Сергей ВАСИЛЬЕВ — 14.09.2012 12:19

Свои ребята с "пистолетами"

Кто виноват в росте цен на бензин? Независимые АЗС катят бочку на госкомпании, а сами завышают цены. В некоторых регионах страны вновь возникает угроза роста цен на бензин. Судя по сообщениям СМИ, наиболее острая ситуация сложилась в Красноярском крае и на Камчатке. «КП» решила разобраться в ситуации.

Частники-нефтетрейдеры жалуются на региональные подразделения государственных нефтяных компаний. Якобы те держат запасы бензина в своих закромах и не спешат делиться с частным сбытом своими объемами. Однако черт кроется совсем в других деталях...

Как выяснила газета, за последний год компания увеличила поставки топлива в свою сбытовую компанию в Красноярске более чем в 4 раза. То есть проблем с оптовыми поставками быть вроде бы не должно. И тут возникает интересное обстоятельство: на территории Красноярского края абсолютным монополистом в розничном топливном бизнесе является... сама администрация края в лице ОАО «Красноярскнефтепродукт». При этом существует ряд частных заправок, которые контролируют местные депутаты, делающих бизнес на перепродаже (в советские времена это квалифицировалось бы как спекуляция в особо крупных размерах - со всеми вытекающими...). А ныне это вполне уважаемые в крае люди. Например, Гольдман Роман Геннадьевич, владеющий сетью Гео Санделен+, Дьяков Александр Александрович, контролирующий сеть АЗС «Магнат РД».

Тенденция, однако: большая часть заправок в Красноярском крае принадлежит родственникам и друзьям региональных чинов. Отсюда такая вольница, сказывающаяся на цене. Так, розничная накрутка независимых сетей АЗС значительно превышает ту маржу, которую устанавливают "Газпромнефть" и "Роснефть". К примеру, с каждой тонны Аи-92 независимый оператор зарабатывает от 4000 до 7000 рублей, в то время как государственные компании, реализовывающие собственную продукцию, устанавливают максимальный порог маржи в 3400 рублей. Это и понятно: крупные компании имеют собственную добычу, свои переработку и сбыт, потому, естественно, их цены будут ниже, чем у частных заправочных сетей. Тогда вопрос: зачем краевым властям нужны свои заправки, где топливо заведомо будет дороже? Ответ очевиден: эти АЗС либо аффилированы с губернаторскими чиновниками и депутатами, либо напрямую им подчиняются.

Тогда проясняется ответ и на второй вопрос: почему так трудно допускаются на региональный сбытовой рынок госкомпании с понятным и умеренным ценообразованием? И почему руководство того же Красноярского края не спешит делиться земельными участками с ВИНКами, готовыми расширять свои сети АЗС? У "Роснефти", к примеру, в этом регионе не наберется и десятка АЗС из почти 900 заправок края (для сравнения: автозаправочная сеть "Роснефти» в Краснодарском крае составляет около 200 АЗС и АЗК, в Ставропольском крае –114, в Алтайском крае – 84.) Госкомпании («Роснефть», «Газпромнефть») хотят расширить свою сбытовую сеть, однако местные власти не выделяют земли для ее расширения или всячески препятствуют этому процессу, несмотря на соответствующие решения правительственной комиссии по ТЭК.

И ведь эту ситуацию на несовершенство отечественного законодательства не спишешь. Другие российские регионы показывают примеры деловой заинтересованности в том, чтобы топливо землякам доставалось по божеским ценам. Именно поэтому на Ставрополье местные органы власти в сжатые сроки оформили семь земельных участков, выбранных «Роснефтью» под строительство автозаправочных комплексов. Правительство и губернатор Мурманской области сами подобрали для крупнейшей в России нефтяной компании пять земельных участков и готовы указать еще шесть территорий под АЗК. Такая заинтересованность властей понятна: сети «Роснефти» реализуют топливо конечному потребителю по самым низким ценам.

Вывод очевиден. Цены на ГСМ растут на тех заправках, которые контролируются региональными чиновниками. Которые при этом без всякого стеснения перекладывают ответственность за рост цен на "Роснефть" или "Газпромнефть", представленные в Красноярском крае 2% и 10% соответственно от общего количество заправок. Известно, что дефицит и дороговизна лучше всего лечатся конкуренцией. Но, похоже, свой карман руководителям ряда регионов важнее интересов жителей.

Пора бы федеральным структурам задуматься над тем, в чьих руках должен находится автозаправочный бизнес: в руках ВИНКов - производителей или спекулянтов, которые в пору топливного кризиса с удовольствием скупают бензин у производителей и перепродают его по суперценам. Неоднократно именно "Роснефть" и "Газпромнефть" в сложные времена спасали и спасают ситуацию за счет собственных резервов. К тому же госкомпании несут немалую социальную нагрузку в виде строительства домов, поликлиник, школ, финансирования значимых социальных мероприятий в регионах. И если сейчас ВИНКи социально ориентированной сбытовой политикой сдерживают цены на топливо, то владельцы частных АЗС легко "ускоряют" цены: они подотчетны только перед своим карманом. А аппетит, как известно, приходит во время еды....

- Простому потребителю порой сложно разобраться в хитросплетениях ценообразования, - объясняет компетентный источник в отрасли. - Но ему надо объяснять, какова связь между ценниками и очередями на заправках с прямой заинтересованностью некоторых "отцов края" и законодателей, снимающих сливки с нефтепродукта. Теперь, когда решением президента Владимира Путина возвращаются прямые выборы губернаторов, избиратель может по достоинству оценить "предприимчивость" регионального начальства и проголосовать соответственным образом...

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Сколько стоит бензин

Компания Аи-92 (руб./л) Дизель (руб./л)
Роснефть 25,4 24,6
Газпром нефть 25,9 26,9
КНП 25,9 27,5
25 Часов 26,3 28,5
Магнат РД 26,3 28,5
Средняя по СибФО 25,95 26,87
Полная версия публикации
Спорт 11.09.2012 16:27
Участников зимней спартакиады среди молодежи чествовали в Челябинске
Общество 12.09.2012 11:52
Шахтеры вносят поправки в Трудовой кодекс
Общество 16.10.2012 16:30
После Швейцарии и Австрии 73% российских горнолыжников хотят побывать на Северном Кавказе