Тува: автомобильная дорога проляжет в поднебесье
Тува предлагает Алтаю построить между регионами горную дорогу, которая свяжет тувинское село Кызыл-Хая с алтайским Кош-Агачем. Реализация данного проекта должна стартовать в этом году.
Заурядным это событие кажется лишь на первый взгляд. Тува – это транспортно изолированный регион на самом юге Сибири, который от «Большой земли» отгорожен Саянами и Алтайскими горами. Железнодорожного сообщения там нет. Как ранее писал «Век», проект строительства трассы Курагино (Красноярский край) – Кызыл находится в стадии подготовки к реализации уже второй десяток лет. Начало строительства постоянно отодвигается, а его стоимость, соответственно, растет. Сейчас уже складывается стойкое ощущение, что в его реальность не верят даже в правительстве Тувы.
В настоящее время основное транспортное автомобильное сообщение республики идет через хребет Ергаки, расположенный в Красноярском крае. Плюс еще один выход – похуже в плане состояния дороги, через Ак-Довурак в Хакасию. По сути это все. Парадокс, но тувинцам гораздо проще попасть в соседнюю Монголию. Потому для республики огромную ценность представляет любой новый полноценный выход за перевалы.
Один из вариантов - западный с выходом на Алтай и Чуйский тракт. Между Кызыл-Хая и Кош-Агачем около 135 км. Формально дорога есть, но по факту это, скорее, направление. Очевидцы говорят, что проехать по ней могут только внедорожники. И то, если не прошли дожди. Иначе непроходимыми становятся броды через многочисленные реки, которые пересекают направление.
«Это - «народная» дорога. Там есть участки, где высокая аварийность. Начинать надо именно с них, вести переговоры с Республикой Алтай. У нас к этой дороге обоюдный интерес. Потребуется подрядчик с надежной техникой, которая может работать в условиях скалистой местности», - заявил глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол.
Пока Тува готова выделить на первый этап строительства около 70 млн. рублей, хотя проект оценивается в миллиард с лишним. ПСД за авторством проектной организации из Томска была разработана еще два года назад. Дорога должна пройти через горный перевал Бугузун на хребте Чихачева. В максимальной точке это 2,6 км над уровнем моря. Сначала будут обустроены 20 км. Только для них придется построить не менее пяти мостов и взорвать приличные объемы скальной породы.
Власти Тувы ждут, что дорога даст толчок развитию удаленного Монгун-Тайгинского района. Горная перемычка, которая свяжет трассу Р257 «Енисей» и Чуйский тракт, откроет новые возможности для развития туризма. Собственно, нынешняя «тропа» и поддерживается силами энтузиастов-экстремалов, которые едут по ней на свой страх и риск в поисках романтики. Хотя, случись с ними что-либо на этом участке, помощи можно будет ждать только от МЧС или местных духов.
Тувинско-алтайская дорога предварительно включена в программу ускоренного социально-экономического развития Тувы до 2025 года, утвержденную правительством РФ. А в самом конце прошлого года в Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга заявили, что Чуйский тракт – один из пилотных маршрутов в рамках «Стратегии развития туризма в России до 2035 года».
«Я бывал в Кызыл-Хае в 90-х годах. Там жил один наш бывший музыкант. И никакой связи с ним кроме почты тогда не было. В то время проложили более-менее доступную дорогу до районного центра Мугур-Аксы. А вот от него до Кызыл-Хая ездили уже только экстремалы на УАЗах и «Нивах». От Кызыла до Кызыл-Хая примерно 550 км, а до Кош-Агач – в несколько раз меньше. Поэтому в 90-е продукты и товары в основном завозились с алтайской стороны. У местных отношение к развитию туризма и туристической инфраструктуры бывает двоякое и настороженное. Но в основном они не против. Возможно, видят опыт Горного Алтая, где почти все турбазы принадлежат новосибирцам, москвичам и прочим неместным, а коренное население занимается изготовлением сувениров и культурно-музыкальным развлечением. А пока в Монгун-Тайге бывают только археологи, этнографы и музыковеды. Хотя я думаю, что эта дорога строится больше с учетом проекта газопровода через Алтай и Монголию в Китай», - поделился в разговоре с корреспондентом «Века» лидер известной тувинской рок-группы «Ят-Ха» Альберт Кувезин.
Как водится, настороженно смотрят на планы строительства дороги экологи. Разумеется, они вовсе не против улучшения качества жизни тувинской глубинки. Однако предсказывают всплеск браконьерства в этом уголке Тувы. Любителей незаконной охоты и рыбалки и сейчас не очень-то останавливают сложности с транспортировкой. Известен случай, когда в тувинской тайге построили целую нелегальную взлетно-посадочную полосу, чтобы возить состоятельных гостей! Но с появлением нормальной дороги ситуация в Монгун-Тайгинском районе может еще больше осложниться. Здесь интерес для браконьеров представляют краснокнижные горные бараны – аргали. Их тувинско-алтайская группировка как раз базируется в верховьях местной реки Моген-Бурен, на берегу которой стоит Кызыл-Хая.
