«ЮКОС» проиграл России в Гааге
Гаагский суд отменил решение о выплате Россией $50 млрд. экс-акционерам «ЮКОСа» – он постановил, что Третейский суд не имел юрисдикции и надлежащей компетенции для рассмотрения подобных исков. Эта новость стала весьма неожиданной для обеих сторон, считают эксперты. Но история пока еще далека от финала.
Похоже, бывшие акционеры «ЮКОСа» рано радовались – окружной суд Гааги отменил историческое решение Постоянной палаты Третейского суда, которая еще в 2014 году обязала Россию выплатить Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum $50 млрд. компенсации за экспроприацию компании. Судья согласился с доводами российской стороны, признав, что у Третейского суда не было права для рассмотрения спора в рамках Договора к Энергетической хартии, который Москва подписала, но не ратифицировала. Более того, теперь каждый из истцов обязан возместить России судебные издержки на €16,8 тыс. (в сумме — на €50,4 тыс.) - то есть ситуация была резко развернута на 180 градусов.
«Сегодняшнее решение ведет к отмене требования о выплате Россией многомиллиардных компенсаций. Наша жалоба на решение арбитража в Гааге о выплате $50 млрд. полностью удовлетворена», - приводит «Интерфакс» слова представителя российских властей в Гаагском суде.
Формальной проблемой стало и то, что акционеры «ЮКОСа» направили требования к РФ от имени двух кипрских офшоров – тех самых Hulley Enterprises и Veteran Petroleum, а также компании с острова Мэн - Yukos Universal. На троих эти родственные «налоговые гавани» Ходорковского владели 70,5% акций нефтяной компании. Российская сторона заявляла, что компании-истцы с самого начала инвестиций в «ЮКОС» были лишь подставными офшорами, за которыми стояли российские олигархи – то есть они не могли считаться подлинными и добросовестными иностранными инвесторами. Отмечалось также, что это – чисто внутрироссийское дело о налоговом споре между отечественными бизнесменами и РФ.
В то же время истцы, ожидающие полной выплаты средств со стороны России за утраченные активы, начали призывать правительства западных стран арестовывать российское имущество на их территориях. Процессы были запущены во Франции, Великобритании, Германии, США, Бельгии и Индии. В частности, в Париже была осуществлена попытка арестовать земли, выделенные для Русского православного центра и находящиеся неподалеку от Эйфелевой башни. В июне 2015 года во Франции и Бельгии - во исполнение решения Третейского суда в Гааге - было все же арестовано имущество России. Однако забрать его и продать «с молотка» невозможно пока идут суды.
И хотя многие наблюдатели считают, что акционеры «ЮКОСа» обратились в Гаагский суд прежде всего для того, чтобы продемонстрировать всему миру свою «нелегкую» борьбу с российскими властями – истцы в итоге наступили на грабли собственной демонстративности. По словам юристов, сегодняшнее решение в Гааге по сути является решением конечной мировой экономической инстанции – больше «ЮКОСу» обращаться со своими претензиями некуда. Разве что написать жалобу в журнал «Огонек». Правда, экс-акционеры нефтяной компании могут заняться вредительством в отношении России, инициируя судебные разбирательства в других странах. Однако, по словам осведомленного источника «Интерфакса», решение окружного суда Гааги все же дает основания для снятия ареста с российских активов за рубежом.
«Это (решение окружного суда Гааги) в полной мере тот случай, когда, как принято выражаться, «вечер перестает быть томным», - заявил «Веку» директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. - Решение неожиданное, причем, уверен, не только для экс-акционеров «ЮКОСа», но и для Кремля - уж слишком однозначным оно является и по форме, и по сути. Процесс, конечно, далек от завершения - наши оппоненты тоже будут подавать апелляцию: по прогнозам, нас ожидают еще как минимум два года судебных разбирательств. Судьба российских активов в конкретных странах немало зависит от национального законодательства: где-то гаагские решения имеют принудительно-добровольный характер, где-то доминируют над местными законами, а где-то и вовсе просто выступили спусковым крючком для начала процедуры замораживания российских активов. Поэтому России придется уже в ближайшее время максимально активным образом начать обратные процессы. Так что автоматической разморозки по всему миру ожидать, конечно, не стоит. Главный же итог - инициатива с сегодняшнего дня перешла на сторону России, об этом можно говорить довольно однозначно.
