Владимир Маныкин: «Роль архивов как информационных ресурсов будет постоянно расти»
В век инновационных технологий, когда все автоматизировано, а электронный носитель стал главным символом коммуникаций, архивные документы обрели новую роль.
Сегодня это и раритет, и источник уникальной информации, исторических данных, причем, зафиксированных, как правило, на бумажном носителе, что еще более усиливает его ценность. Как в современных условиях работает главное хранилище столичной истории «Век» узнавал у и.о. начальника Главархива Москвы Владимира МАНЫКИНА.
-Владимир Александрович, насколько сегодня востребованы архивные документы Москвы? Кто ими в основном интересуется?
-Сегодня, в двадцать первом веке, роль архивов в информационном обеспечении общества велика как никогда. Без архивов не может существовать не только историческая наука. Если требуется подтверждение трудового стажа, размера заработной платы для оформления пенсии, восстановление утерянных документов, если необходимо подтвердить свои права на получение государственной награды и т.п. – человек обращается в архив. Например, только в 2010 году в московские архивы поступало примерно по тысяче обращений в день. И объем запросов постоянно растет.
Для оперативного исполнения всех запросов в Главархиве Москвы открыты дополнительные «окна» для приема обращений – сегодня их уже пятнадцать, на семь часов в неделю увеличено время приема, введена электронная очередь, организован прием запросов по Интернету.
-Есть ли какие-то проблемы, перебои в работе Главного архивного управления столицы?
-Я бы не называл это проблемами, тем более перебоями. Есть напряженная постоянная работа архивистов. В фондах московских архивов хранится свыше 13 миллионов дел на бумажных и специальных носителях за период с XVII века до наших дней. И столичная архивная полка постоянно пополняется. Задача архивистов – сохранить этот ценнейший документальный массив и организовать его всестороннее использование.
Особенно проблемно сегодня постоянное нарастание объемов справочной работы, ее непредсказуемая волнообразность и сложность, специфичность поиска нужной информации, ведь запросы поступают по самым невероятным проблемам. Вал обращений граждан и организаций достиг в 2010 году -178 тысяч (почти по тысяче в день). Это на 13,5 тыс. больше, чем в 2009 году и почти в 2 раза превышает показатели 2005 года. Одновременно с резким увеличением объема обращений граждан и организаций в Главархив Москвы сократились и сроки исполнения запросов (с 30 до 20 дней). Поэтому нам в срочном порядке потребовалось принять оперативные меры: перевести ряд работников из разных структурных подразделений на участки, ответственные за прием и исполнение запросов, оптимизировать график работы и т.д.
-В связи со все более возрастающим интересом к архивным документам планируется ли введение каких-то инновационных технологий в работу ведомства?
-Внедрение новых информационных технологий в архивную отрасль Москвы – важнейшее направление нашей работы. Обеспечить оперативный доступ к архивной информации, соответствующий современным мировым стандартам, возможно только при условии информатизации отрасли.
Особое значение имеет перевод документов в электронный формат. К сожалению, распоряжение правительства Москвы о создании комплекса сканирования и использования архивных документов, принятое в 2008 году, в 2009 - 2010 годах не было подкреплено необходимым финансированием. В то же время, перевод на цифру наиболее востребованных документов центральных архивов Москвы позволит обеспечить как максимальную оперативность использования архивной информации для правительства Москвы, городских организаций, граждан, так и сохранность подлинных архивных документов. Хотелось бы просить поддержки правительства Москвы в продвижении вопроса информатизации работы архивов.
Сегодня также чрезвычайно актуально в полной мере использовать возможности Интернета для обеспечения широкого доступа граждан к информации о нашей работе, составе и содержании архивных фондов. Большое значение здесь имеет сайт Главархива Москвы. На сайте имеется все необходимые сведения о московских архивах, действует форум для оперативного информирования граждан по интересующим их вопросам, через наш сайт возможно записаться на прием в службу «одного окна» Главархива Москвы и т. п.
-Как сегодня обстоят дела в кадровой системе Главархива? Хватает ли специалистов?
- Не секрет, что долгое время работа архивистов оставалась одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных. Поэтому, надо по-настоящему любить архивы, чтобы посвятить им свою жизнь.