«Аргали и так гибнут от браконьеров постоянно. Но скоро будет проложена насыпная автомобильная дорога и вот тогда уже точно «туши свет». Сколько потрачено средств на охрану данного вида, а уровень браконьерства только растет. Что-то идет не так»,- констатировал ранее тувинский биолог Александр Куксин, один из авторов «Красной книги Республики Тыва», заместитель директора по научной работе ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина».
В настоящее время основное транспортное автомобильное сообщение республики идет через хребет Ергаки, расположенный в Красноярском крае. Плюс еще один выход – похуже в плане состояния дороги, через Ак-Довурак в Хакасию. По сути это все. Парадокс, но тувинцам гораздо проще попасть в соседнюю Монголию. Потому для республики огромную ценность представляет любой новый полноценный выход за перевалы.
Один из вариантов - западный с выходом на Алтай и Чуйский тракт. Между Кызыл-Хая и Кош-Агачем около 135 км. Формально дорога есть, но по факту это, скорее, направление. Очевидцы говорят, что проехать по ней могут только внедорожники. И то, если не прошли дожди. Иначе непроходимыми становятся броды через многочисленные реки, которые пересекают направление.
«Это - «народная» дорога. Там есть участки, где высокая аварийность. Начинать надо именно с них, вести переговоры с Республикой Алтай. У нас к этой дороге обоюдный интерес. Потребуется подрядчик с надежной техникой, которая может работать в условиях скалистой местности», - заявил глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол.
Пока Тува готова выделить на первый этап строительства около 70 млн. рублей, хотя проект оценивается в миллиард с лишним. ПСД за авторством проектной организации из Томска была разработана еще два года назад. Дорога должна пройти через горный перевал Бугузун на хребте Чихачева. В максимальной точке это 2,6 км над уровнем моря. Сначала будут обустроены 20 км. Только для них придется построить не менее пяти мостов и взорвать приличные объемы скальной породы.
Власти Тувы ждут, что дорога даст толчок развитию удаленного Монгун-Тайгинского района. Горная перемычка, которая свяжет трассу Р257 «Енисей» и Чуйский тракт, откроет новые возможности для развития туризма. Собственно, нынешняя «тропа» и поддерживается силами энтузиастов-экстремалов, которые едут по ней на свой страх и риск в поисках романтики. Хотя, случись с ними что-либо на этом участке, помощи можно будет ждать только от МЧС или местных духов.
Тувинско-алтайская дорога предварительно включена в программу ускоренного социально-экономического развития Тувы до 2025 года, утвержденную правительством РФ. А в самом конце прошлого года в Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга заявили, что Чуйский тракт – один из пилотных маршрутов в рамках «Стратегии развития туризма в России до 2035 года».
«Я бывал в Кызыл-Хае в 90-х годах. Там жил один наш бывший музыкант. И никакой связи с ним кроме почты тогда не было. В то время проложили более-менее доступную дорогу до районного центра Мугур-Аксы. А вот от него до Кызыл-Хая ездили уже только экстремалы на УАЗах и «Нивах». От Кызыла до Кызыл-Хая примерно 550 км, а до Кош-Агач – в несколько раз меньше. Поэтому в 90-е продукты и товары в основном завозились с алтайской стороны. У местных отношение к развитию туризма и туристической инфраструктуры бывает двоякое и настороженное. Но в основном они не против. Возможно, видят опыт Горного Алтая, где почти все турбазы принадлежат новосибирцам, москвичам и прочим неместным, а коренное население занимается изготовлением сувениров и культурно-музыкальным развлечением. А пока в Монгун-Тайге бывают только археологи, этнографы и музыковеды. Хотя я думаю, что эта дорога строится больше с учетом проекта газопровода через Алтай и Монголию в Китай», - поделился в разговоре с корреспондентом «Века» лидер известной тувинской рок-группы «Ят-Ха» Альберт Кувезин.
Как водится, настороженно смотрят на планы строительства дороги экологи. Разумеется, они вовсе не против улучшения качества жизни тувинской глубинки. Однако предсказывают всплеск браконьерства в этом уголке Тувы. Любителей незаконной охоты и рыбалки и сейчас не очень-то останавливают сложности с транспортировкой. Известен случай, когда в тувинской тайге построили целую нелегальную взлетно-посадочную полосу, чтобы возить состоятельных гостей! Но с появлением нормальной дороги ситуация в Монгун-Тайгинском районе может еще больше осложниться. Здесь интерес для браконьеров представляют краснокнижные горные бараны – аргали. Их тувинско-алтайская группировка как раз базируется в верховьях местной реки Моген-Бурен, на берегу которой стоит Кызыл-Хая.
«Аргали и так гибнут от браконьеров постоянно. Но скоро будет проложена насыпная автомобильная дорога и вот тогда уже точно «туши свет». Сколько потрачено средств на охрану данного вида, а уровень браконьерства только растет. Что-то идет не так»,- констатировал ранее тувинский биолог Александр Куксин, один из авторов «Красной книги Республики Тыва», заместитель директора по научной работе ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина».