УДО для Васильевой не за горами?
Экс-чиновница Минобороны Евгения Васильева, похоже, надеется выйти на свободу, хотя приговор по ее делу еще не вступил в законную силу. Рассмотрение ходатайства об УДО Судогорский райсуд Владимирской области перенес на 25 августа. Заключенная уже успела выплатить потерпевшим более 216 млн. рублей, компенсировав ущерб.
Завтра суд во Владимирской области начнет рассматривать вопрос об условно-досрочном освобождении фигурантки дела «Оборонсервиса» - многие наблюдатели опасаются, что Евгению Васильеву все-таки выпустят на свободу. Сторона обвинения, правда, еще на прошлой неделе заявила: мол, прошение об УДО на бывшую начальницу департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ подано преждевременно – приговор остальным участникам хищений в системе военного ведомства еще не вступил в силу, кроме того, апелляционная инстанция Мосгорсуда еще должна проверить его на законность.
Судья добавил: Минобороны также выступает против УДО Васильевой с той же формулировкой о не вступившем в силу приговоре. Ранее потерпевшие сообщили, что хотят принять непосредственное участие в рассмотрении вопроса об УДО, но 21 августа явиться в суд не смогут, поскольку заняты на слушаниях по апелляции на приговор по делу «Оборонсервиса». Защита подсудимой также оказалась не готова к процессу – адвокат Хасан-Али Бороков направил в суд ходатайство о переносе заседания. Сама же госпожа Васильева в суде участвовать отказалась, сообщает «Коммерсант».
В итоге заседание было перенесено на 25 августа. По версии некоторых СМИ, к этому времени, очевидно, будут устранены все возможные препятствия к освобождению знаменитой заключенной, после чего она, отбыв более половины назначенного ей 5-летнего срока (включая домашний арест), может выйти на свободу.
Напомним, ходатайство об УДО Васильева подала несколько дней назад, ссылаясь на целиком погашенный ущерб – более 216 млн. рублей за бывшую чиновницу и других фигурантов дела государству вернул отец Васильевой, предприниматель из Санкт-Петербурга Николай Васильев. Это был сильный ход, к которому подключили и положительную характеристику ФСИН.
Правда, по словам источника РИА «Новости», знакомого с ситуацией, Евгения Васильева попросту не могла ее получить. Такой отзыв в принципе не может быть предоставлен осужденному, который только что прибыл в колонию – максимум ему могут выдать формальную справку о времени пребывания, а также о нарушении либо соблюдении распорядка. Для получения же положительной характеристики требуется нахождение заключенного в колонии никак не менее трех месяцев.
На днях ИК в поселке Головино Владимирской области (где и должна находиться Васильева) посетили правозащитники Елена Масюк и Андрей Бабушкин. Масюк, говорят, в колонию не пустили, хотя она лично знает бывшую чиновницу, а вот члену Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Бабушкину (который ранее не был с ней знаком) удалось пообщаться с заключенной – она работает в хозчасти. Свою избирательность представители ФСИН объяснили тем, что, дескать, Елена Масюк является членом ОНК Москвы – значит, ей следует заниматься столичными исправительными учреждениями. При этом такого же члена московской ОНК, Андрея Бабушкина, к арестантке пропустили.
«Для того, чтобы так воровать у государства, надо жителей государства презирать и ненавидеть. Вдруг такой человек оказывается на дне общества и видит, что люди нормальные. Этот феномен может вызвать культурный шок и привести к изменению сознания человека», - заявил правозащитник. Он также заявил журналистам: уверен, но не на 100% в том, что беседовал именно с Васильевой. «Мы увидели женщину, она отличалась от портрета Васильевой, который я видел. Она была моложе, худее, похожа на Васильеву, какой она была года два-три тому назад», - сказал Бабушкин.
