, по итогам этого резонансного саботажа приходится констатировать, что в России сегодня, возможно, вывести из строя крупнейшую энергетическую магистраль, поставив тем самым под угрозу национальную безопасность ряда европейских государств и нанеся репутации России огромный ущерб, не говоря уже о материальных убытках.