Танец, исполняемый человеческой душой. Русскому балету - 350 лет
В этом году русский балет, национальная гордость страны, отмечает свое 350-летие. Местом рождения одного из самых загадочно-удивительных, чарующе-неповторимых видов искусства стала резиденция царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.
В феврале 1673 года на подмостках специально построенной «комедийной хоромины» был разыгран «Балет об Орфее и Эвридике». Спектакль, разумеется, был совсем не похож на современный балет. В постановке кроме танцев наличествовали разного рода пантомимы, звучали песни и арии, восхвалявшие царя - покровителя музыкального искусства.
Творческий путь становления и развития российской балетной школы, одной из самых лучших и известных в мире, не всегда был усыпан розами. После смерти Алексея Михайловича театральные представления прекратились. И лишь спустя четверть века возобновились по указу Петра 1, но уже не с развлекательной, как при Алексее Михайловиче, а с просветительской целью. Свидетельство тому - открытие в 1704 году в Москве на Красной площади публичного театра, ныне здесь расположено здание Исторического музея.
Любопытен и такой исторический парадокс. Поначалу в балет велено было набирать учеников из «подлого сословия», поскольку считалось, что дворянским детям не пристало заниматься «танцованием на позорище». Но уже в годы царствования Екатерины II балет стал настолько популярен, что русские аристократы усердно осваивали танцевальные па. Известно, что до вступления на царский престол Павел I не единожды танцевал балет на императорских придворных мероприятиях.
В ближайшее время поклонники Терпсихоры отметят еще один замечательный юбилей. В годы царствования Анны Иоанновны 4 мая 1738 года в Санкт-Петербурге была открыта первая в России «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». Вот уже 285 лет старейшая балетная академия держит планку одной из лучших в мире. Сейчас это прославленная Академия русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой в Санкт-Петербурге. Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной классики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей. Например, Анна Павлова, блиставшая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», покорила с русским балетом тысячи и тысячи зрителей, а прима-балерина Марина Семенова в окаянные 1920-е годы доказала большевикам, что классический танец нужен стране.
В первые послереволюционные годы балет хотели поначалу признать сугубо аристократической или, того хуже, буржуазной забавой. Была даже идея лишить его финансирования и помещений, а освободившиеся ресурсы передать прогрессивным драмтеатрам. Тогда нарком просвещения Анатолий Луначарский пошел на хитрость. Он привёл товарищей по партии в Мариинский театр «на Семёнову». И 17-летняя «русская Терпсихора» своим волшебным танцем похоронила идею классовой борьбы с «вредоносным царским наследием».
Со временем балет стал любимым искусством советской элиты. Известно, что лидер ленинградских коммунистов Сергей Киров горячо обожал не только сам балет, но и балерин Ленинградского театра оперы и балета. Здесь можно заметить: у советских руководителей, как и у великих русских князей, был хороший вкус. Настоящим ценителем классической хореографии слыл Клим Ворошилов. По свидетельству современников, высокое искусство «красный маршал» понимал порой лучше некоторых театральных критиков. Благодаря Ворошилову его друг и соратник с дореволюционной юности Иосиф Сталин, предпочитавший оперу, со временем стал не менее высоко ценить и балет.
Уже в середине прошлого века стало окончательно ясно, что русский балет — это не просто затратное для государственной казны развлечение, а полноценный идеологический капитал. В 1956 году советский премьер-министр Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев прибыли с официальным визитом в Лондон. В рамках культурной программы высоких гостей повели на балет в Королевскую оперу. Их сопровождали британские премьер-министр Иден и министр иностранных дел Рединг. На спектакле выяснилось, что англичане много слышали о балете Большого театра, но ни одной постановки не видели. Тогда Булганин и предложил подписать договор о культурном обмене. Так началось триумфальное шествие Большого театра и русского балета по всему миру.
А что сегодня с визитной карточкой страны? Честно признаюсь, заявленная тема недавно прошедших слушаний в Общественной палате РФ поначалу несколько обескуражила: «350-летие русского балета: защита всемирного культурного наследия и национального достояния России». В процессе дискуссии выяснилось, что в последние годы визитка страны потускнела и наша гордость действительно нуждается в защите и поддержке.
Удивительно, но факт: некогда отвергнутые псевдореволюционные идеи по реформированию балета продолжают вдохновлять и некоторых нынешних политиков.
В свое время Ленин предлагал «оставить из оперы и балета лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления (как оперные, так и танцы) могли окупаться». А вот заявление как под копирку экс-председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, который на встрече в феврале 2019 года с членами Совета Федерации заявил, что в России слишком много государственных театров, и не исключается возможность их объединения. Правда, уже в марте того же года он лично приостановил действие приказа Минкульта об объединении Александринского театра в Санкт-Петербурге и ярославского Театра драмы имени Волкова. Вот такой получается Мерлезонский балет, проще говоря – полная неразбериха.
К великому сожалению, не добавил оптимизма и разговор накоротке с экс-премьером Большого театра, выдающимся балетмейстером и хореографом, театральным режиссером и педагогом, художественным руководителем Московского областного государственного академического театра «Русский балет», народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым.
«О какой популяризации русского балета мы можем говорить, если 42 года наш театр живет на колесах! Из-за того, что у «Русского балета» нет своего дома, многие артисты не выдерживают и уезжают за границу. У нас идет отток солистов, - с горечью заявил Гордеев. – Балет – это часть исторического кода россиян, который в последнее время подвергается серьезным испытаниям. Потеря культурного наследия страны означает жизнь без будущего».