Пара второстепенных нюансов, которые стоит отметить и которые наверняка получат свою долю внимания в ближайшее время, - это явно неудачный выбор адвокатской конторы, представлявшей интересы России в первый раз (наблюдатели много говорили о допущенных ею нарушениях), и, безусловно, «голландский фактор» в целом. Не прошло и месяца с момента референдума, который стал «антиукраинским», как было принято не менее беспрецедентное «пророссийское» решение. Однако искать конспирологические причины в перечисленных событиях не хотелось бы по причине их более чем вероятного отсутствия», - заключает Панин.
В минувшем году МИД РФ уже предупреждал западных сторонников «ЮКОСа» о том, что Москва может ответить на возможную конфискацию российского имущества в этих странах «пропорциональными мерами на своей территории». Ну, а поскольку суд Нидерландов сегодня встал на сторону России – большинство стран могут отказаться исполнять арбитражное решение в пользу экс-акционеров «ЮКОСа».
Минфин РФ неоднократно напоминал, что нефтяная компания Ходорковского занималась масштабным уклонением от уплаты налогов, причем эта схема была бы признана незаконной налоговыми органами практически всех стран мира. «ЮКОСовцы» напирают все на то же: действия российских властей в отношении НК были политически мотивированными.
В декабре 2015 года СКР объявил, что начал проверку законности приобретения акций «ЮКОСа» иностранными компаниями, которые числятся истцами в рамках указанного процесса. 12 апреля 2016 года стало известно о том, что Роскосмос выиграл суд во Франции по делу об аресте счетов госкорпорации в рамках дела «ЮКОСа». А 15 апреля Суд большой инстанции Парижа признал незаконной заморозку средств на банковских счетах представительства МИА «Россия сегодня» во Франции в рамках иска бывших акционеров «ЮКОСа» к РФ, отказал компании Hulley Enterprises Limited в возмещении убытков и приговорил ее к погашению судебных издержек.
«Подозреваю, что общий фон событий (включая историю с беженцами в Европе, расследование гибели малазийского Боинга и события в Сирии) играет роль, качая флюгер правосудия из крайности в крайность, - пояснил «Веку» политолог, научный сотрудник Оксфордского университета Олег Юрин. - Вспомните русское изречение «закон, что дышло, - куда повернешь, то и вышло». И мне, знакомому с британским правосудием не понаслышке, такое не кажется натянутостью. Но сам размер исходного решения о присуждении $50 млрд был зашкально беспрецедентным. И в этой связи вспоминаются другие истории с ворованной при приватизации по Чубайсу собственностью.
Так, в 2003 году у ЮКОСа забрали его собственность за неуплату налогов, причем за период при Путине, а не за 1990-ые. На Западе поднимается шум, как если бы приватизация была честной, а Кремль хамит, трогая «священную» частную собственность. Параллельно вспомните заповедь Бориса Березовского о «запрете на прокурорские расследования по коррупции и приватизации в 1990-ые». Михаил Фридман тут же предусмотрительно реорганизует свой нефтяной бизнес. Половину продает британской ВР за £4 млрд (пусть, мол, Кремль рискнет тронуть ВР!), а еще две четвертинки продает равными долями Вексельбергу и Блаватнику.
В 2005 году «Газпром» покупает 72,663% акций нефтяной компании «Сибнефть», подконтрольной Роману Абрамовичу. Сумма сделки — $13,1 млрд. Сидящий в тюрьме Ходорковский называет такое невиданной в мире коррупцией. А в 2013 году госкомпания «Роснефть» Сечина наконец после долгих пересудов покупает у британской ВР ее часть нефтяного бизнеса, некогда проданного ей Фридманом - внимание! - за $56 млрд. Покупает, зашкально влезая в долги, в 2,5 раза превышающие уровень долгов для нефтяных гигантов в мире. И эту, необъятную по всем меркам сумму надо выплачивать в основном сразу после сделки, напоминает эксперт.
С одной стороны, не из-за этого ли вдруг необъятного долга «Роснефти» (в результате скупки краденного у ВР) в 2014 году начал свой полет в пропасть обвалившийся сейчас рубль? Цены на нефть упали, займы в западных банках брать не дают санкции, а размеры долга и сроки его выплаты сохранились на договоренностях 2013 года, - продолжает Юрин. - А с другой стороны, именно эта вопиющая сумма в $56 млрд и послужила подсказкой Третейскому суду о размерах выплаты экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд в качестве компенсаций. Иначе никогда до такой цифры судьи Третейского суда не додумались бы».
