Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук — 02.09.2019 11:53

Взрыв под Северодвинском как Чернобыль 2.0

Министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила агентству «Интерфакс» о том, что у нескольких врачей, которые лечили пострадавших после взрыва под Северодвинском, обнаружены изменения в организме, не связанные с воздействием радиации.

«Профилактически были вывезены несколько человек в Федеральное медико-биологическое агентство в Москве для углубленных исследований. Но выяснилось, что изменения органные, не связанные с радиоактивным фоном», - заявила Скворцова. По ее словам, все врачи обследованы, «проведены и обследования щитовидной железы на предмет накопления, ни у кого превышения нет, все здоровы». Однако, конкретно о сути обнаруженных в организмах врачей «изменений» министр не сказала ровным счетом ничего, что оставляет широкий простор для появления в медийном пространстве различных версий.
На вопрос корреспондента «Интерфакса» о своем отношении к тому, что врачей не предупредили о лечении людей, получивших дозу радиации, Скворцова ответила: «Официальное заключение дано, никаких волнений не должно быть».
Напомним, что 8 августа на военном полигоне под Северодвинском произошел взрыв, в результате которого погибли 5 сотрудников «Росатома» и 2 военнослужащихl. Кроме того, трое военных и трое специалистов «Росатома» были ранены.
По сообщениям СМИ, в Архангельскую областную клиническую больницу были отправлены 3 пострадавших при взрыве. При этом врачей не поставили в известность о радиоактивном заражении поступивших в клинику.
«Пациенты были доставлены авиационной спасательной службой нашей больницы. Трех мужчин в возрасте около 30 лет или даже младше. Мужчины были голыми и покрыты фольгой, их одежда лежала в полиэтиленовых пакетах. У одного был перелом позвоночника, у другого – перелом таза. Травмы были тяжелыми, но не были смертельными. ...Врачи не были проинформированы о радиационном воздействии», – сообщают СМИ со ссылкой на источник, который утверждает, что через какое-то время после прибытия пациентов в палату зашли дозиметристы.
«Одна из них сразу выбежала, когда увидела цифры», – сообщил журналу Der Spiege неназванный медик. По его словам, у одного из пострадавших было зафиксировано бета-излучение 25 тыс. микрорентген в час. При этом врачи не знали о радиации и не работали в защитных костюмах. «В приемном покое пациентов осматривали голыми руками... В операционной использовались обычные медицинские маски. ...Указаний о том, что эти пациенты заражены радиацией, не поступало», – уточнил источник журнала. Пациентов увезли из операционной обратно в приемный покой и по очереди мыли их в ванной.
Пациентов отправили в Москву для дальнейшего лечения, однако двое из них не выдержали даже дороги до аэропорта. Врач, дававший комментарии Der Spiegel, был уверен, что причиной их смерти стала именно радиация. Так, у одного из умерших пациентов было 25 тыс. лейкоцитов в микролитре крови при максимально допустимом значении в 10 тыс. «Это огромная цифра. Эти двое погибли от последствий острой лучевой болезни», - сделал вывод источник Der Spiegel после ознакомления с медицинским заключением, опубликованным в Интернете.
У одного из врачей нашли в организме радиоактивный нуклид цезий-137. В федеральном медцентре это объяснили его поездкой в Таиланд, где он якобы «наелся фукусимских крабов».
По словам собеседника издания, со всех сотрудников Архангельской больницы была взята подписка о неразглашении, а также были изъяты все записи, в том числе электронные.
По словам медика, после встречи с представителями Минздрава было принято решение отправить на обследование в Москву 57 сотрудников больницы, но на самом деле отправлены были только 20. «После этого эксперты из Москвы приехали к нам и проводили обследование здесь. Но, по нашему мнению, это был фарс. Здесь нет необходимого оборудования для обнаружения радионуклидов. У нас взяли только анализы крови и мочи и проверили щитовидную железу... Обращение с нами, врачами, один в один напоминает мне Чернобыль», - сказал собеседник Der Spiegel.
Между тем, Скворцова никак не прокомментировала присутствие радиоактивного нуклида цезия в организме одного из архангельских врачей, а ее слова о наличии в организмах врачей изменений, не связанных с радиацией, могут быть, как представляется, просто попыткой замять радиационный скандал.
Тем не менее, если в организмах врачей, которые лечили пострадавших при взрыве в селении Нёнокса, действительно обнаружены некие изменения, не связанные с радиацией, то с чем эти изменения могут быть связаны?
Тут два варианта – врачи пострадали либо от биологического, либо от химического воздействия. Присутствие болезнетворных биологических штаммов в боеголовке взорвавшейся ракеты, на мой взгляд, следует отнести к ненаучной фантастике, кроме того, биологическое оружие вызывает не «изменения в организме», а тяжелые и подчас смертельные заболевания.
А вот смертельно опасные химические соединения, например, гептил, в двигателях ряда российских ракет используются.
Гептил или несимметричный диметилгидразин – это компонент ракетного топлива. Гептил широко применяется в ракетной технике, в частности, в советских ракетах-носителях «Протон», «Космос», «Циклон», жидкостных МБР; американских ракетах семейства «Титан»; французских — семейства «Ариан»; в двигательных установках пилотируемых кораблей, спутников, орбитальных и межпланетных станций.
Гептил обладает сильным токсическим и канцерогенным действием, он в 4 раза токсичнее синильной кислоты. Гептил вызывает раздражение слизистых оболочек глаз, дыхательных путей и легких; сильное возбуждение центральной нервной системы; расстройство желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота), в больших концентрациях может наступить потеря сознания и смерть, причем предельно допустимая концентрация гептила крайне невысока.
В Сети высказана вполне правдоподобная версия взрыва, согласно которой на взорвавшейся ракете мог быть установлен прямоточный ядерный двигатель с ускорителем - жидкостно-реактивным двигателем, работающем на гептиле. Реактор маршевого ядерного двигателя «был запущен на прогрев, должен был быть запущен ускоритель, но он взорвался при уже работающем реакторе и разнес его в клочья».
В таком случае в организмах пострадавших врачей могут быть следы воздействия не только радиации, но и токсичного ракетного горючего гептила.
В пользу этой версии говорит информация агентства Reuters, которое сообщило, что Норвежский сейсмологический центр (НОРСАР) 8 августа зафиксировал два взрыва возле села Нёнокса под Северодвинском.
Второй взрыв, по данным норвежских сейсмологов, произошел через два часа после первого и совпал по времени с сообщениями о повышении радиационного фона. По словам главы НОРСАР Анне Стрёммен Люкке, оба взрыва были зарегистрированы в инфразвуковой системе центра, кроме того, первый был также зафиксирован и сейсмологами.
Если в первом случае взорвался ускоритель, то остается выяснить, почему взрыв ядерного реактора произошел только через два часа и можно ли было его предотвратить.
Однако, судя по поведению российских чиновников, расследовать все обстоятельства ЧП на военном полигоне в Нёноксе и тем более предавать их гласности они не собираются. Похоже, что трагедия, произошедшая на Чернобыльской АЭС, ничему их не научила.
Полная версия публикации
Экономика 28.08.2019 14:04
Из магазинов может исчезнуть импортная органика
Общество 30.08.2019 12:10
Соловьев заявил, что россиянам больше интересна Украина, а не их пенсии
Общество 31.08.2019 10:47
Замминистра связал огромные долги россиян за ЖКХ с их неумением экономить