Yankee, go home!
Соединенные Штаты Америки приступили к сворачиванию своего военного присутствия в Центральноазиатском регионе, но, по словам самих американцев, не влияния.
Пассажиры главного киргизского аэропорта «Манас» могут подумать, что приземлились на оккупированной территории, учитывая десяток, а то и больше неповоротливых серых военных самолетов с надписью US Air Force на фюзеляжах. Но стоять там этим монстрам осталось максимум несколько месяцев.
Через «Манас» США вывозят чуть ли не каждого своего солдата из Афганистана. Но к концу следующего года их операция там закончится. Между тем Россия чувствует себя уверенно на своих бывших центральноазиатских задворках. Она почти пообещала Кыргызстану $ 1,1 млрд военной помощи и списать $ 500 млн его долга, если американцы покинут страну. Поэтому в июле он «попросит» их из «Манаса».
Это, по сути, означает конец более десятилетнего прямого американского влияния в Центральной Азии. Стратегическая важность бывших советских республик на северной границе Афганистана для Соединенных Штатов уменьшается. Так же тает и влияние Запада в регионе, оставляя достаточно пространства для других игроков, которые могут заполнить вакуум, в частности России и КНР. И все же США покидают «Манас» раньше, чем им хотелось бы.
Американские чиновники любят говорить о наследии, которое оставляют после себя. В 2011 году Хиллари Клинтон, тогдашний госсекретарь, сказала, что таким наследием станет «новый Шелковый путь». Однако предложение принесло немного пользы.
В отличие от Соединенных Штатов Поднебесная не скупится на деньги. Во время активного осеннего турне по Центральной Азии президент КНР Си Цзиньпин предложил собственную версию «экономического пояса Шелкового пути», подкрепив ее десятками миллиардов долларов на дороги, железные дороги и газопроводы - все они ведут в Китай.
Китайские деньги в Центральной Азии воспринимаются на ура. Она почувствует экономические последствия свертывания операций НАТО в Афганистане. Кыргызстан и Таджикистан, бедные страны региона, пострадают больше всего. Богатый газ Узбекистан, являющийся центром «Северной дистрибуционной сети» Альянса, тоже почувствует уменьшение финансирования. Казахстан и Туркменистан потеряют выгодные контракты на поставку или транзит топлива.
Премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев не может сказать, где страна возьмет $ 60 млн - именно столько американцы платят за аренду «Манаса», а это почти 3% национального бюджета. Также страна не досчитается $ 80 млн, которые ежегодно тратила там американская военная база. МВФ предупреждает о трудностях, которые будут сдерживать экономику государства. А Россия, надо помнить, не всегда соблюдает обещаний помочь.
Американцы уверяют, что значительная военная помощь - часто ее классифицируют как расходы «на борьбу с наркотрафиком» - и дальше будет поддерживать правительства стран Центральной Азии. Но она мало преподносит США в глазах тех, кто занимается вопиющими нарушениями прав человека или коррумпированной властью региона. В Таджикистане, например, элитные военные, которые в 2012 году получили более $ 3 млн, убили десятки мирных граждан во время загадочной операции, которую власти отказываются обсуждать. Александр Кули, эксперт из региона в Барнард-колледже в Нью-Йорке, говорит, что это цена американской выгоды.
В 2005-м, после того как Штаты раскритиковали Узбекистан за убийство сотен мирных жителей во время так называемого Андижанского восстания на востоке страны, Ташкент приказал им освободить базу в Карши-Ханабаде. Поэтому выгода для США понятна - от Центральной Азии им нужна логистическая поддержка своих операций в Афганистане.
А что касается интересных для США перспектив в бизнесе, то привлекательным из числа стран Центральной Азии остается Казахстан. Он обладает самым большим за пределами Ближнего Востока нефтяным месторождением, которое вскоре заработает. Туркменистан и Узбекистан обладают богатыми энергоносителями, но и довольно непрозрачными условиями ведения бизнеса - инвестиции туда предусматривают очень высокие риски. В Кыргызстане и Таджикистане так же, как и у их соседей, царят коррупция и непредсказуемость, к тому же у них меньший потенциал для развития предпринимательства.