Тем не менее, остается много непонятного с нынешней «пропиской» Евгении Васильевой. В конце июля общественность обсуждала новость о том, что главную фигурантку дела «Оборонсервиса», которая должна находиться в СИЗО, якобы приметили в центре Москвы в районе Патриарших прудов. Настораживает другое: даже после такого скандала телеканалы страны не смогли продемонстрировать госпожу Васильеву, пребывающую в колонии.
Сомнения по поводу местонахождения Евгении Васильевой остаются и по сей день – слишком уже высокого полета птицу отправили за решетку. «Все факты говорят о том, что Васильева в ближайшее время покинет места заключения, УДО состоится, как только приговор вступит в законную силу, - завил «Веку» руководитель Центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков. - Общественное мнение воспринимает подобное избирательное применение норм уголовного законодательства как вопиющую несправедливость и трактует как сигнал – воруй миллиарды, отделаешься легким испугом. В условиях, когда экономическое положение в стране заставило большинство сограждан заметно затянуть пояса, такое лояльное отношение к казнокрадам не встретит понимания в обществе. По авторитету правоохранительных органов и государственной власти будет нанесен очередной ощутимый удар, а несистемная оппозиция в очередной раз получит повод для жесткой критики власти».
Напомним, вместе с Евгенией Васильевой на скамье подсудимых по делу «Оборонсервиса» находились еще четыре человека: бывшие главы акционерных обществ «Управление торговли Московского военного округа» Максим Закутайло, «Оборонстрой» и «Главное управление обустройства войск» Лариса Егорина, экс-гендиректор ООО «Компания «Хорс» и ООО «Роникс Плюс» Ирина Егорова и экс-гендиректор ОАО «31-й Государственный институт спецстроительства» Юрий Грехнев.
Подконтрольный Минобороны многопрофильный холдинг ОАО «Оборонсервис» управлял деятельностью ОАО «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка» и координировал их взаимодействие в интересах ВС РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.
По версии следствия, Евгения Васильева, использую свое служебное положение, выбирала наиболее ликвидные объекты недвижимости, акции и другое имущество «Оборонсервиса», после чего организовывала их продажу по заведомо заниженной цене. Похищенными активами экс-чиновница лично распоряжалась через подконтрольные ей фирмы. Кроме того, она получала миллионы рублей наличными от доверенных лиц, отвечавших за легализацию похищенных денежных средств.
В марте 2013 года в рамках расследования уголовного дела была арестована недвижимость Васильевой в Москве и Санкт-Петербурге, а 2 августа – зарубежные счета, в том числе в офшорных зонах и банках Швейцарии. В СКР отмечали: «Следователи приняли меры к дальнейшему возмещению ущерба. С этой целью арестовано недвижимое имущество обвиняемой, изъято более тысячи ювелирных изделий общим весом 19 кг, и это без учета коллекции дорогостоящих часов. Так вот в этих драгоценностях только бриллиантов, рубинов и изумрудов эксперты насчитали 57 тысяч штук».
В январе нынешнего года суд допросил в качестве свидетеля бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, который заявил, что Васильева не нанесла ведомству никакого ущерба. По его словам, работа по продаже недвижимости МО «была проведена качественно и вовремя»; дескать, если бы министерство не избавилось от этого «балласта», последствия от наступившего кризиса были бы гораздо тяжелее. Общественность, конечно, мало поверила в доводы заступника – многие и по сей день недоумевают, почему Сердюкова не было на скамье подсудимых рядом со своей бывшей подчиненной.
В мае Пресненский суд Москвы приговорил всех пятерых фигурантов к разным срокам – от 3,5 до 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Главная фигурантка вместе с остальными подала апелляционную жалобу, попросив суд вынести ей оправдательный приговор (пояснив, что факта преступления не было, как и пострадавшей стороны), но затем без лишнего шума отозвала ее.