Сама профессия архивиста качественно изменилась. Информатизация и компьютеризация давно стали важнейшим направлением развития архивного дела. Так, что с документами работают не малограмотные старички-архивариусы, а квалифицированные специалисты с высшим образованием. В Главархиве Москвы сегодня практически нет свободных вакансий (для сравнения – в 2005 году их было 123). Укомплектованность кадрами, прочная тенденция к омоложению коллектива позволяют нам уверенно смотреть в будущее.
-Каковы дальнейшие планы и перспективы развития Главархива Москвы?
-Безусловно, основное внимание будет уделяться обеспечению сохранности архивного фонда Москвы. Это и проведение реставрации архивных документов, и усовершенствование систем обеспечения безопасности архивов, и продолжение архивного строительства, прежде всего строительства комплекса зданий для Центрального архива документов о трудовой деятельности граждан Москвы. Этот комплекс – чисто социальный городской объект, строительство архива напрямую направлено на удовлетворение интересов москвичей. В настоящее время завершен важный и трудоемкий этап проектирования, проектная документация подготовлена для утверждения в Москомэкспертизе. Руководство Главархива Москвы держит проблему архивного строительства в зоне особого внимания, так как от ее решения напрямую зависит сохранность архивных документов, необходимых гражданам и организациям.
Ещё одно важнейшее направление, как я уже говорил, – развитие информатизации. Обеспечить оперативный доступ к архивной информации, соответствующий современным мировым стандартам, возможно только с помощью активного использования информационных технологий. Здесь перед нами открываются огромные перспективы.
Конечно, мы планируем активно продолжать нашу научно-издательскую и выставочную деятельность. Десятки уже увидевших свет изданий Главархива Москвы, многочисленные историко-документальные выставки дают уникальную возможность встречи с подлинными документами, возможность узнать истинную историю России. Эта работа имеет огромное значение для патриотического воспитания наших граждан, прежде всего молодежи.
ХХI век – век информации. И поэтому роль архивов как важнейших информационных ресурсов будет постоянно расти. Будет расти и ответственность архивистов перед обществом, перед страной. Мы сознаем это и сделаем все от нас зависящее, чтобы историко-документальное богатство российской столицы не только бережно сохранялось, но и в полной мере служило интересам общества.
-Владимир Александрович, насколько сегодня востребованы архивные документы Москвы? Кто ими в основном интересуется?
-Сегодня, в двадцать первом веке, роль архивов в информационном обеспечении общества велика как никогда. Без архивов не может существовать не только историческая наука. Если требуется подтверждение трудового стажа, размера заработной платы для оформления пенсии, восстановление утерянных документов, если необходимо подтвердить свои права на получение государственной награды и т.п. – человек обращается в архив. Например, только в 2010 году в московские архивы поступало примерно по тысяче обращений в день. И объем запросов постоянно растет.
Для оперативного исполнения всех запросов в Главархиве Москвы открыты дополнительные «окна» для приема обращений – сегодня их уже пятнадцать, на семь часов в неделю увеличено время приема, введена электронная очередь, организован прием запросов по Интернету.
-Есть ли какие-то проблемы, перебои в работе Главного архивного управления столицы?
-Я бы не называл это проблемами, тем более перебоями. Есть напряженная постоянная работа архивистов. В фондах московских архивов хранится свыше 13 миллионов дел на бумажных и специальных носителях за период с XVII века до наших дней. И столичная архивная полка постоянно пополняется. Задача архивистов – сохранить этот ценнейший документальный массив и организовать его всестороннее использование.
Особенно проблемно сегодня постоянное нарастание объемов справочной работы, ее непредсказуемая волнообразность и сложность, специфичность поиска нужной информации, ведь запросы поступают по самым невероятным проблемам. Вал обращений граждан и организаций достиг в 2010 году -178 тысяч (почти по тысяче в день). Это на 13,5 тыс. больше, чем в 2009 году и почти в 2 раза превышает показатели 2005 года. Одновременно с резким увеличением объема обращений граждан и организаций в Главархив Москвы сократились и сроки исполнения запросов (с 30 до 20 дней). Поэтому нам в срочном порядке потребовалось принять оперативные меры: перевести ряд работников из разных структурных подразделений на участки, ответственные за прием и исполнение запросов, оптимизировать график работы и т.д.
