Узбекистан покидает ОДКБ
Секретариат ОДКБ получил ноту узбекского министерства иностранных дел, в которой говорится, что республика приостанавливает свое участие в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. Узбекистан ссылается на то, что деятельность организации идет вразрез с интересами страны.
По словам пресс-секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Владимира Зайнетдинова, в данный момент проводится правовая оценка поступивших документов и готовится соответствующий доклад главам государств, являющихся членами ОДКБ, сообщает «Интерфакс».
Тактическое решение выйти из ОДКБ может обернуться для Узбекистана стратегическими сложностями, заявил в четверг председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. «У Узбекистана непростые отношения с его соседями, и нам, истинным друзьям Узбекистана, всегда казалось, что членство в ОДКБ помогает стабилизировать обстановку по всему периметру границ этого государства и уберечь его от геополитических неожиданностей», - отметил он.
Вместе с тем Михаил Маргелов заявил, что Россия не пытается ставить под сомнение само право Узбекистана выхода из ОДКБ. «Это суверенное право любого правительства любой страны - принимать свое решение, которое отражает его особое видение, и мы не пытаемся ставить это под сомнение», - сказал он.
Известно, что в последние годы Узбекистан демонстративно отказывался от участия в мероприятиях, проводимых по линии ОДКБ, что создавало определенные трудности для остальных участников организации.
В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Примечательно, что договор, инициатором которого был именно Узбекистан, был подписан в Ташкенте в 1992 году, а ратифицирован в 1994-м. В то время узбекский президент Ислам Каримов серьезно опасался разгоревшейся гражданской войны в Таджикистане.
Тем не менее, Узбекистан уже приостанавливал свою деятельность в ОДКБ в 1999 году. В том же году страна присоединились к организации, которую многие считали антироссийской, - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Ситуацию изменили кровавые события 2005 года в Андижане, после которых Ташкент попросился обратно в ОДКБ и в 2006 году вновь стал ее полноправным членом.
Информация о том, что Узбекистан вновь может покинуть ОДКБ появилась в октябре 2011 года после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил главам государств ОДКБ определиться по вопросу о дальнейшем участии этой страны в организации, так как, по его словам, Ташкент не ратифицировал ни одного существенного документа в рамках этого военно-политического союза.
Российские наблюдатели также неоднократно указывали на то, что фактически Узбекистан последовательно и целенаправленно саботирует все инициативы России по развитию ОДКБ и ШОС.
Ташкент действительно неоднократно игнорировал принятие ряда основополагающих решений, не ратифицировав более 15 соглашений и протоколов, в том числе «Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности» (КСОР), «Соглашение об оперативном оборудовании территории, совместном использовании военной инфраструктуры государств - участников ОДКБ» и другие документы. Таким образом, членство Узбекистана только вредило альянсу. В то же время Россия занимает первое место среди всех торговых партнеров Узбекистана с долей в 26%. В 2011 году товарооборот составил почти $4 млрд.
В последний год в ОДКБ усилились трения между Россией и Киргизией (вопрос об объединении российских военных объектов в Киргизии и закрытие американской военной базы «Манас») и Россией и Таджикистаном (приговор российскому летчику Владимиру Садовничему и пребывание 201-й военной базы в Душанбе). Есть напряженность и между Узбекистаном и Таджикистаном: последний в апреле обвинил соседа в целенаправленной и длительной транспортной блокаде своих южных и центральных регионов.
При выходе Узбекистана из ОДКБ исламистское подполье будет пытаться свергнуть действующую власть, сказал в интервью радиостанции «Голос России» военный эксперт Игорь Коротченко.
«Мы знаем, что в Узбекистане активно действует исламистское подполье, и, учитывая перспективу выхода американских войск и войск НАТО из Афганистана, экспорт исламского экстремизма на постсоветское пространство, в бывшие советские республики Средней Азии, будет способствовать тому, что ситуация может просто взорваться, - считает эксперт. - В данном случае президент Каримов обрекает себя на противостояние один на один с исламским экстремизмом».
Игорь Коротченко полагает, что в данном решении «есть мотивы, связанные с тем, что Узбекистан все это время пытался сидеть на двух стульях - с одной стороны, поддерживая отношения с Россией, а с другой - активно заигрывая с США».
«ОДКБ дает гарантии, в том числе и на защиту не только в случае внешней агрессии. Последние уставные документы свидетельствуют о том, что в случае попытки свержения законных правительств ОДКБ использует Коллективные силы оперативного развертывания. Каримов либо собрался приглашать в Узбекистан одну из стран НАТО для открытия там военной базы, очевидно, американской, либо он осознанно дистанцируется от всех. Но в условиях вывода американских войск из Афганистана без опоры на сильных и надежных партнеров удержать власть и сохранить стабильность в республике ему будет крайне тяжело», - Игорь Коротченко.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин также не исключает, что Ташкент решил вновь сблизиться с США, как это уже было в 2001–2005 годах. В интервью газете «Взгляд» он напомнил, что Ташкент достаточно активно пытался сблизиться с американцами в последнее время, но ему это не очень удавалось. «Мы понимаем, что геополитика - это такая вещь, где романтические эмоции не к месту. И поэтому формальное сближение будет, но без особой любви и уважения. Если это Каримову надо, то ради Бога», - заключил он.