В последнем слове бывшая чиновница Минобороны заявила: никаких преступлений она не совершала. Трудилась только на благо страны, а ущерб на 3 миллиарда ей «нарисовали». Сумма ущерба затем действительно была уменьшена – суд счел недоказанными ряд обвинений по нескольким эпизодам (например, продажу Военторга на Арбате, ГПИИ на Смоленской и объектов на Серпуховской). Всего в деле фигурировало 12 эпизодов, но судья уточнила: вина Васильевой доказана не по всем. Суд также снял с Васильевой ключевое обвинение – в хищениях при продаже военного имущества и в злоупотреблении полномочиями. Тем не менее, многие эксперты не склонны так запросто отбрасывать вину бывшей чиновницы.
«Васильева и Ко обанкротила и полностью уничтожила два важных военно-проектных института в системе национальной обороны - 31 ГИПСС и 53 ЦПИ, - говорит военный политолог Александр Перенджиев. - Были проданы их здания, огромная часть документации пропала безвозвратно. Но главное - расформированы высокопрофессиональные коллективы этих институтов. Некоторые последствия этих шагов вам должны быть известны: отказ России обслуживать РЛС в Габале (собираются строить новую в 2017 году), обрушение казармы в Омской области (массовая гибель молодых солдат), огромные проблемы со строительством космодрома «Восточный». Но многое просто еще не вылезло!»
«Поднимите руку, у кого есть папа, который враз может выложить 216 миллионов. Не вижу ваших рук! Наверное, ваши папы недостаточно вас любят. Наш папа возместил нанесенный Женюшей ущерб. Его, этот ущерб, итак выкручивали до сухости, как половую тряпку, но все равно по нормальным понятиям осталось много, - считает актер Вадим Жук. - Евгения Васильева обокрала не Министерство обороны. Это - часть страны, которая все забирает у вас и ваших растерянных и угрюмых мужей. Эта пухлая тетка с глазами дрянной столовской кошки, практически не понеся наказания, снова выйдет на свободу. Стыдно, Господи, как стыдно. Давайте терпеть дальше. И все уйдет в песок. Как стыдно, Господи!»
Госпожа Васильева, видимо, действительно полна радужных планов. Художница и поэтесса (на любителя) собирается стать юристом. Ее защитники договорились с одним из юридических бюро о том, что, оказавшись на свободе, экс-чиновница придет устраиваться на работу. В этой истории удивляют не только уверенность и поспешность, с которой осужденная готовится к УДО, но и очевидная смелость конторы, которая рискнет взять на службу женщину, похоже, не самых честных правил.
Судья добавил: Минобороны также выступает против УДО Васильевой с той же формулировкой о не вступившем в силу приговоре. Ранее потерпевшие сообщили, что хотят принять непосредственное участие в рассмотрении вопроса об УДО, но 21 августа явиться в суд не смогут, поскольку заняты на слушаниях по апелляции на приговор по делу «Оборонсервиса». Защита подсудимой также оказалась не готова к процессу – адвокат Хасан-Али Бороков направил в суд ходатайство о переносе заседания. Сама же госпожа Васильева в суде участвовать отказалась, сообщает «Коммерсант».
В итоге заседание было перенесено на 25 августа. По версии некоторых СМИ, к этому времени, очевидно, будут устранены все возможные препятствия к освобождению знаменитой заключенной, после чего она, отбыв более половины назначенного ей 5-летнего срока (включая домашний арест), может выйти на свободу.
Напомним, ходатайство об УДО Васильева подала несколько дней назад, ссылаясь на целиком погашенный ущерб – более 216 млн. рублей за бывшую чиновницу и других фигурантов дела государству вернул отец Васильевой, предприниматель из Санкт-Петербурга Николай Васильев. Это был сильный ход, к которому подключили и положительную характеристику ФСИН.
Правда, по словам источника РИА «Новости», знакомого с ситуацией, Евгения Васильева попросту не могла ее получить. Такой отзыв в принципе не может быть предоставлен осужденному, который только что прибыл в колонию – максимум ему могут выдать формальную справку о времени пребывания, а также о нарушении либо соблюдении распорядка. Для получения же положительной характеристики требуется нахождение заключенного в колонии никак не менее трех месяцев.
