ТМХ укажут на дверь?
После трех лет вынужденного ожидания «Трансмашхолдинг» вернулся на Украину. И снова – за «Лугансктепловозом». И снова радость победы омрачена громким скандалом.
Реванш российских машиностроителей серьезно разозлил могущественную днепропетровскую ФПГ «Приват» израильско-украинского олигарха Игоря Коломойского. Днепропетровцы решили через суд указать незваным «гостям» на дверь.
В 2007 году «Трансмашхолдинг» (ТМХ) уже заходил в ««Лугансктепловоз», но на его пути встал «Днепровагонмаш», который также претендовал на 76% акций предприятия. Сторону земляков взял суд, и россиянам пришлось ретироваться, не солоно хлебавши. Правда, спустя четыре года они сделали второй заход, и удачно. ТМХ даже сумел сэкономить на покупке $ 7 млн., взяв луганский актив за $51 млн. против $58 млн. на прошлом аукционе.
На Украине, где, как известно, принято кохаться с кем угодно, но только не с москалями, повторная покупка «Лугансктепловоза» подшефным российскому холдингу Брянским машиностроительным заводом вызвала ожидаемую волну негатива. Украинские аналитики поспешили заявить, что завод достался россиянам по цене почти вдвое ниже рыночной. Но громче всего в хоре критиков звучат голоса «обиженных», тех, кого – законным образом или нет – отодвинули от конкурса. Кипрский оффшор Mantara Holding, представлявший на аукционе интересы группы «Приват» Игоря Коломойского, обвинил россиян в нечестной игре.
Напомним, компанию не допустили до торгов за то, что она, по версии Фонда государственного имущества Украины, не пожелала раскрыть источники финансирования сделки. Киприоты такой оплошности за собой не признают и обвиняют ФГИУ в сговоре с «Трансмашхолдингом», что, в общем-то, похоже на правду. Второй претендент на активы «Лугансктепловоза» - Научно-производственное объединение им. Фрунзе, торговли на повышение цены не вел и светился на аукционе исключительно как технический кандидат, то есть, чтобы создать некое подобие конкурентной борьбы. Mantara Holding будет оспаривать сделку в суде.
Все бы ничего, да вот противник «Трансмашхолдингу» попался, прямо скажем, незаурядный. Совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский в украинском бизнесе проходит по разряду крупных зубастых хищников, занимающих верхнее звено пищевой цепочки, Начав с небольшой компьютерной фирмы, днепропетровский предприниматель благодаря напористости и жесткому стилю ведения бизнеса выстроил могущественную финансово-промышленную империю. «Приват» имеет долю в нефтеперерабатывающем комплексе, транзите углеродов, металлургии и металлообработке, машиностроении, банковском секторе («Приватбанк»).
На счету группы – один из самых громких рейдерских дел в истории постсоветской Украины – захват Кременчугского НПЗ. Политическими связями Коломойский не светит, однако никто не сомневается, что они у него есть. Убедиться в этом лишний раз позволяет дело «Лугансктепловоза». Не ограничиваясь судами, олигарх с двойным (украинско-израильским) гражданством решил надавить на ноющую с подписания харьковских соглашений патриотическую мозоль украинцев. В дискуссию по вопросу законности сделки включился Блок Юлии Тимошенко, который уже обвинил находящихся у руля «регионалов» в очередной сдаче национальных интересов.
По словам министра экономики оппозиционного правительства БЮТ Александра Бондаря, продажа «Лугансктепловоза» стала для новой власти тестом на то, как она собирается проводить дальнейшую приватизацию в стране. «Это был не конкурс, а пародия на открытость аукциона: вообще ни разу никто из участников не поднял карточку для торгов», - цитирует Бондаря УНИАН. Была пущена в ход и тяжелая артиллерия.
Вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко, который ранее говорил, что «Лугансктепловоз» был продан по конкурентной цене, неожиданно переменил мнение на прямо противоположное. «Я беру свои слова обратно. В данном случае, с учетом новых факторов, я считаю, что приватизация «Лугансктепловоза» была непрозрачной», — сообщил Тигипко «Интерфаксу».
Напомним, что ранее непосредственный шеф Тигипко, премьер Дмитрий Азаров высказался за продажу «Лугансктепловоза» россиянам. Вице-премьер не исключает, что после суда актив вернется к государству. Зная характер Коломойского, за которым закрепилась репутация бизнесмена, привыкшего отстаивать свои интересы вплоть до мелочей, можно предположить, что так оно и будет. Вопрос лишь в том, как далеко в этом споре готов зайти «Трансмашхолдинг». Станет ли он тягаться с поднаторевшей в межкорпоративных войнах группой «Приват», которой к тому же и родные стены помогают, или же во второй раз отступит с Украины без генерального сражения.
«Этот актив интересен обеим сторонам. Благодаря большому опыту, значительной интеллектуальной собственности, хорошей технической базе, квалифицированному персоналу предприятие может быстро начать приносить доход своим владельцам. Поэтому неудивительно, что за завод идёт такая борьба», - рассказал «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. К тому же, добавил аналитик, надо иметь в виду, что в структуре «Трансмашхолдинга» у «Лугансктепловоза» больше возможностей для продвижения своей продукции на российский рынок. А нахождение завода в структуре «Привата» не даст тех преимуществ, которые появляются при включении его в «Трансмашхолдинг».
