В России самая дорогая еда в мире
Честно говоря, для меня загадка, как у вас считают уровень инфляции. Я внимательный человек и замечаю, что каждый месяц в России все дорожает. А официальные макроэкономические данные, наоборот, показывают успехи в борьбе с ростом цен. Автор: Джузеппе Д’Амато
Продукты — дороги, да еще и не очень качественны. Клиенты — беззащитны перед наглостью торговцев-монополистов. Проверки со стороны государственных контролирующих организаций — весьма сомнительны... Каждый раз, бывая в ваших магазинах и супермаркетах, я задаю себе один и тот же вопрос: когда Россия выйдет из явно затянувшегося этапа постсоветского выживания и наконец станет цивилизованной страной для собственных потребителей?
Конечно, 2012 год отличается от 1992-го, когда я однажды (до сих пор не могу забыть) увидел пару тараканов, спрятавшихся за сыром в витрине большого магазина на Таганке. Сказал об этом продавщице. Она посмотрела на меня, ответила: «Ну и что?» — и пошла дальше.
Слава Богу, столь дикие ситуации уже единичны. Но прогресс в сфере обслуживания идет слишком медленно. Причины этого, на мой взгляд, очевидны: избранные в прошлом методы развития торговли в стране неуспешны, и российские потребители платят за чужие грехи.
Во-первых, как мне пояснили западные эксперты, товары в больших торговых центрах стоят дороже, чем в супермаркетах среднего размера. Стоимость управления обширными объектами и многочисленным персоналом сильно влияет на потребительскую цену. Специальные ценовые предложения являются лишь приманкой для клиентов. Чтобы в этом убедиться, сравните, сколько стоят товары в разных супермаркетах.
Во-вторых, только некоторые «влиятельные» торговые группы были пущены на российский рынок, который между ними и был распределен. И они фактически договорились не устраивать между собой настоящей конкуренции. Этот тип соглашения называется «трастом». История капитализма переполнена такими явлениями, американцы стали бороться с ними еще с конца XIX века.
В России все это получилось случайно? Это злодейка-судьба вас так ненавидит? Однозначно — нет.
Как рассказали мне знакомые итальянские предприниматели, в начале двухтысячных годов за возможность открыть супермаркет среднего размера в далеко не центральном районе Москвы с них попросили миллион долларов в виде взяток. Понятно, что такие суммы для обеспечения себе «крыши» могли заплатить только крупные торговые группы. Известные в прошлом злоключения одной шведской мебельной фирмы подтверждают слова итальянцев.
Но кто, в конце концов, оплачивает высокий уровень жизни коррумпированных чиновников? Предприниматели? Конечно, нет. Они не миссионеры. Они вложили свои деньги как аванс, но потом задрали цены товаров на полках. Каждый раз, когда вы открываете свой кошелек у кассы, часть ваших честно заработанных денег идет на оплату яхт государственных функционеров.
К этому рассуждению надо добавить то, что слишком высокий в последние годы курс рубля дополнительно ограничивает возможности выхода на российский рынок ваших же, отечественных производителей. Торговым сетям выгоднее закупать товары и продукты оптом за границей. Они там стоят дешевле, а значит, можно заработать еще больше.
Ситуация здесь, с моей точки зрения, просто удивительна: цена определяется в зависимости от финансовых возможностей клиентов, а не от реальной ценности товара на рынке! А что? Русские богатые, пусть платят! Тем более что ваш покупатель часто думает так: если продукт дорогой, то он более качественный, он лучше...
Лучше, извините, чего? Или для кого лучше?
«Пожалуйста, попробуй эти две моцареллы», — сказал мне недавно один московский знакомый, прося оценить его покупки для приготовления тарелки «капрезе» (сыр моцарелла, помидоры и оливковое масло). Увы, бесстыдные торговцы-монополисты пользуются еще и тем, что долгие десятилетия изоляции страны спровоцировали утрату вкусов у населения. Когда я увидел цену импортного сыра и в уме пересчитал ее в евро, мне стало плохо. Как, впрочем, и после первого укуса этого «продукта», похожего на безвкусный мяч из пластика.
Совершенно не хочу выглядеть снобом, поскольку им не являюсь, но когда в России мне предлагают выпить вина или шампанского, я всегда чувствую дискомфорт, хотя всеми силами стараюсь этого не показывать. Прошлым летом мне наливали какое-то красное пойло с юга России. Бутылка, по-моему, стоила рублей 300. Я пытался, но никак не мог проглотить эту дрянь, хотя очень не желал обидеть хозяина.
Думаю, не все россияне знают, что за 3 евро в самых обыкновенных итальянских магазинах можно купить совершенно нормальное вино. И я видел те же самые бутылки, которые стоят в Москве в 5–6 раз дороже, чем на солнечном полуострове. Вся разница — в таможенной пошлине? Сомневаюсь. Скорее, в чьих-то неуемных денежных аппетитах.