На днях ИК в поселке Головино Владимирской области (где и должна находиться Васильева) посетили правозащитники Елена Масюк и Андрей Бабушкин. Масюк, говорят, в колонию не пустили, хотя она лично знает бывшую чиновницу, а вот члену Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Бабушкину (который ранее не был с ней знаком) удалось пообщаться с заключенной – она работает в хозчасти. Свою избирательность представители ФСИН объяснили тем, что, дескать, Елена Масюк является членом ОНК Москвы – значит, ей следует заниматься столичными исправительными учреждениями. При этом такого же члена московской ОНК, Андрея Бабушкина, к арестантке пропустили.
«Для того, чтобы так воровать у государства, надо жителей государства презирать и ненавидеть. Вдруг такой человек оказывается на дне общества и видит, что люди нормальные. Этот феномен может вызвать культурный шок и привести к изменению сознания человека», - заявил правозащитник. Он также заявил журналистам: уверен, но не на 100% в том, что беседовал именно с Васильевой. «Мы увидели женщину, она отличалась от портрета Васильевой, который я видел. Она была моложе, худее, похожа на Васильеву, какой она была года два-три тому назад», - сказал Бабушкин.
Тем не менее, остается много непонятного с нынешней «пропиской» Евгении Васильевой. В конце июля общественность обсуждала новость о том, что главную фигурантку дела «Оборонсервиса», которая должна находиться в СИЗО, якобы приметили в центре Москвы в районе Патриарших прудов. Настораживает другое: даже после такого скандала телеканалы страны не смогли продемонстрировать госпожу Васильеву, пребывающую в колонии.
Сомнения по поводу местонахождения Евгении Васильевой остаются и по сей день – слишком уже высокого полета птицу отправили за решетку. «Все факты говорят о том, что Васильева в ближайшее время покинет места заключения, УДО состоится, как только приговор вступит в законную силу, - завил «Веку» руководитель Центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков. - Общественное мнение воспринимает подобное избирательное применение норм уголовного законодательства как вопиющую несправедливость и трактует как сигнал – воруй миллиарды, отделаешься легким испугом. В условиях, когда экономическое положение в стране заставило большинство сограждан заметно затянуть пояса, такое лояльное отношение к казнокрадам не встретит понимания в обществе. По авторитету правоохранительных органов и государственной власти будет нанесен очередной ощутимый удар, а несистемная оппозиция в очередной раз получит повод для жесткой критики власти».
Напомним, вместе с Евгенией Васильевой на скамье подсудимых по делу «Оборонсервиса» находились еще четыре человека: бывшие главы акционерных обществ «Управление торговли Московского военного округа» Максим Закутайло, «Оборонстрой» и «Главное управление обустройства войск» Лариса Егорина, экс-гендиректор ООО «Компания «Хорс» и ООО «Роникс Плюс» Ирина Егорова и экс-гендиректор ОАО «31-й Государственный институт спецстроительства» Юрий Грехнев.
Подконтрольный Минобороны многопрофильный холдинг ОАО «Оборонсервис» управлял деятельностью ОАО «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка» и координировал их взаимодействие в интересах ВС РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.
По версии следствия, Евгения Васильева, использую свое служебное положение, выбирала наиболее ликвидные объекты недвижимости, акции и другое имущество «Оборонсервиса», после чего организовывала их продажу по заведомо заниженной цене. Похищенными активами экс-чиновница лично распоряжалась через подконтрольные ей фирмы. Кроме того, она получала миллионы рублей наличными от доверенных лиц, отвечавших за легализацию похищенных денежных средств.
