Тимченко отправляется на китайские воды
Большим планам миллиардера Геннадия Тимченко по развитию бизнес-авиации, видимо, не суждено сбыться: он избавился от своих долей в терминалах аэропортов «Шереметьево» и «Пулково». Теперь бизнесмен, видимо, сосредоточится на «земных» и «водных» проектах в России и за рубежом.
Еще совсем недавно Геннадий Тимченко был полон идей по развитию бизнес-авиации – год назад он создал компанию «А-групп» для управления авиационными активами. Под ее контроль перешли «Авиа групп» (ей принадлежит 74% в капитале бизнес-терминала «А» в «Шереметьево», остальные - ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»), «Авиа групп норд» (70% в бизнес-терминале «Пулково-2», остальное у ООО «Ногата» Николая Шамалова) и финский авиаперевозчик, бизнес-джет, Airfix Aviation, в котором структуре Тимченко IPP принадлежало 97%. При этом бизнесмен не исключал и приобретения новых терминалов за рубежом – в Казахстане, на Украине, в Китае, Индии и странах Латинской Америки.
Впрочем, как стало известно накануне, Геннадий Тимченко больше не является владельцем перечисленных активов. Это подтвердил журналистам официальный представитель бизнесмена Антон Куревин, который добавил, что бизнес-терминалы были проданы еще в марте 2014 года. По его словам, структуры господина Тимченко вышли из аэропортового бизнеса в рамках сделки «по продаже доли в компании IPP», когда также была продана и доля финского оператора бизнес-авиации Airfix Aviation.
Пока не разглашаются ни имена покупателей этих активов, ни суммы, за которые были проданы терминалы. Но, по данным РБК, в сделке не участвовали ни Николай Шамалов (совладелец терминала в «Пулково»), ни структуры братьев Ротенбергов, которые, как известно, претендуют на контроль над «Шереметьево».
«Бизнес терминалы (наряду с ТЗК и бортпитанием) – одно из самых коммерчески интересных направлений в аэропортовом бизнесе, - пояснил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Тем более, в «Шереметьево» и «Пулково», где концентрируются основные потоки бизнес-авиации. Поэтому покупателей на эти объекты, думаю, найти было не так и сложно. Другой вопрос, что эти сделки могли проводиться в связи с санкциями и, по сути, сменился не собственник, а лишь номинальный держатель. Но это мы сможем узнать только в том случае, если от участников сделки последуют какие-либо дополнительные комментарии».
Как известно, весной 2014 года Геннадий Тимченко вошел в список российских бизнесменов и чиновников из «ближнего круга Владимира Путина», в отношении которых США и ЕС ввели санкции. Тогда же компания Gunvor сообщила, что Тимченко продал свою долю в нефтетрейдере (43,5%) его совладельцу Торнбьерну Торнквисту.
«Известно, что бизнесмен ранее избавился не только от своего международного нефтетрейдингового бизнеса, но и продал акции скандинавской авиакомпании Airfix, - напомнил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - После этого реализация оставшихся авиационных активов выглядит вполне логичной».
Многие наблюдатели полагают, что продажа оператора бизнес-джетов действительно состоялась после введения санкций, и это логично - ведь обслуживание самолетов связано с поставками комплектующих от американских производителей».
«Похоже, что продажа авиационных активов стала для Тимченко до некоторой степени «авральной», - пояснил «Веку» эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров. - На мой взгляд, вряд ли это напрямую связано с западными санкциями, но вот косвенная связь может быть. Рискну предположить, что мотивом этой сделки стала срочная необходимость изыскания финансовых средств на другой проект, причем, в условиях, когда получение кредитов (за границей) для структур, контролируемых Тимченко, было затруднено этими самыми санкциями».
При этом эксперт не думает, что покупателем активов был «частник из отрасли». «Вариантов, кто бы это мог быть, я вижу три (в порядке снижения вероятности): крупный портфельный инвестор, структуры, контролируемые государством и имеющие доли в капиталах аэропортов, или крупная российская компания, которая имеет намерение войти в авиационный бизнес», - говорит Захаров.