-В связи со все более возрастающим интересом к архивным документам планируется ли введение каких-то инновационных технологий в работу ведомства?
-Внедрение новых информационных технологий в архивную отрасль Москвы – важнейшее направление нашей работы. Обеспечить оперативный доступ к архивной информации, соответствующий современным мировым стандартам, возможно только при условии информатизации отрасли.
Особое значение имеет перевод документов в электронный формат. К сожалению, распоряжение правительства Москвы о создании комплекса сканирования и использования архивных документов, принятое в 2008 году, в 2009 - 2010 годах не было подкреплено необходимым финансированием. В то же время, перевод на цифру наиболее востребованных документов центральных архивов Москвы позволит обеспечить как максимальную оперативность использования архивной информации для правительства Москвы, городских организаций, граждан, так и сохранность подлинных архивных документов. Хотелось бы просить поддержки правительства Москвы в продвижении вопроса информатизации работы архивов.
Сегодня также чрезвычайно актуально в полной мере использовать возможности Интернета для обеспечения широкого доступа граждан к информации о нашей работе, составе и содержании архивных фондов. Большое значение здесь имеет сайт Главархива Москвы. На сайте имеется все необходимые сведения о московских архивах, действует форум для оперативного информирования граждан по интересующим их вопросам, через наш сайт возможно записаться на прием в службу «одного окна» Главархива Москвы и т. п.
-Как сегодня обстоят дела в кадровой системе Главархива? Хватает ли специалистов?
- Не секрет, что долгое время работа архивистов оставалась одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных. Поэтому, надо по-настоящему любить архивы, чтобы посвятить им свою жизнь.
Сама профессия архивиста качественно изменилась. Информатизация и компьютеризация давно стали важнейшим направлением развития архивного дела. Так, что с документами работают не малограмотные старички-архивариусы, а квалифицированные специалисты с высшим образованием. В Главархиве Москвы сегодня практически нет свободных вакансий (для сравнения – в 2005 году их было 123). Укомплектованность кадрами, прочная тенденция к омоложению коллектива позволяют нам уверенно смотреть в будущее.
-Каковы дальнейшие планы и перспективы развития Главархива Москвы?
-Безусловно, основное внимание будет уделяться обеспечению сохранности архивного фонда Москвы. Это и проведение реставрации архивных документов, и усовершенствование систем обеспечения безопасности архивов, и продолжение архивного строительства, прежде всего строительства комплекса зданий для Центрального архива документов о трудовой деятельности граждан Москвы. Этот комплекс – чисто социальный городской объект, строительство архива напрямую направлено на удовлетворение интересов москвичей. В настоящее время завершен важный и трудоемкий этап проектирования, проектная документация подготовлена для утверждения в Москомэкспертизе. Руководство Главархива Москвы держит проблему архивного строительства в зоне особого внимания, так как от ее решения напрямую зависит сохранность архивных документов, необходимых гражданам и организациям.
Ещё одно важнейшее направление, как я уже говорил, – развитие информатизации. Обеспечить оперативный доступ к архивной информации, соответствующий современным мировым стандартам, возможно только с помощью активного использования информационных технологий. Здесь перед нами открываются огромные перспективы.
Конечно, мы планируем активно продолжать нашу научно-издательскую и выставочную деятельность. Десятки уже увидевших свет изданий Главархива Москвы, многочисленные историко-документальные выставки дают уникальную возможность встречи с подлинными документами, возможность узнать истинную историю России. Эта работа имеет огромное значение для патриотического воспитания наших граждан, прежде всего молодежи.
ХХI век – век информации. И поэтому роль архивов как важнейших информационных ресурсов будет постоянно расти. Будет расти и ответственность архивистов перед обществом, перед страной. Мы сознаем это и сделаем все от нас зависящее, чтобы историко-документальное богатство российской столицы не только бережно сохранялось, но и в полной мере служило интересам общества.