В марте 2013 года в рамках расследования уголовного дела была арестована недвижимость Васильевой в Москве и Санкт-Петербурге, а 2 августа – зарубежные счета, в том числе в офшорных зонах и банках Швейцарии. В СКР отмечали: «Следователи приняли меры к дальнейшему возмещению ущерба. С этой целью арестовано недвижимое имущество обвиняемой, изъято более тысячи ювелирных изделий общим весом 19 кг, и это без учета коллекции дорогостоящих часов. Так вот в этих драгоценностях только бриллиантов, рубинов и изумрудов эксперты насчитали 57 тысяч штук».
В январе нынешнего года суд допросил в качестве свидетеля бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, который заявил, что Васильева не нанесла ведомству никакого ущерба. По его словам, работа по продаже недвижимости МО «была проведена качественно и вовремя»; дескать, если бы министерство не избавилось от этого «балласта», последствия от наступившего кризиса были бы гораздо тяжелее. Общественность, конечно, мало поверила в доводы заступника – многие и по сей день недоумевают, почему Сердюкова не было на скамье подсудимых рядом со своей бывшей подчиненной.
В мае Пресненский суд Москвы приговорил всех пятерых фигурантов к разным срокам – от 3,5 до 5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Главная фигурантка вместе с остальными подала апелляционную жалобу, попросив суд вынести ей оправдательный приговор (пояснив, что факта преступления не было, как и пострадавшей стороны), но затем без лишнего шума отозвала ее.
В последнем слове бывшая чиновница Минобороны заявила: никаких преступлений она не совершала. Трудилась только на благо страны, а ущерб на 3 миллиарда ей «нарисовали». Сумма ущерба затем действительно была уменьшена – суд счел недоказанными ряд обвинений по нескольким эпизодам (например, продажу Военторга на Арбате, ГПИИ на Смоленской и объектов на Серпуховской). Всего в деле фигурировало 12 эпизодов, но судья уточнила: вина Васильевой доказана не по всем. Суд также снял с Васильевой ключевое обвинение – в хищениях при продаже военного имущества и в злоупотреблении полномочиями. Тем не менее, многие эксперты не склонны так запросто отбрасывать вину бывшей чиновницы.
«Васильева и Ко обанкротила и полностью уничтожила два важных военно-проектных института в системе национальной обороны - 31 ГИПСС и 53 ЦПИ, - говорит военный политолог Александр Перенджиев. - Были проданы их здания, огромная часть документации пропала безвозвратно. Но главное - расформированы высокопрофессиональные коллективы этих институтов. Некоторые последствия этих шагов вам должны быть известны: отказ России обслуживать РЛС в Габале (собираются строить новую в 2017 году), обрушение казармы в Омской области (массовая гибель молодых солдат), огромные проблемы со строительством космодрома «Восточный». Но многое просто еще не вылезло!»
«Поднимите руку, у кого есть папа, который враз может выложить 216 миллионов. Не вижу ваших рук! Наверное, ваши папы недостаточно вас любят. Наш папа возместил нанесенный Женюшей ущерб. Его, этот ущерб, итак выкручивали до сухости, как половую тряпку, но все равно по нормальным понятиям осталось много, - считает актер Вадим Жук. - Евгения Васильева обокрала не Министерство обороны. Это - часть страны, которая все забирает у вас и ваших растерянных и угрюмых мужей. Эта пухлая тетка с глазами дрянной столовской кошки, практически не понеся наказания, снова выйдет на свободу. Стыдно, Господи, как стыдно. Давайте терпеть дальше. И все уйдет в песок. Как стыдно, Господи!»
Госпожа Васильева, видимо, действительно полна радужных планов. Художница и поэтесса (на любителя) собирается стать юристом. Ее защитники договорились с одним из юридических бюро о том, что, оказавшись на свободе, экс-чиновница придет устраиваться на работу. В этой истории удивляют не только уверенность и поспешность, с которой осужденная готовится к УДО, но и очевидная смелость конторы, которая рискнет взять на службу женщину, похоже, не самых честных правил.