Степан Широков — 01.06.2017 15:05

США: крылатый гигант появился на людях

В штате Калифорния состоялась демонстрация транспортного лайнера Stratolaunch, который в перспективе будет признан самым большим в своем классе. К полетам новинка пока не готова. Помимо сугубо транспортного назначения Stratolaunch оснащен уникальными космическими функциями.

Накануне в пустыне Мохаве, расположенной на территории штата Калифорния, состоялся первый публичный показ транспортного лайнера Stratolaunch, разработка которого стартовала в 2011 году. Новинку торжественно выкатили из ангара несколько буксиров. Главной особенностью самолета, помимо рекордного размаха крыльев, является возможность его использования в качестве пусковой площадки для ракет-носителей. Запуски могут осуществляться на высоте 9100 м над уровнем моря. Масса лайнера, не укомплектованного грузами и не заправленного топливом, составляет 250 тонн, а максимальный вес принимаемой на борт нагрузки достигает 340 тонн.

Главный управляющий компании Stratolaunch Systems Corp., которая занимается разработкой гиганта, Джин Флойд подчеркнул, что коллективу корпорации удалось выполнить важнейший этап создания лайнера. По словам Флойда, самолет задумывался как надежное и доступное в эксплуатации средство для транспортировки грузов на ближайшую околоземную орбиту. Первая часть создания гиганта успешно окончена, после чего авиаконструкторы перейдут к его испытаниям на земле и в воздухе.

По словам Флойда, незадолго до публичной демонстрации самолета состоялись испытания уникального шасси, которое базируется на 28 колесах. Теперь, когда сомнений в надежности шасси нет, Stratolaunch может быть допущен к выполнению рулежки на взлетно-посадочной полосе. Также в наземных условиях можно тестировать двигатели. Однако до этого будет осуществлено тестирование топливных систем, а также бортовых устройств. Когда все эти этапы будут благополучно пройдены, гигант будет допущен к летным испытаниям. Как ожидается, оторваться от земли и встать на крыло Stratolaunch может к 2019 году. На этот срок намечен пробный публичный пуск ракеты с его платформы.

По информации из открытых источников, изначально самолет был задуман не как средство транспортировки гражданских грузов, а как летающая платформа для пуска ракет-носителей Pegasus XL, которые, в свою очередь, предназначены для запуска на орбиту искусственных спутников Земли. Предусматривается, что первая модификация гиганта будет адаптирована к выводу единственной ракеты-носителя, а последующие модели будут комплектоваться уже тремя такими изделиями. Вес крылатых ракет достигает 23,1 тонны, при этом масса полезной нагрузки оценивается в 443 кг. Космической отраслью США они применяются с 1990-х годов, но задействуют Pegasus XL достаточно редко – за 27 лет было осуществлено только 43 пуска. Данная ракета-носитель применяется для запуска спутников с небольшими габаритами.

Новый самолет укомплектован шестью двигателями. Они были разработаны компанией Pratt&Whitney. Самолет имеет два фюзеляжа, каждый из которых имеет длину 72 метра. Самолет оснащен общим крылом длиной 117 метров, что является рекордным показателем для лайнеров. Высота гиганта – 15,2 метра. Шасси лайнера состоит из основных и носовые стоек. На каждом фюзеляже имеется основная стойка, укомплектованная 12-ю колесами, и двумя – носовая. Сборка гиганта велась в Мохаве. Для этой цели там был возведен высочайший ангар, а в нем – стапели, высота которых сопоставима с 5-этажным зданием. Они уже демонтированы.

Максимальная дальность полета будущего рекордсмена пока не называется. Известно, что взлетать он сможет со считанного числа аэродромов, поскольку нуждается во взлетной полосе протяженностью 3,7 км. Это в полтора раза больше полосы, которая требуется существующим крупным транспортникам - от 2,1 до 2,4 км. В техническом обзоре разработки указывается, что маршрут Stratolaunch может пролегать по стратосфере, но не уточняется максимально допустимая высота полета. Стратосферой является атмосферный слой в промежутке от 11 тыс. до 50 тыс. м над уровнем моря.

Stratolaunch безоговорочно превосходит по габаритам действующего лидера среди транспортных лайнеров. Среди самолетов, которые уже поднимались в небо, таковым с 1998 года является Ан-225 «Мрия». Его размах крыла – всего 88,4 метра. Правда, длина фюзеляжа у «Мрии» больше – 84 метра, но определяющим показателем является протяженность крыла. Зато по массе полезной нагрузки самолеты равны: 250 тонн у АН-225 и заявленные, но пока не подтвержденные 249,5 тонны у Stratolaunch.

Среди главных преимуществ пуска ракет-носителей с воздушной платформы – меньшая стоимость, возможность неоднократного использования лайнера, функция выбора оптимального места для запуска с учетом погодных условий, а также передача ракете от самолета существенной стартовой скорости. Кроме того, уменьшится объем топлива в ракете-носителе, что освободит место для полезного груза.
Полная версия публикации
ИноСМИ 30.05.2017 16:31
У британцев не хватает денег на продукты
Экономика 31.05.2017 21:00
Российские отели не спешат переходить на систему «все включено»
ИноСМИ 01.06.2017 10:00
NASA готовит миссию к Солнцу