На снимке: на сцене артисты театра «Русский балет»
Фото из архива театра.
Творческий путь становления и развития российской балетной школы, одной из самых лучших и известных в мире, не всегда был усыпан розами. После смерти Алексея Михайловича театральные представления прекратились. И лишь спустя четверть века возобновились по указу Петра 1, но уже не с развлекательной, как при Алексее Михайловиче, а с просветительской целью. Свидетельство тому - открытие в 1704 году в Москве на Красной площади публичного театра, ныне здесь расположено здание Исторического музея.
Любопытен и такой исторический парадокс. Поначалу в балет велено было набирать учеников из «подлого сословия», поскольку считалось, что дворянским детям не пристало заниматься «танцованием на позорище». Но уже в годы царствования Екатерины II балет стал настолько популярен, что русские аристократы усердно осваивали танцевальные па. Известно, что до вступления на царский престол Павел I не единожды танцевал балет на императорских придворных мероприятиях.
В ближайшее время поклонники Терпсихоры отметят еще один замечательный юбилей. В годы царствования Анны Иоанновны 4 мая 1738 года в Санкт-Петербурге была открыта первая в России «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». Вот уже 285 лет старейшая балетная академия держит планку одной из лучших в мире. Сейчас это прославленная Академия русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой в Санкт-Петербурге. Разработанная Вагановой методика преподавания танца стала основой мировой балетной классики, а ее ученики покоряли самых взыскательных зрителей. Например, Анна Павлова, блиставшая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», покорила с русским балетом тысячи и тысячи зрителей, а прима-балерина Марина Семенова в окаянные 1920-е годы доказала большевикам, что классический танец нужен стране.
В первые послереволюционные годы балет хотели поначалу признать сугубо аристократической или, того хуже, буржуазной забавой. Была даже идея лишить его финансирования и помещений, а освободившиеся ресурсы передать прогрессивным драмтеатрам. Тогда нарком просвещения Анатолий Луначарский пошел на хитрость. Он привёл товарищей по партии в Мариинский театр «на Семёнову». И 17-летняя «русская Терпсихора» своим волшебным танцем похоронила идею классовой борьбы с «вредоносным царским наследием».
Со временем балет стал любимым искусством советской элиты. Известно, что лидер ленинградских коммунистов Сергей Киров горячо обожал не только сам балет, но и балерин Ленинградского театра оперы и балета. Здесь можно заметить: у советских руководителей, как и у великих русских князей, был хороший вкус. Настоящим ценителем классической хореографии слыл Клим Ворошилов. По свидетельству современников, высокое искусство «красный маршал» понимал порой лучше некоторых театральных критиков. Благодаря Ворошилову его друг и соратник с дореволюционной юности Иосиф Сталин, предпочитавший оперу, со временем стал не менее высоко ценить и балет.
Уже в середине прошлого века стало окончательно ясно, что русский балет — это не просто затратное для государственной казны развлечение, а полноценный идеологический капитал. В 1956 году советский премьер-министр Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев прибыли с официальным визитом в Лондон. В рамках культурной программы высоких гостей повели на балет в Королевскую оперу. Их сопровождали британские премьер-министр Иден и министр иностранных дел Рединг. На спектакле выяснилось, что англичане много слышали о балете Большого театра, но ни одной постановки не видели. Тогда Булганин и предложил подписать договор о культурном обмене. Так началось триумфальное шествие Большого театра и русского балета по всему миру.
А что сегодня с визитной карточкой страны? Честно признаюсь, заявленная тема недавно прошедших слушаний в Общественной палате РФ поначалу несколько обескуражила: «350-летие русского балета: защита всемирного культурного наследия и национального достояния России». В процессе дискуссии выяснилось, что в последние годы визитка страны потускнела и наша гордость действительно нуждается в защите и поддержке.
Удивительно, но факт: некогда отвергнутые псевдореволюционные идеи по реформированию балета продолжают вдохновлять и некоторых нынешних политиков.
В свое время Ленин предлагал «оставить из оперы и балета лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления (как оперные, так и танцы) могли окупаться». А вот заявление как под копирку экс-председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, который на встрече в феврале 2019 года с членами Совета Федерации заявил, что в России слишком много государственных театров, и не исключается возможность их объединения. Правда, уже в марте того же года он лично приостановил действие приказа Минкульта об объединении Александринского театра в Санкт-Петербурге и ярославского Театра драмы имени Волкова. Вот такой получается Мерлезонский балет, проще говоря – полная неразбериха.
К великому сожалению, не добавил оптимизма и разговор накоротке с экс-премьером Большого театра, выдающимся балетмейстером и хореографом, театральным режиссером и педагогом, художественным руководителем Московского областного государственного академического театра «Русский балет», народным артистом СССР Вячеславом Гордеевым.
«О какой популяризации русского балета мы можем говорить, если 42 года наш театр живет на колесах! Из-за того, что у «Русского балета» нет своего дома, многие артисты не выдерживают и уезжают за границу. У нас идет отток солистов, - с горечью заявил Гордеев. – Балет – это часть исторического кода россиян, который в последнее время подвергается серьезным испытаниям. Потеря культурного наследия страны означает жизнь без будущего».
На снимке: на сцене артисты театра «Русский балет»
Фото из архива театра.