Временный запрет на экспорт топлива снивелирует ажиотажный спрос
Уже с 1 марта в России начнет действовать временный запрет на экспорт бензина. Эту меру правительство РФ вводит на фоне сезонного роста спроса. Кроме того, будет введен увеличенный до 16% норматив продаж дизеля на бирже.
Накануне соответствующее предложение поддержал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Примечательно, что этот временный запрет на экспорт никоим образом не касается согласованных ранее объемов поставок в некоторые страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Абхазию, Южную Осетию, Узбекистан и Монголию.
Ровно неделю назад с соответствующим предложением, касающимся возможности ввода временного запрета на экспорт бензина, к главе кабмина обратился зампред правительства, министр энергетики РФ Александр Новак. В послании, датированном 21 февраля, он информировал Мишустина о том, что на отечественном внутреннем рынке вот-вот наступит ожидаемый «сезон повышенного спроса на топливо», и это будет традиционно связано с наступающим периодом весенних полевых работ, плановыми ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах и летними отпусками.
«В целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты, - подчеркнул Новак, - и основываясь на данных мониторинга цен на топливном рынке, необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов».
Глава Минэнерго считает, что соотношение объемов производства и потребления дизтоплива на внутреннем рынке позволяет увеличить минимальные объемы продаж на биржевых торгах с текущих 12,5% до 16% от объема производства.
Отметим, что и в 2023 году российское правительство уже применяло подобную меру. Тогда, в сентябре, кабинет министров также ввел временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Причиной такого нововведения в то время стал резкий рост оптовых цен, впрочем, уже в ноябре эта мера была отменена. Тогда министерство энергетики даже сообщило о том, что за два месяца на внутреннем рынке «был создан профицит топлива, а биржевая оптовая стоимость бензина существенно снизилась».
Что касается биржевых цен на бензин Аи-92, Аи-95 и летнее дизельное топливо, то с начала текущего года они выросли на 8 - 23% (при этом в оптовом сегменте темпы роста цен на бензин были ниже - 1,6 - 6%, а дизель и вовсе дешевел). Примечательно, что розничные цены на Аи-92 и Аи-95 упали, соответственно, на две копейки и одну копейку за один литр, а тот же летний дизель подешевел на 0,1% (или на семь копеек за один литр), а стоимость зимнего осталась прежней.
«Доля бензина, реализуемого на бирже, - продолжает Новак, - сейчас и так находится на достаточно высоком уровне, и дальнейшее повышение норматива приведет к перетоку объемов продаж с мелкооптового рынка на биржевые торги, что не позволит увеличить предложение на рынке и не повлияет на объемы экспорта».
По словам Новака, в такой ситуации эффективными мерами реагирования будут увеличение нормативов торгов нефтепродуктами на бирже и введение запрета на экспорт топлива.
Ровно неделю назад с соответствующим предложением, касающимся возможности ввода временного запрета на экспорт бензина, к главе кабмина обратился зампред правительства, министр энергетики РФ Александр Новак. В послании, датированном 21 февраля, он информировал Мишустина о том, что на отечественном внутреннем рынке вот-вот наступит ожидаемый «сезон повышенного спроса на топливо», и это будет традиционно связано с наступающим периодом весенних полевых работ, плановыми ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах и летними отпусками.
«В целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты, - подчеркнул Новак, - и основываясь на данных мониторинга цен на топливном рынке, необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов».
Глава Минэнерго считает, что соотношение объемов производства и потребления дизтоплива на внутреннем рынке позволяет увеличить минимальные объемы продаж на биржевых торгах с текущих 12,5% до 16% от объема производства.
Отметим, что и в 2023 году российское правительство уже применяло подобную меру. Тогда, в сентябре, кабинет министров также ввел временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Причиной такого нововведения в то время стал резкий рост оптовых цен, впрочем, уже в ноябре эта мера была отменена. Тогда министерство энергетики даже сообщило о том, что за два месяца на внутреннем рынке «был создан профицит топлива, а биржевая оптовая стоимость бензина существенно снизилась».
Что касается биржевых цен на бензин Аи-92, Аи-95 и летнее дизельное топливо, то с начала текущего года они выросли на 8 - 23% (при этом в оптовом сегменте темпы роста цен на бензин были ниже - 1,6 - 6%, а дизель и вовсе дешевел). Примечательно, что розничные цены на Аи-92 и Аи-95 упали, соответственно, на две копейки и одну копейку за один литр, а тот же летний дизель подешевел на 0,1% (или на семь копеек за один литр), а стоимость зимнего осталась прежней.
«Доля бензина, реализуемого на бирже, - продолжает Новак, - сейчас и так находится на достаточно высоком уровне, и дальнейшее повышение норматива приведет к перетоку объемов продаж с мелкооптового рынка на биржевые торги, что не позволит увеличить предложение на рынке и не повлияет на объемы экспорта».
По словам Новака, в такой ситуации эффективными мерами реагирования будут увеличение нормативов торгов нефтепродуктами на бирже и введение запрета на экспорт топлива.