Олег Пронин — 18.10.2016 17:53

Так ли много «золота» на воротах Алтая

Не так давно в Белокурихе прошло заседание Госсовета, на котором президент РФ Владимир Путин посетовал на то, что почти 40% площадей, предусмотренных для оздоровления населения, в России не используется. По его словам, это связано с низким уровнем материально-технической базы большинства здравниц.

К сожалению, речь идет о тех учреждениях, которые находятся в основном в собственности регионов», - заявил он.
Ситуация с санаторно-курортным обслуживанием действительно выглядит весьма и весьма плачевно, считает аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Почти 20% зданий государственных санаториев находится в критическом состоянии – степень износа достигла 80%. При этом 46% здравниц банально простаивают – люди туда по разным причинам не едут. Чтобы отремонтировать их, нужно около 37 млрд. рублей, сообщает ТАСС.
Как же выглядит на этом фоне Алтайский край? Если верить официальным отчетам, все обстоит замечательно. В регионе действует 278 гостиниц/отелей/мотелей, а также 43 санатория на 8900 мест. За I полугодие 2016 года в санаториях региона поправили здоровье 90 тыс. человек, а всего туристически-экскурсионными услугами воспользовались 750 тыс. жителей и гостей Алтая. То есть, в среднем 15 тыс. человек в месяц используют санатории и курорты и 125 тыс. осваивают гостиницы и турбазы, а также ездят по туристическим маршрутам.
Много это или мало? Все ли сделано краевыми властями для того, чтобы обеспечить неоднократно обещанную невиданную динамику роста алтайского туризма? Тем более, когда высокопоставленные чиновники так и заявляют: «Во многом успешное развитие туризма в крае напрямую связано с тем, что его стратегическую линию выработал губернатор Александр Карлин» (слова руководителя федерального агентства по туризму Олега Сафонова). Проще говоря, насколько реальность соответствует отчетам, направляемым из Барнаула в Москву.
«Честно говоря, перед визитом высокого начальства просто все «подбили», - пояснил ситуацию на условиях анонимности бывший сотрудник краевого Управления спорта и молодежной политики. И, действительно, слишком много громких проектов, анонсированных Александром Карлиным, оставались на бумаге либо реализовывались не вовремя и не в полном объеме. К примеру, в октябре 2013 года власти торжественно объявили о разработке концепции туристско-рекреационного кластера «Барнаул – горнозаводской город». Реализовать его должны были в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в городе Барнауле на 2012–2016 годы». Прошло три года. По идее, максимум через два месяца проект должен был завершиться. Увы, несмотря на вложенные инвесторами 2 млрд. рублей, до полного открытия еще далеко – по ряду объектов, в т. ч. дому купца Шадрина, проектная документация «только разрабатывается».
Схожая ситуация и по другим аналогичным проектам. Громко разрекламированный кластер «Золотые ворота Алтая» на въезде в Бийск, который подпадает под ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (350 млн. рублей уже получено и еще 1 млрд. ожидается, по словам директора УК Игоря Степанова, от инвесторов), так и находится на уровне «голой» площадки с минимумом коммуникаций. Положение дел с санаторным лечением тоже оставляет желать лучшего.
Турпоток на Алтай действительно растет, идут заявки не только от соседей, Кемеровской и Новосибирской областей, но и с Урала, из Москвы, Санкт-Петербурга и даже из Сочи. Но такие туристы хотят получить комфортный отдых и лечение, которые край предложить не может, говорят в «Алтайтурцентре». К сожалению, пока региональный санаторно-курортный сектор остается в загоне. Даже во время встречи с Владимиром Путиным в феврале этого года губернатор Карлин смог назвать всего две (!) нормальных санаторных базы (в Белокурихе на озере Яровое), пообещав развить в ближайшее время еще одну, НИИ курортологии.
Проблема в том, что санатории Алтайского края по-прежнему остаются учреждениями, ориентированными на невзыскательных пенсионеров или рабочих, которые едут туда по направлению предприятий того же Алтая, Кемерово или Новосибирска. «Туристов, привыкших к турецким гостиницам и шведским столам, сюда попросту невозможно заманить при условии, что стоимость отдыха окажется в два-три раза выше, чем цена путевки в Анталию или на Кипр», - говорит Яковенко. Но клиентоориентированной программы развития санаториев и курортов, например, в степной зоне Алтая, у краевой администрации нет. «Формирование инвестиционных площадок и строительство в этих районах крупных санаториев, туристических комплексов и баз - это уже назревшая необходимость», - говорит о своей далекой мечте директор «Алтайтурцентра» Татьяна Сажаева. Однако пока курортный комплекс идет по банальному пути повышения цен, лишая тем самым основную массу населения региона, да и приезжих туристов возможности пользоваться санаторным потенциалом Алтая. По словам директора «Центра активного туризма» Дениса Гетманова, платежеспособный спрос сократился на 10–30%. Большинству жителей региона отдых в Белокурихе и «Бирюзовой Катуни» стал сегодня не по карману из-за дороговизны, говорит экс-депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина. «Мне хочется, чтобы у нас не только Белокуриха, но и другие уголки Алтая ощущали на себе внимание власти», - говорит она. Иначе развития алтайскому туризму не видать, подтверждают эксперты. Директор агентства путешествий «1001 тур» Александр Галахов уверен в том, что нынешний поток обеспечен нехваткой у клиентов денег на заграницу, в частности, у новосибирцев. А как только доходы начнут восстанавливаться, они предпочтут заграничный отдых.
Однако у региональных властей, похоже, совершенно иное видение проблемы. Год назад начальник краевого управления по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрий Захаров фактически подтвердил, что, кроме Белокурихи, остальные курортно-санаторные зоны остаются «за кадром». 70 млрд. рублей привлеченных в развитие туризма и отдыха средств, 11 тыс. рабочих мест – цифры звучали громкие. Однако более-менее успешно развивается лишь ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», считает Яковенко, в остальном дело ограничилось привычными котлованами, в которые были зарыты бюджетные и частные средства.
Но, похоже, Александра Карлина это не смущает и он готов и дальше транслировать в Москву привычные фантастические обещания про 2 млн. туристов в год. «С нашим сервисом это невозможно. Зачастую не хочется возвращаться в наши места отдыха. Везде мусор и хамское отношение. Не клиентоориентированный подход, «к сожалению, край не может справиться с 2 млн. жителей, что говорить о туристах...», «у них только цифры, которые не имеют ничего общего с реальностью…» - говорят жители региона. Главное, получается, написать бравурный доклад и подать в Москву, а там – хоть трава не расти…
Полная версия публикации
Политика 17.10.2016 12:26
Солевая «кубышка» для Чайки
Общество 18.10.2016 06:38
На МКАД частично перекрыто движение из-за ДТП с тремя грузовиками
Экономика 18.10.2016 12:34
Россияне ставят зарплату выше интереса к работе