С ним согласен первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан I ранга запаса Константин Сивков. «Выход Узбекистана из ОДКБ означает только одно: узбекская правящая верхушка взяла курс на сближение с США и НАТО», - заявил газете «Взгляд» Сивков.
Тактическое решение выйти из ОДКБ может обернуться для Узбекистана стратегическими сложностями, заявил в четверг председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. «У Узбекистана непростые отношения с его соседями, и нам, истинным друзьям Узбекистана, всегда казалось, что членство в ОДКБ помогает стабилизировать обстановку по всему периметру границ этого государства и уберечь его от геополитических неожиданностей», - отметил он.
Вместе с тем Михаил Маргелов заявил, что Россия не пытается ставить под сомнение само право Узбекистана выхода из ОДКБ. «Это суверенное право любого правительства любой страны - принимать свое решение, которое отражает его особое видение, и мы не пытаемся ставить это под сомнение», - сказал он.
Известно, что в последние годы Узбекистан демонстративно отказывался от участия в мероприятиях, проводимых по линии ОДКБ, что создавало определенные трудности для остальных участников организации.
В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Примечательно, что договор, инициатором которого был именно Узбекистан, был подписан в Ташкенте в 1992 году, а ратифицирован в 1994-м. В то время узбекский президент Ислам Каримов серьезно опасался разгоревшейся гражданской войны в Таджикистане.
Тем не менее, Узбекистан уже приостанавливал свою деятельность в ОДКБ в 1999 году. В том же году страна присоединились к организации, которую многие считали антироссийской, - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). Ситуацию изменили кровавые события 2005 года в Андижане, после которых Ташкент попросился обратно в ОДКБ и в 2006 году вновь стал ее полноправным членом.
Информация о том, что Узбекистан вновь может покинуть ОДКБ появилась в октябре 2011 года после того, как президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил главам государств ОДКБ определиться по вопросу о дальнейшем участии этой страны в организации, так как, по его словам, Ташкент не ратифицировал ни одного существенного документа в рамках этого военно-политического союза.
Российские наблюдатели также неоднократно указывали на то, что фактически Узбекистан последовательно и целенаправленно саботирует все инициативы России по развитию ОДКБ и ШОС.
Ташкент действительно неоднократно игнорировал принятие ряда основополагающих решений, не ратифицировав более 15 соглашений и протоколов, в том числе «Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности» (КСОР), «Соглашение об оперативном оборудовании территории, совместном использовании военной инфраструктуры государств - участников ОДКБ» и другие документы. Таким образом, членство Узбекистана только вредило альянсу. В то же время Россия занимает первое место среди всех торговых партнеров Узбекистана с долей в 26%. В 2011 году товарооборот составил почти $4 млрд.
В последний год в ОДКБ усилились трения между Россией и Киргизией (вопрос об объединении российских военных объектов в Киргизии и закрытие американской военной базы «Манас») и Россией и Таджикистаном (приговор российскому летчику Владимиру Садовничему и пребывание 201-й военной базы в Душанбе). Есть напряженность и между Узбекистаном и Таджикистаном: последний в апреле обвинил соседа в целенаправленной и длительной транспортной блокаде своих южных и центральных регионов.
При выходе Узбекистана из ОДКБ исламистское подполье будет пытаться свергнуть действующую власть, сказал в интервью радиостанции «Голос России» военный эксперт Игорь Коротченко.
«Мы знаем, что в Узбекистане активно действует исламистское подполье, и, учитывая перспективу выхода американских войск и войск НАТО из Афганистана, экспорт исламского экстремизма на постсоветское пространство, в бывшие советские республики Средней Азии, будет способствовать тому, что ситуация может просто взорваться, - считает эксперт. - В данном случае президент Каримов обрекает себя на противостояние один на один с исламским экстремизмом».
Игорь Коротченко полагает, что в данном решении «есть мотивы, связанные с тем, что Узбекистан все это время пытался сидеть на двух стульях - с одной стороны, поддерживая отношения с Россией, а с другой - активно заигрывая с США».
«ОДКБ дает гарантии, в том числе и на защиту не только в случае внешней агрессии. Последние уставные документы свидетельствуют о том, что в случае попытки свержения законных правительств ОДКБ использует Коллективные силы оперативного развертывания. Каримов либо собрался приглашать в Узбекистан одну из стран НАТО для открытия там военной базы, очевидно, американской, либо он осознанно дистанцируется от всех. Но в условиях вывода американских войск из Афганистана без опоры на сильных и надежных партнеров удержать власть и сохранить стабильность в республике ему будет крайне тяжело», - Игорь Коротченко.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин также не исключает, что Ташкент решил вновь сблизиться с США, как это уже было в 2001–2005 годах. В интервью газете «Взгляд» он напомнил, что Ташкент достаточно активно пытался сблизиться с американцами в последнее время, но ему это не очень удавалось. «Мы понимаем, что геополитика - это такая вещь, где романтические эмоции не к месту. И поэтому формальное сближение будет, но без особой любви и уважения. Если это Каримову надо, то ради Бога», - заключил он.
С ним согласен первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан I ранга запаса Константин Сивков. «Выход Узбекистана из ОДКБ означает только одно: узбекская правящая верхушка взяла курс на сближение с США и НАТО», - заявил газете «Взгляд» Сивков.