«Если говорить о перспективах «Лугансктепловоза», то теперь всё будет зависеть от судебных разбирательств инициированных группой «Приват». Суд может принять как сторону «Приват» и отменить итоги конкурса, так и встать на сторону «Трансмашхолдинга» и подтвердить законность приобретения «Лугансктепловоза». Теперь всё будет зависеть от аргументов сторон», - сказал Дмитрий Баранов.
В 2007 году «Трансмашхолдинг» (ТМХ) уже заходил в ««Лугансктепловоз», но на его пути встал «Днепровагонмаш», который также претендовал на 76% акций предприятия. Сторону земляков взял суд, и россиянам пришлось ретироваться, не солоно хлебавши. Правда, спустя четыре года они сделали второй заход, и удачно. ТМХ даже сумел сэкономить на покупке $ 7 млн., взяв луганский актив за $51 млн. против $58 млн. на прошлом аукционе.
На Украине, где, как известно, принято кохаться с кем угодно, но только не с москалями, повторная покупка «Лугансктепловоза» подшефным российскому холдингу Брянским машиностроительным заводом вызвала ожидаемую волну негатива. Украинские аналитики поспешили заявить, что завод достался россиянам по цене почти вдвое ниже рыночной. Но громче всего в хоре критиков звучат голоса «обиженных», тех, кого – законным образом или нет – отодвинули от конкурса. Кипрский оффшор Mantara Holding, представлявший на аукционе интересы группы «Приват» Игоря Коломойского, обвинил россиян в нечестной игре.
Напомним, компанию не допустили до торгов за то, что она, по версии Фонда государственного имущества Украины, не пожелала раскрыть источники финансирования сделки. Киприоты такой оплошности за собой не признают и обвиняют ФГИУ в сговоре с «Трансмашхолдингом», что, в общем-то, похоже на правду. Второй претендент на активы «Лугансктепловоза» - Научно-производственное объединение им. Фрунзе, торговли на повышение цены не вел и светился на аукционе исключительно как технический кандидат, то есть, чтобы создать некое подобие конкурентной борьбы. Mantara Holding будет оспаривать сделку в суде.
Все бы ничего, да вот противник «Трансмашхолдингу» попался, прямо скажем, незаурядный. Совладелец группы «Приват» Игорь Коломойский в украинском бизнесе проходит по разряду крупных зубастых хищников, занимающих верхнее звено пищевой цепочки, Начав с небольшой компьютерной фирмы, днепропетровский предприниматель благодаря напористости и жесткому стилю ведения бизнеса выстроил могущественную финансово-промышленную империю. «Приват» имеет долю в нефтеперерабатывающем комплексе, транзите углеродов, металлургии и металлообработке, машиностроении, банковском секторе («Приватбанк»).
На счету группы – один из самых громких рейдерских дел в истории постсоветской Украины – захват Кременчугского НПЗ. Политическими связями Коломойский не светит, однако никто не сомневается, что они у него есть. Убедиться в этом лишний раз позволяет дело «Лугансктепловоза». Не ограничиваясь судами, олигарх с двойным (украинско-израильским) гражданством решил надавить на ноющую с подписания харьковских соглашений патриотическую мозоль украинцев. В дискуссию по вопросу законности сделки включился Блок Юлии Тимошенко, который уже обвинил находящихся у руля «регионалов» в очередной сдаче национальных интересов.
По словам министра экономики оппозиционного правительства БЮТ Александра Бондаря, продажа «Лугансктепловоза» стала для новой власти тестом на то, как она собирается проводить дальнейшую приватизацию в стране. «Это был не конкурс, а пародия на открытость аукциона: вообще ни разу никто из участников не поднял карточку для торгов», - цитирует Бондаря УНИАН. Была пущена в ход и тяжелая артиллерия.
Вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко, который ранее говорил, что «Лугансктепловоз» был продан по конкурентной цене, неожиданно переменил мнение на прямо противоположное. «Я беру свои слова обратно. В данном случае, с учетом новых факторов, я считаю, что приватизация «Лугансктепловоза» была непрозрачной», — сообщил Тигипко «Интерфаксу».
Напомним, что ранее непосредственный шеф Тигипко, премьер Дмитрий Азаров высказался за продажу «Лугансктепловоза» россиянам. Вице-премьер не исключает, что после суда актив вернется к государству. Зная характер Коломойского, за которым закрепилась репутация бизнесмена, привыкшего отстаивать свои интересы вплоть до мелочей, можно предположить, что так оно и будет. Вопрос лишь в том, как далеко в этом споре готов зайти «Трансмашхолдинг». Станет ли он тягаться с поднаторевшей в межкорпоративных войнах группой «Приват», которой к тому же и родные стены помогают, или же во второй раз отступит с Украины без генерального сражения.
«Этот актив интересен обеим сторонам. Благодаря большому опыту, значительной интеллектуальной собственности, хорошей технической базе, квалифицированному персоналу предприятие может быстро начать приносить доход своим владельцам. Поэтому неудивительно, что за завод идёт такая борьба», - рассказал «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. К тому же, добавил аналитик, надо иметь в виду, что в структуре «Трансмашхолдинга» у «Лугансктепловоза» больше возможностей для продвижения своей продукции на российский рынок. А нахождение завода в структуре «Привата» не даст тех преимуществ, которые появляются при включении его в «Трансмашхолдинг».
«Если говорить о перспективах «Лугансктепловоза», то теперь всё будет зависеть от судебных разбирательств инициированных группой «Приват». Суд может принять как сторону «Приват» и отменить итоги конкурса, так и встать на сторону «Трансмашхолдинга» и подтвердить законность приобретения «Лугансктепловоза». Теперь всё будет зависеть от аргументов сторон», - сказал Дмитрий Баранов.