Овощи и фрукты — еще один больной потребительский вопрос. Во время летнего отпуска меня в Италии навестил мой друг Семен. Вдруг ему приспичило купить апельсины. Я ему объяснил, что это несезонный фрукт, поэтому они в магазине могут быть не очень качественными и дорогими. Ведь проблема не в том, откуда их привезли, а как их хранили.
В школах Италии министерство образования финансирует программу распределения (раз в неделю) фруктов ученикам с первого по пятый классы. Это попытка бороться против junk food, некачественной пищи фастфудов, чтобы будущие взрослые итальянцы не потеряли еще в детстве своей физической формы и не слишком очаровывались гамбургерами.
На Западе просвещение в вопросах питания уже стало важной частью культуры «качества жизни». Это означает: экологически чистая обстановка, нормальные дома, безопасный транспорт, разные другие удобства и, конечно, вкусная здоровая пища. На самом деле именно по этим параметрам надо бы судить о прогрессе народов, меньше обращая внимание на экономический ВВП.
Но остановимся на еде. Как вообще такое возможно, что в российских супермаркетах и магазинах нередко продаются просроченные продукты? Владельцам этих заведений не стыдно? Ну ладно, оставим стыд, это в России никогда не считалось важным для бизнеса. А где проверки санитарных организаций? Почему, например, разрешается выставлять на прилавки грязные овощи? Потому что так картошка и морковь больше весят? «Всегда проверяй дату!» — рекомендует мне русская теща, когда я еду в Москве за покупками. А где доверие между торговцами и их клиентами, между потребителями и официальными инспекторами? И кому можно жаловаться, если что-то не то?
Однако, как ни бди, в спешке все равно есть риск купить батон бородинского хлеба времен Наполеона. Такого экспоната нет в исторических музеях. Но если в прошлом основные продукты питания у вас стоили копейки, то сегодня, чтобы их приобрести, нужны рубли, и немалые.
Могу лишь представить себе, как трудно стало отовариваться российским пенсионерам. Государственная статистика об этом не говорит, но в последние годы беднейшим слоям населения стало совсем невмоготу. Раньше, по крайней мере, хватало денег на хлеб, кефир, картошку и водку. Электроэнергия и ЖКХ несильно влияли на мизерный бюджет стариков. А сейчас?
Честно говоря, для меня загадка, как у вас считают уровень инфляции. Я внимательный человек и замечаю, что каждый месяц в России все дорожает. А официальные макроэкономические данные, наоборот, показывают успехи в борьбе с ростом цен.
Мне бы очень хотелось, чтобы в России и торговцы, и государственные структуры вели себя более ответственно по отношению к покупателю. Чтобы оказались в состоянии совершить хотя бы небольшой качественный скачок в обслуживании российского потребительского рынка. Но я понимаю, что этот шаг совсем непростой, когда актуальные вопросы решаются старыми, негодными методами.
Конечно, 2012 год отличается от 1992-го, когда я однажды (до сих пор не могу забыть) увидел пару тараканов, спрятавшихся за сыром в витрине большого магазина на Таганке. Сказал об этом продавщице. Она посмотрела на меня, ответила: «Ну и что?» — и пошла дальше.
Слава Богу, столь дикие ситуации уже единичны. Но прогресс в сфере обслуживания идет слишком медленно. Причины этого, на мой взгляд, очевидны: избранные в прошлом методы развития торговли в стране неуспешны, и российские потребители платят за чужие грехи.
Во-первых, как мне пояснили западные эксперты, товары в больших торговых центрах стоят дороже, чем в супермаркетах среднего размера. Стоимость управления обширными объектами и многочисленным персоналом сильно влияет на потребительскую цену. Специальные ценовые предложения являются лишь приманкой для клиентов. Чтобы в этом убедиться, сравните, сколько стоят товары в разных супермаркетах.
Во-вторых, только некоторые «влиятельные» торговые группы были пущены на российский рынок, который между ними и был распределен. И они фактически договорились не устраивать между собой настоящей конкуренции. Этот тип соглашения называется «трастом». История капитализма переполнена такими явлениями, американцы стали бороться с ними еще с конца XIX века.
В России все это получилось случайно? Это злодейка-судьба вас так ненавидит? Однозначно — нет.
Как рассказали мне знакомые итальянские предприниматели, в начале двухтысячных годов за возможность открыть супермаркет среднего размера в далеко не центральном районе Москвы с них попросили миллион долларов в виде взяток. Понятно, что такие суммы для обеспечения себе «крыши» могли заплатить только крупные торговые группы. Известные в прошлом злоключения одной шведской мебельной фирмы подтверждают слова итальянцев.
Но кто, в конце концов, оплачивает высокий уровень жизни коррумпированных чиновников? Предприниматели? Конечно, нет. Они не миссионеры. Они вложили свои деньги как аванс, но потом задрали цены товаров на полках. Каждый раз, когда вы открываете свой кошелек у кассы, часть ваших честно заработанных денег идет на оплату яхт государственных функционеров.
