Тува: автомобильная дорога проляжет в поднебесье

Тува предлагает Алтаю построить между регионами горную дорогу, которая свяжет тувинское село Кызыл-Хая с алтайским Кош-Агачем. Реализация данного проекта должна стартовать в этом году.

Заурядным это событие кажется лишь на первый взгляд. Тува – это транспортно изолированный регион на самом юге Сибири, который от «Большой земли» отгорожен Саянами и Алтайскими горами. Железнодорожного сообщения там нет. Как ранее писал «Век», проект строительства трассы Курагино (Красноярский край) – Кызыл находится в стадии подготовки к реализации уже второй десяток лет. Начало строительства постоянно отодвигается, а его стоимость, соответственно, растет. Сейчас уже складывается стойкое ощущение, что в его реальность не верят даже в правительстве Тувы.

В настоящее время основное транспортное автомобильное сообщение республики идет через хребет Ергаки, расположенный в Красноярском крае. Плюс еще один выход – похуже в плане состояния дороги, через Ак-Довурак в Хакасию. По сути это все. Парадокс, но тувинцам гораздо проще попасть в соседнюю Монголию. Потому для республики огромную ценность представляет любой новый полноценный выход за перевалы.

Реклама на веке

Один из вариантов - западный с выходом на Алтай и Чуйский тракт. Между Кызыл-Хая и Кош-Агачем около 135 км. Формально дорога есть, но по факту это, скорее, направление. Очевидцы говорят, что проехать по ней могут только внедорожники. И то, если не прошли дожди. Иначе непроходимыми становятся броды через многочисленные реки, которые пересекают направление.

«Это - «народная» дорога. Там есть участки, где высокая аварийность. Начинать надо именно с них, вести переговоры с Республикой Алтай. У нас к этой дороге обоюдный интерес. Потребуется подрядчик с надежной техникой, которая может работать в условиях скалистой местности», - заявил глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол.

Пока Тува готова выделить на первый этап строительства около 70 млн. рублей, хотя проект оценивается в миллиард с лишним. ПСД за авторством проектной организации из Томска была разработана еще два года назад. Дорога должна пройти через горный перевал Бугузун на хребте Чихачева. В максимальной точке это 2,6 км над уровнем моря. Сначала будут обустроены 20 км. Только для них придется построить не менее пяти мостов и взорвать приличные объемы скальной породы.

Власти Тувы ждут, что дорога даст толчок развитию удаленного Монгун-Тайгинского района. Горная перемычка, которая свяжет трассу Р257 «Енисей» и Чуйский тракт, откроет новые возможности для развития туризма. Собственно, нынешняя «тропа» и поддерживается силами энтузиастов-экстремалов, которые едут по ней на свой страх и риск в поисках романтики. Хотя, случись с ними что-либо на этом участке, помощи можно будет ждать только от МЧС или местных духов.

Тувинско-алтайская дорога предварительно включена в программу ускоренного социально-экономического развития Тувы до 2025 года, утвержденную правительством РФ. А в самом конце прошлого года в Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга заявили, что Чуйский тракт – один из пилотных маршрутов в рамках «Стратегии развития туризма в России до 2035 года».

«Я бывал в Кызыл-Хае в 90-х годах. Там жил один наш бывший музыкант. И никакой связи с ним кроме почты тогда не было. В то время проложили более-менее доступную дорогу до районного центра Мугур-Аксы. А вот от него до Кызыл-Хая ездили уже только экстремалы на УАЗах и «Нивах». От Кызыла до Кызыл-Хая примерно 550 км, а до Кош-Агач – в несколько раз меньше. Поэтому в 90-е продукты и товары в основном завозились с алтайской стороны. У местных отношение к развитию туризма и туристической инфраструктуры бывает двоякое и настороженное. Но в основном они не против. Возможно, видят опыт Горного Алтая, где почти все турбазы принадлежат новосибирцам, москвичам и прочим неместным, а коренное население занимается изготовлением сувениров и культурно-музыкальным развлечением. А пока в Монгун-Тайге бывают только археологи, этнографы и музыковеды. Хотя я думаю, что эта дорога строится больше с учетом проекта газопровода через Алтай и Монголию в Китай», - поделился в разговоре с корреспондентом «Века» лидер известной тувинской рок-группы «Ят-Ха» Альберт Кувезин.

Как водится, настороженно смотрят на планы строительства дороги экологи. Разумеется, они вовсе не против улучшения качества жизни тувинской глубинки. Однако предсказывают всплеск браконьерства в этом уголке Тувы. Любителей незаконной охоты и рыбалки и сейчас не очень-то останавливают сложности с транспортировкой. Известен случай, когда в тувинской тайге построили целую нелегальную взлетно-посадочную полосу, чтобы возить состоятельных гостей! Но с появлением нормальной дороги ситуация в Монгун-Тайгинском районе может еще больше осложниться. Здесь интерес для браконьеров представляют краснокнижные горные бараны – аргали. Их тувинско-алтайская группировка как раз базируется в верховьях местной реки Моген-Бурен, на берегу которой стоит Кызыл-Хая.

«Аргали и так гибнут от браконьеров постоянно. Но скоро будет проложена насыпная автомобильная дорога и вот тогда уже точно «туши свет». Сколько потрачено средств на охрану данного вида, а уровень браконьерства только растет. Что-то идет не так»,- констатировал ранее тувинский биолог Александр Куксин, один из авторов «Красной книги Республики Тыва», заместитель директора по научной работе ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина».

Реклама на веке
Тысячи сотрудников Amazon в Великобритании получили неверные результаты тестов на Covid-19 Netflix выпустит аниме-сериал по Dota 2