Эксперты сходятся во мнении, что продажа авиаактивов Геннадия Тимченко не принесет каких-либо радикальных перемен для аэропортов. «Смена основного собственника не окажет никакого влияния на деятельность российских аэропортов, так как «Авиа групп» и «Авиа групп Норд» владели ими совсем непродолжительное время - порядка трех лет и практически не участвовали в оперативном управлении», - говорит Лукашов.
«Давать какие-то прогнозы сейчас рано – именно потому, что неизвестен покупатель. Можно только предположить, что «резких телодвижений» в отношении «Шереметьево» и «Пулково» новый владелец, кем бы он ни был, предпринимать не будет, - считает Алексей Захаров. - При наблюдаемом росте пассажирских авиаперевозок в России капитализация объектов, которые ранее контролировал Тимченко, скорее всего, будет расти. Так что даже при реализации выжидательной стратегии новый владелец через какое-то время сможет получить прибыль».
Что касается Геннадия Тимченко – вряд ли он чувствует себя удрученным после того, как сошел «с небес на землю». Ему есть на чем сосредоточиться, ведь еще остается объединяющая активы бизнесмена Volga Group, занимающаяся проектами в области энергетики, транспорта и инфраструктурного строительства.
«Я полагаю, что таким образом Геннадий Тимченко сможет избежать ненужного политического риска и сосредоточиться на инвестициях в рамках Volga Group, где он является основным акционером, - полагает Дмитрий Лукашов. - Естественно, теперь главные бизнес-проекты Группы, скорее всего, будут сосредоточены в России. При этом участие надежных иностранных партнеров по-прежнему приветствуется. Геннадий Тимченко является руководителем российской части Российско-Китайского делового совета, поэтому в первую очередь такими партнерами для него, вероятно, станут компании из КНР».
Кстати, сам Тимченко в мае нынешнего года подтвердил, что намерен продавать в Поднебесной воду, и уже приобрел соответствующее месторождение в КНР. А 1 июля стало известно, что одна из компаний российского миллиардера подписала с правительством Сирии соглашение о строительстве на реке Тигр насосной станции – по словам министра водных ресурсов этой страны Бассама Ханна, общая стоимость проекта составит $2 млрд.
Крупнейшими активами Геннадия Тимченко остаются и доли в независимом производителе газа «НОВАТЭК», нефтехимическом холдинге «Сибур» и подрядчике «Стройтрансгаз». Примечательно, что бизнесмен занимает шестую строчку в российском рейтинге Forbes с состоянием $15,3 млрд.
Впрочем, как стало известно накануне, Геннадий Тимченко больше не является владельцем перечисленных активов. Это подтвердил журналистам официальный представитель бизнесмена Антон Куревин, который добавил, что бизнес-терминалы были проданы еще в марте 2014 года. По его словам, структуры господина Тимченко вышли из аэропортового бизнеса в рамках сделки «по продаже доли в компании IPP», когда также была продана и доля финского оператора бизнес-авиации Airfix Aviation.
Пока не разглашаются ни имена покупателей этих активов, ни суммы, за которые были проданы терминалы. Но, по данным РБК, в сделке не участвовали ни Николай Шамалов (совладелец терминала в «Пулково»), ни структуры братьев Ротенбергов, которые, как известно, претендуют на контроль над «Шереметьево».
«Бизнес терминалы (наряду с ТЗК и бортпитанием) – одно из самых коммерчески интересных направлений в аэропортовом бизнесе, - пояснил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Тем более, в «Шереметьево» и «Пулково», где концентрируются основные потоки бизнес-авиации. Поэтому покупателей на эти объекты, думаю, найти было не так и сложно. Другой вопрос, что эти сделки могли проводиться в связи с санкциями и, по сути, сменился не собственник, а лишь номинальный держатель. Но это мы сможем узнать только в том случае, если от участников сделки последуют какие-либо дополнительные комментарии».