К этому рассуждению надо добавить то, что слишком высокий в последние годы курс рубля дополнительно ограничивает возможности выхода на российский рынок ваших же, отечественных производителей. Торговым сетям выгоднее закупать товары и продукты оптом за границей. Они там стоят дешевле, а значит, можно заработать еще больше.
Ситуация здесь, с моей точки зрения, просто удивительна: цена определяется в зависимости от финансовых возможностей клиентов, а не от реальной ценности товара на рынке! А что? Русские богатые, пусть платят! Тем более что ваш покупатель часто думает так: если продукт дорогой, то он более качественный, он лучше...
Лучше, извините, чего? Или для кого лучше?
«Пожалуйста, попробуй эти две моцареллы», — сказал мне недавно один московский знакомый, прося оценить его покупки для приготовления тарелки «капрезе» (сыр моцарелла, помидоры и оливковое масло). Увы, бесстыдные торговцы-монополисты пользуются еще и тем, что долгие десятилетия изоляции страны спровоцировали утрату вкусов у населения. Когда я увидел цену импортного сыра и в уме пересчитал ее в евро, мне стало плохо. Как, впрочем, и после первого укуса этого «продукта», похожего на безвкусный мяч из пластика.
Совершенно не хочу выглядеть снобом, поскольку им не являюсь, но когда в России мне предлагают выпить вина или шампанского, я всегда чувствую дискомфорт, хотя всеми силами стараюсь этого не показывать. Прошлым летом мне наливали какое-то красное пойло с юга России. Бутылка, по-моему, стоила рублей 300. Я пытался, но никак не мог проглотить эту дрянь, хотя очень не желал обидеть хозяина.
Думаю, не все россияне знают, что за 3 евро в самых обыкновенных итальянских магазинах можно купить совершенно нормальное вино. И я видел те же самые бутылки, которые стоят в Москве в 5–6 раз дороже, чем на солнечном полуострове. Вся разница — в таможенной пошлине? Сомневаюсь. Скорее, в чьих-то неуемных денежных аппетитах.
Овощи и фрукты — еще один больной потребительский вопрос. Во время летнего отпуска меня в Италии навестил мой друг Семен. Вдруг ему приспичило купить апельсины. Я ему объяснил, что это несезонный фрукт, поэтому они в магазине могут быть не очень качественными и дорогими. Ведь проблема не в том, откуда их привезли, а как их хранили.
В школах Италии министерство образования финансирует программу распределения (раз в неделю) фруктов ученикам с первого по пятый классы. Это попытка бороться против junk food, некачественной пищи фастфудов, чтобы будущие взрослые итальянцы не потеряли еще в детстве своей физической формы и не слишком очаровывались гамбургерами.
На Западе просвещение в вопросах питания уже стало важной частью культуры «качества жизни». Это означает: экологически чистая обстановка, нормальные дома, безопасный транспорт, разные другие удобства и, конечно, вкусная здоровая пища. На самом деле именно по этим параметрам надо бы судить о прогрессе народов, меньше обращая внимание на экономический ВВП.
Но остановимся на еде. Как вообще такое возможно, что в российских супермаркетах и магазинах нередко продаются просроченные продукты? Владельцам этих заведений не стыдно? Ну ладно, оставим стыд, это в России никогда не считалось важным для бизнеса. А где проверки санитарных организаций? Почему, например, разрешается выставлять на прилавки грязные овощи? Потому что так картошка и морковь больше весят? «Всегда проверяй дату!» — рекомендует мне русская теща, когда я еду в Москве за покупками. А где доверие между торговцами и их клиентами, между потребителями и официальными инспекторами? И кому можно жаловаться, если что-то не то?
Однако, как ни бди, в спешке все равно есть риск купить батон бородинского хлеба времен Наполеона. Такого экспоната нет в исторических музеях. Но если в прошлом основные продукты питания у вас стоили копейки, то сегодня, чтобы их приобрести, нужны рубли, и немалые.
Могу лишь представить себе, как трудно стало отовариваться российским пенсионерам. Государственная статистика об этом не говорит, но в последние годы беднейшим слоям населения стало совсем невмоготу. Раньше, по крайней мере, хватало денег на хлеб, кефир, картошку и водку. Электроэнергия и ЖКХ несильно влияли на мизерный бюджет стариков. А сейчас?
Честно говоря, для меня загадка, как у вас считают уровень инфляции. Я внимательный человек и замечаю, что каждый месяц в России все дорожает. А официальные макроэкономические данные, наоборот, показывают успехи в борьбе с ростом цен.
Мне бы очень хотелось, чтобы в России и торговцы, и государственные структуры вели себя более ответственно по отношению к покупателю. Чтобы оказались в состоянии совершить хотя бы небольшой качественный скачок в обслуживании российского потребительского рынка. Но я понимаю, что этот шаг совсем непростой, когда актуальные вопросы решаются старыми, негодными методами.