ВТБ идет в отказ
Топ-менеджеры ВТБ серьезно настроены не допустить публикации рейтинга банка в отчете АКРА (Аналитическое кредитное рейтинговое агентство). Причем настроены настолько серьезно, что не побоялись пойти на скандал и вообще расторгнуть отношения с агентством.
Что в рейтинге тебе моем
Так, 31 января деловую прессу облетела новость – ВТБ выходит из состава учредителей АКРА. В таких случаях учредители обычно жалуются на дороговизну рейтингов и стараются ни в коем случае не публиковать последние оценки специалистов агентства. Так получилось и в нашем случае: официальная версия, почему ВТБ выходит из состава учредителей – якобы стремление сэкономить деньги, чтобы не покупать дорогостоящие рейтинги АКРА. При этом пресс-служба ВТБ тут же сообщила, что банк готов переориентироваться на агентство «Эксперт РА», чтобы в дальнейшем получать рейтинги эмитента.
Правда, намерение ВТБ получать рейтинг в другом агентстве никоим образом не противоречит акционерному соглашению между банком и АКРА. Как свидетельствует Единая информационная система в сфере закупок, договор на оказание услуги по присвоению рейтинга будет действовать до 13 ноября с.г.
Поэтому злые языки заговорили о том, что истинная причина, почему топ-менеджмент ВТБ не собирается публиковать свой рейтинг эмитента от АКРА и стремится любой ценой предотвратить утечку информации, заключается в тяжелой ситуации в банке под руководством Андрея Костина.
Тем более, в последние годы у руководства ВТБ уже были аналогичные истории, когда топ-менеджмент не устраивали оценки независимых рейтинговых агентств. Например, в начале 2014 года зампред правления ВТБ Герберт Моос выступил в прессе с нападками на агентство Fitch из-за низкого рейтинга, который специалисты РА присвоили банку. Моос даже пообещал подать жалобу в штаб-квартиру РА, употребив оборот «шантаж эмитента». Ради того, чтобы Fitch отозвал рейтинг ВТБ и его дочерних компаний ВТБ 24, Банк Москвы и «ВТБ Лизинг», Костин & Co тогда тоже пошли на разрыв отношений, отказавшись от услуг рейтингового агентства и разорвав отношения. Как сообщил «Коммерсант» в феврале 2014 года, накануне разрыва отношений и отзыва рейтинга Fitch еще раз подтвердил низкий рейтинг всей группы ВТБ. В частности, специалисты РА еще раз подтвердили долгосрочный рейтинг дефолта эмитента на уровне BBB–.
Есть своя непубличная подоплека и у решения топ-менеджмента ВТБ наладить сотрудничество с агентством RAEX («Эксперт РА») вместо АКРА. «Эксперт РА» - это бывшая часть холдинга «Эксперт», главными акционерами являются банка «Глобэкс» (29,5 %), подконтрольный Внешэкономбанку и инвестиционная компания «ВЭБ Капитал» (20 %).
Поэтому можно смело предположить, что, в отличие от Fitch и АКРА, новое агентство окажется более сговорчивым и постарается присвоить банку Костина такой рейтинг, который устроит заказчика.
Опасно высокая зарплата
Понятно, что на фоне кризисного состояния ВТБ, публиковать данные о высокой зарплате топ-менеджеров банка было бы легкомысленно. Судя по всему, Андрей Костин и топ-менеджмент банка решили «залечь на дно» и переждать опасные времена. Тем более что тучи над топ-менеджментом банка сгущаются - в ночь на 15 ноября сотрудники Следственного комитета задержали министра экономического развития Алексея Улюкаева, занимавшего пост главы наблюдательного совета ВТБ.
Деловая пресса обратила внимание, что журналисты Forbes в своем ноябрьском выпуске не указали размер зарплаты и других бонусов Андрея Костина. Только 30 января 2017 года главный редактор российской версии Николай Усков дал путаные объяснения, почему журнал не опубликовал размер вознаграждения Костина. Ничего внятного Усков не сказал, но тонко намекнул, что такова позиция владельца издания.
На фоне последних скандалов с участием топ-менеджмента ВТБ, отсутствие информации о вознаграждении Костина в ноябрьском выпуске Forbes выглядит, как прагматичное желание не раздражать Владимира Путина. Ведь президент может и поинтересоваться, почему вдруг председатель правления проблемного банка, который скандалит с рейтинговыми агентствами из-за низких рейтингов и звучит в международных скандалах вроде захвата Vivacom, получает миллионные гонорары за подобные «результаты» своей работы.