Как известно, весной 2014 года Геннадий Тимченко вошел в список российских бизнесменов и чиновников из «ближнего круга Владимира Путина», в отношении которых США и ЕС ввели санкции. Тогда же компания Gunvor сообщила, что Тимченко продал свою долю в нефтетрейдере (43,5%) его совладельцу Торнбьерну Торнквисту.
«Известно, что бизнесмен ранее избавился не только от своего международного нефтетрейдингового бизнеса, но и продал акции скандинавской авиакомпании Airfix, - напомнил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - После этого реализация оставшихся авиационных активов выглядит вполне логичной».
Многие наблюдатели полагают, что продажа оператора бизнес-джетов действительно состоялась после введения санкций, и это логично - ведь обслуживание самолетов связано с поставками комплектующих от американских производителей».
«Похоже, что продажа авиационных активов стала для Тимченко до некоторой степени «авральной», - пояснил «Веку» эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров. - На мой взгляд, вряд ли это напрямую связано с западными санкциями, но вот косвенная связь может быть. Рискну предположить, что мотивом этой сделки стала срочная необходимость изыскания финансовых средств на другой проект, причем, в условиях, когда получение кредитов (за границей) для структур, контролируемых Тимченко, было затруднено этими самыми санкциями».
При этом эксперт не думает, что покупателем активов был «частник из отрасли». «Вариантов, кто бы это мог быть, я вижу три (в порядке снижения вероятности): крупный портфельный инвестор, структуры, контролируемые государством и имеющие доли в капиталах аэропортов, или крупная российская компания, которая имеет намерение войти в авиационный бизнес», - говорит Захаров.
Эксперты сходятся во мнении, что продажа авиаактивов Геннадия Тимченко не принесет каких-либо радикальных перемен для аэропортов. «Смена основного собственника не окажет никакого влияния на деятельность российских аэропортов, так как «Авиа групп» и «Авиа групп Норд» владели ими совсем непродолжительное время - порядка трех лет и практически не участвовали в оперативном управлении», - говорит Лукашов.
«Давать какие-то прогнозы сейчас рано – именно потому, что неизвестен покупатель. Можно только предположить, что «резких телодвижений» в отношении «Шереметьево» и «Пулково» новый владелец, кем бы он ни был, предпринимать не будет, - считает Алексей Захаров. - При наблюдаемом росте пассажирских авиаперевозок в России капитализация объектов, которые ранее контролировал Тимченко, скорее всего, будет расти. Так что даже при реализации выжидательной стратегии новый владелец через какое-то время сможет получить прибыль».
Что касается Геннадия Тимченко – вряд ли он чувствует себя удрученным после того, как сошел «с небес на землю». Ему есть на чем сосредоточиться, ведь еще остается объединяющая активы бизнесмена Volga Group, занимающаяся проектами в области энергетики, транспорта и инфраструктурного строительства.
«Я полагаю, что таким образом Геннадий Тимченко сможет избежать ненужного политического риска и сосредоточиться на инвестициях в рамках Volga Group, где он является основным акционером, - полагает Дмитрий Лукашов. - Естественно, теперь главные бизнес-проекты Группы, скорее всего, будут сосредоточены в России. При этом участие надежных иностранных партнеров по-прежнему приветствуется. Геннадий Тимченко является руководителем российской части Российско-Китайского делового совета, поэтому в первую очередь такими партнерами для него, вероятно, станут компании из КНР».
Кстати, сам Тимченко в мае нынешнего года подтвердил, что намерен продавать в Поднебесной воду, и уже приобрел соответствующее месторождение в КНР. А 1 июля стало известно, что одна из компаний российского миллиардера подписала с правительством Сирии соглашение о строительстве на реке Тигр насосной станции – по словам министра водных ресурсов этой страны Бассама Ханна, общая стоимость проекта составит $2 млрд.
Крупнейшими активами Геннадия Тимченко остаются и доли в независимом производителе газа «НОВАТЭК», нефтехимическом холдинге «Сибур» и подрядчике «Стройтрансгаз». Примечательно, что бизнесмен занимает шестую строчку в российском рейтинге Forbes с состоянием $15,3 млрд.