Воздушный «уазик» рвется в полет
XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, проводившийся в подмосковном Жуковском, 25 июля завершил свою работу. Несмотря на негативные факторы, вызванные пандемией, выставка собрала значительнее число участников.
Свои экспозиции разместили 538 российских компаний и 91 иностранный участник из 20 стран. А использование гибридного формата позволило привлечь 202 зарубежные компании из 53 стран.
Среди российских экспонатов внимание гостей МАКСа привлекли лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал», вертолёт Ка-62 и его винтокрылый собрат, разработанный для проведения оффшорных операций Ми-171А3, а также модернизированные вертолёты «Ансат-М», Ка-32А11М и беспилотный VRT300. Впервые широкой общественности был представлен среднемагистральный лайнер МС-21-310, оснащённый отечественными двигателями ПД-14. Премьерой на МАКСе стал и региональный турбовинтовой Ил-114-300. О том, какая судьба может ожидать Ил-114-300, «Веку» рассказали главный конструктор машины Михаил АЛЕКСЕЕВ и летчик-испытатель этого самолета Игорь ЗИНОВ.
- Михаил Алексеевич, известно, как заждались вашу машину в регионах. Скоро ли она туда придет и сумеет ли оправдать ожидания?
- У самолёта действительно трудная судьба. Базовый проект был создан еще в 80-е годы, а первый полет состоялся 29 марта 1990 года. На Ташкентском ТАПО произвели их без малого два десятка, после чего из-за известных проблем 90-х и падения интереса к самолету работы были свернуты. Но к 2027 году эксплуатация работяг Ан-24 и Ан-26 в гражданской авиации должна завершиться. Замечу, что в России сегодня около 300 региональных самолетов типа Як-40, Ан-24 и Ан-26. Но этого мало и поэтому замена просто назрела. Эта задача как раз и возложена на Ил-114-300. Особенно его ждут в районах с тяжелым климатом – в Якутии и на Дальнем Востоке. Он может садиться на не слишком обустроенных аэродромах, при низких температурах, на лед, снег, грунт. Кто-то даже пошутил, что для гражданской авиации такой «уазик» очень был бы сейчас кстати. Замечу, что потенциал рынка сбыта не ограничивается Россией. Страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, Индия готовы рассматривать возможность приобретения этой неприхотливой машины. В планах до 2030 года выпуск до 100 таких самолетов - их серийное производство начнется через два года. Серийную сборку проведут на авиационном заводе им. П. А. Воронина в подмосковных Луховицах, который сегодня собирает истребители семейства «МиГ». В кооперации также участвуют ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», ульяновское АО «Авиастар-СП» и Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», входящие в ОАК. Кроме региональных пассажирских перевозок Ил-114-300 можно использовать в санитарной, патрульной или полярной авиации, интерес к нему проявляют и в Минобороны.
- А лизинговые компании интерес проявляют?
- В присутствии главы Минпромторга Дениса Мантурова было подписано соглашение о поставке в лизинг 19 самолетов на Дальний Восток. Об этом договорились государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), ПАО «Ил» и авиакомпания «Аврора». Но, будем честны, реальных масштабных заказов на машину стоимостью 1,44 млрд. рублей пока нет, так что сложно надеяться на то, что ее будут раскупать как горячие пирожки.
- Тем более, что уже вовсю наши аэродромы осваивают зарубежные конкуренты. Вы с этим согласны?
- Конкуренты это в основном франко-итальянский ATR-72, канадский Bombardier Q-400 и китайские самолеты.
- Новый «Ил» отличается от своего ташкентского предшественника?
- Общая архитектура агрегатов сохранена. Серьезному обновлению подвергнуты авионика и силовая установка, что позволяет изменить экономические и технические характеристики самолета, поднять его на уровень современных требований. На нем установлен современный пилотажно-навигационный комплекс для полетов в сложных метеоусловиях, применены современные двигатели с цифровым управлением. Действует и современная система кондиционирования воздуха. В его конструкции использованы современные композитные материалы, поэтому он намного легче и экономичнее, в том числе за счет новых мощных российских двигателей.
- Больной для нас вопрос – послепродажное обслуживание летающей техники. Готов ли ОАК, на Ваш взгляд, к решению этих проблем?
- Согласен, с учетом опыта послепродажного ремонта в прошлом, например, Суперджета, уверен, что и ОАК, и Минпромторг не захотят повторять ошибки и всерьез подойдут к решению проблемы.
Игорь ЗИНОВ, заслуженный летчик-испытатель РФ, освоивший более сорока типов боевых и гражданских самолетов:
- Ил-114-300 вполне современная машина. Лично я доволен тем, что на аэродроме в Жуковском, да и ранее в сложных погодных условиях она проявила высокую работоспособность, устойчивость и маневренность. Хорошую управляемость. Высокого ей полета!
Ил-114-300, хотя он и не возит еще пассажиров, уже стали называть воздушной маршруткой - современная, безопасная, но и неприхотливая в обслуживании на любом аэродроме, даже с короткой ВПП. Сотням региональных аэродромов он необходим как воздух. И создатели, и летчики-испытатели уверены: свою главную задачу - связать отдаленные населенные пункты с региональными центрами - он обязательно выполнит!