Один из американских чиновников утверждает, что войска Соединенных Штатов не покинут Центральной Азии после вывода основного контингента из Афганистана. Однако проблема в том, что военная помощь США поддерживает диктаторов, способствуя им в консолидации власти, укореняя авторитарные режимы во главе бутафорских стран, а не сильных государств, способных противостоять угрозам из Афганистана.
Через «Манас» США вывозят чуть ли не каждого своего солдата из Афганистана. Но к концу следующего года их операция там закончится. Между тем Россия чувствует себя уверенно на своих бывших центральноазиатских задворках. Она почти пообещала Кыргызстану $ 1,1 млрд военной помощи и списать $ 500 млн его долга, если американцы покинут страну. Поэтому в июле он «попросит» их из «Манаса».
Это, по сути, означает конец более десятилетнего прямого американского влияния в Центральной Азии. Стратегическая важность бывших советских республик на северной границе Афганистана для Соединенных Штатов уменьшается. Так же тает и влияние Запада в регионе, оставляя достаточно пространства для других игроков, которые могут заполнить вакуум, в частности России и КНР. И все же США покидают «Манас» раньше, чем им хотелось бы.
Американские чиновники любят говорить о наследии, которое оставляют после себя. В 2011 году Хиллари Клинтон, тогдашний госсекретарь, сказала, что таким наследием станет «новый Шелковый путь». Однако предложение принесло немного пользы.
В отличие от Соединенных Штатов Поднебесная не скупится на деньги. Во время активного осеннего турне по Центральной Азии президент КНР Си Цзиньпин предложил собственную версию «экономического пояса Шелкового пути», подкрепив ее десятками миллиардов долларов на дороги, железные дороги и газопроводы - все они ведут в Китай.
Китайские деньги в Центральной Азии воспринимаются на ура. Она почувствует экономические последствия свертывания операций НАТО в Афганистане. Кыргызстан и Таджикистан, бедные страны региона, пострадают больше всего. Богатый газ Узбекистан, являющийся центром «Северной дистрибуционной сети» Альянса, тоже почувствует уменьшение финансирования. Казахстан и Туркменистан потеряют выгодные контракты на поставку или транзит топлива.
Премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев не может сказать, где страна возьмет $ 60 млн - именно столько американцы платят за аренду «Манаса», а это почти 3% национального бюджета. Также страна не досчитается $ 80 млн, которые ежегодно тратила там американская военная база. МВФ предупреждает о трудностях, которые будут сдерживать экономику государства. А Россия, надо помнить, не всегда соблюдает обещаний помочь.
Американцы уверяют, что значительная военная помощь - часто ее классифицируют как расходы «на борьбу с наркотрафиком» - и дальше будет поддерживать правительства стран Центральной Азии. Но она мало преподносит США в глазах тех, кто занимается вопиющими нарушениями прав человека или коррумпированной властью региона. В Таджикистане, например, элитные военные, которые в 2012 году получили более $ 3 млн, убили десятки мирных граждан во время загадочной операции, которую власти отказываются обсуждать. Александр Кули, эксперт из региона в Барнард-колледже в Нью-Йорке, говорит, что это цена американской выгоды.
В 2005-м, после того как Штаты раскритиковали Узбекистан за убийство сотен мирных жителей во время так называемого Андижанского восстания на востоке страны, Ташкент приказал им освободить базу в Карши-Ханабаде. Поэтому выгода для США понятна - от Центральной Азии им нужна логистическая поддержка своих операций в Афганистане.
А что касается интересных для США перспектив в бизнесе, то привлекательным из числа стран Центральной Азии остается Казахстан. Он обладает самым большим за пределами Ближнего Востока нефтяным месторождением, которое вскоре заработает. Туркменистан и Узбекистан обладают богатыми энергоносителями, но и довольно непрозрачными условиями ведения бизнеса - инвестиции туда предусматривают очень высокие риски. В Кыргызстане и Таджикистане так же, как и у их соседей, царят коррупция и непредсказуемость, к тому же у них меньший потенциал для развития предпринимательства.
Один из американских чиновников утверждает, что войска Соединенных Штатов не покинут Центральной Азии после вывода основного контингента из Афганистана. Однако проблема в том, что военная помощь США поддерживает диктаторов, способствуя им в консолидации власти, укореняя авторитарные режимы во главе бутафорских стран, а не сильных государств, способных противостоять угрозам из Афганистана.