Среди российских экспонатов внимание гостей МАКСа привлекли лёгкий многоцелевой самолёт «Байкал», вертолёт Ка-62 и его винтокрылый собрат, разработанный для проведения оффшорных операций Ми-171А3, а также модернизированные вертолёты «Ансат-М», Ка-32А11М и беспилотный VRT300. Впервые широкой общественности был представлен среднемагистральный лайнер МС-21-310, оснащённый отечественными двигателями ПД-14. Премьерой на МАКСе стал и региональный турбовинтовой Ил-114-300. О том, какая судьба может ожидать Ил-114-300, «Веку» рассказали главный конструктор машины Михаил АЛЕКСЕЕВ и летчик-испытатель этого самолета Игорь ЗИНОВ.
- Михаил Алексеевич, известно, как заждались вашу машину в регионах. Скоро ли она туда придет и сумеет ли оправдать ожидания?
- У самолёта действительно трудная судьба. Базовый проект был создан еще в 80-е годы, а первый полет состоялся 29 марта 1990 года. На Ташкентском ТАПО произвели их без малого два десятка, после чего из-за известных проблем 90-х и падения интереса к самолету работы были свернуты. Но к 2027 году эксплуатация работяг Ан-24 и Ан-26 в гражданской авиации должна завершиться. Замечу, что в России сегодня около 300 региональных самолетов типа Як-40, Ан-24 и Ан-26. Но этого мало и поэтому замена просто назрела. Эта задача как раз и возложена на Ил-114-300. Особенно его ждут в районах с тяжелым климатом – в Якутии и на Дальнем Востоке. Он может садиться на не слишком обустроенных аэродромах, при низких температурах, на лед, снег, грунт. Кто-то даже пошутил, что для гражданской авиации такой «уазик» очень был бы сейчас кстати. Замечу, что потенциал рынка сбыта не ограничивается Россией. Страны Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки, Индия готовы рассматривать возможность приобретения этой неприхотливой машины. В планах до 2030 года выпуск до 100 таких самолетов - их серийное производство начнется через два года. Серийную сборку проведут на авиационном заводе им. П. А. Воронина в подмосковных Луховицах, который сегодня собирает истребители семейства «МиГ». В кооперации также участвуют ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», ульяновское АО «Авиастар-СП» и Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», входящие в ОАК. Кроме региональных пассажирских перевозок Ил-114-300 можно использовать в санитарной, патрульной или полярной авиации, интерес к нему проявляют и в Минобороны.
- А лизинговые компании интерес проявляют?
- В присутствии главы Минпромторга Дениса Мантурова было подписано соглашение о поставке в лизинг 19 самолетов на Дальний Восток. Об этом договорились государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), ПАО «Ил» и авиакомпания «Аврора». Но, будем честны, реальных масштабных заказов на машину стоимостью 1,44 млрд. рублей пока нет, так что сложно надеяться на то, что ее будут раскупать как горячие пирожки.
- Тем более, что уже вовсю наши аэродромы осваивают зарубежные конкуренты. Вы с этим согласны?
- Конкуренты это в основном франко-итальянский ATR-72, канадский Bombardier Q-400 и китайские самолеты.
- Новый «Ил» отличается от своего ташкентского предшественника?
- Общая архитектура агрегатов сохранена. Серьезному обновлению подвергнуты авионика и силовая установка, что позволяет изменить экономические и технические характеристики самолета, поднять его на уровень современных требований. На нем установлен современный пилотажно-навигационный комплекс для полетов в сложных метеоусловиях, применены современные двигатели с цифровым управлением. Действует и современная система кондиционирования воздуха. В его конструкции использованы современные композитные материалы, поэтому он намного легче и экономичнее, в том числе за счет новых мощных российских двигателей.
- Больной для нас вопрос – послепродажное обслуживание летающей техники. Готов ли ОАК, на Ваш взгляд, к решению этих проблем?
- Согласен, с учетом опыта послепродажного ремонта в прошлом, например, Суперджета, уверен, что и ОАК, и Минпромторг не захотят повторять ошибки и всерьез подойдут к решению проблемы.
Игорь ЗИНОВ, заслуженный летчик-испытатель РФ, освоивший более сорока типов боевых и гражданских самолетов:
- Ил-114-300 вполне современная машина. Лично я доволен тем, что на аэродроме в Жуковском, да и ранее в сложных погодных условиях она проявила высокую работоспособность, устойчивость и маневренность. Хорошую управляемость. Высокого ей полета!
Ил-114-300, хотя он и не возит еще пассажиров, уже стали называть воздушной маршруткой - современная, безопасная, но и неприхотливая в обслуживании на любом аэродроме, даже с короткой ВПП. Сотням региональных аэродромов он необходим как воздух. И создатели, и летчики-испытатели уверены: свою главную задачу - связать отдаленные населенные пункты с региональными центрами - он обязательно выполнит!