По его словам, Третейские судьи не хуже окружного суда Гааги знают свою юрисдикцию, и окружной суд не более Третейского квалифицирован в этих нюансах. Однако, решения разные. «Главное отличие - это даты принятых решений, - отмечает Олег Юрин. - И в промежутке главные ветры в политике изменились. Сначала росли цены за ворованное - от нуля до $56 млрд, что подсказало третейцам их решение. Потом море событий от санкций за Крым и ВКС РФ в Сирии, плюс падение нефтяных цен. Именно эти ветры напирают, что согласие РФ платить по $56 млрд за ворованное иссякло, а у Запада нет сил заставить. Посмотрите, как ложатся даты и приставьте к ним даты решения Третейского и окружного судов. Юридическое крючкотворство играет третьестепенную роль в этом раскладе».
«Сегодняшнее решение ведет к отмене требования о выплате Россией многомиллиардных компенсаций. Наша жалоба на решение арбитража в Гааге о выплате $50 млрд. полностью удовлетворена», - приводит «Интерфакс» слова представителя российских властей в Гаагском суде.
Формальной проблемой стало и то, что акционеры «ЮКОСа» направили требования к РФ от имени двух кипрских офшоров – тех самых Hulley Enterprises и Veteran Petroleum, а также компании с острова Мэн - Yukos Universal. На троих эти родственные «налоговые гавани» Ходорковского владели 70,5% акций нефтяной компании. Российская сторона заявляла, что компании-истцы с самого начала инвестиций в «ЮКОС» были лишь подставными офшорами, за которыми стояли российские олигархи – то есть они не могли считаться подлинными и добросовестными иностранными инвесторами. Отмечалось также, что это – чисто внутрироссийское дело о налоговом споре между отечественными бизнесменами и РФ.
В то же время истцы, ожидающие полной выплаты средств со стороны России за утраченные активы, начали призывать правительства западных стран арестовывать российское имущество на их территориях. Процессы были запущены во Франции, Великобритании, Германии, США, Бельгии и Индии. В частности, в Париже была осуществлена попытка арестовать земли, выделенные для Русского православного центра и находящиеся неподалеку от Эйфелевой башни. В июне 2015 года во Франции и Бельгии - во исполнение решения Третейского суда в Гааге - было все же арестовано имущество России. Однако забрать его и продать «с молотка» невозможно пока идут суды.
И хотя многие наблюдатели считают, что акционеры «ЮКОСа» обратились в Гаагский суд прежде всего для того, чтобы продемонстрировать всему миру свою «нелегкую» борьбу с российскими властями – истцы в итоге наступили на грабли собственной демонстративности. По словам юристов, сегодняшнее решение в Гааге по сути является решением конечной мировой экономической инстанции – больше «ЮКОСу» обращаться со своими претензиями некуда. Разве что написать жалобу в журнал «Огонек». Правда, экс-акционеры нефтяной компании могут заняться вредительством в отношении России, инициируя судебные разбирательства в других странах. Однако, по словам осведомленного источника «Интерфакса», решение окружного суда Гааги все же дает основания для снятия ареста с российских активов за рубежом.
«Это (решение окружного суда Гааги) в полной мере тот случай, когда, как принято выражаться, «вечер перестает быть томным», - заявил «Веку» директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. - Решение неожиданное, причем, уверен, не только для экс-акционеров «ЮКОСа», но и для Кремля - уж слишком однозначным оно является и по форме, и по сути. Процесс, конечно, далек от завершения - наши оппоненты тоже будут подавать апелляцию: по прогнозам, нас ожидают еще как минимум два года судебных разбирательств. Судьба российских активов в конкретных странах немало зависит от национального законодательства: где-то гаагские решения имеют принудительно-добровольный характер, где-то доминируют над местными законами, а где-то и вовсе просто выступили спусковым крючком для начала процедуры замораживания российских активов. Поэтому России придется уже в ближайшее время максимально активным образом начать обратные процессы. Так что автоматической разморозки по всему миру ожидать, конечно, не стоит. Главный же итог - инициатива с сегодняшнего дня перешла на сторону России, об этом можно говорить довольно однозначно.
Пара второстепенных нюансов, которые стоит отметить и которые наверняка получат свою долю внимания в ближайшее время, - это явно неудачный выбор адвокатской конторы, представлявшей интересы России в первый раз (наблюдатели много говорили о допущенных ею нарушениях), и, безусловно, «голландский фактор» в целом. Не прошло и месяца с момента референдума, который стал «антиукраинским», как было принято не менее беспрецедентное «пророссийское» решение. Однако искать конспирологические причины в перечисленных событиях не хотелось бы по причине их более чем вероятного отсутствия», - заключает Панин.
В минувшем году МИД РФ уже предупреждал западных сторонников «ЮКОСа» о том, что Москва может ответить на возможную конфискацию российского имущества в этих странах «пропорциональными мерами на своей территории». Ну, а поскольку суд Нидерландов сегодня встал на сторону России – большинство стран могут отказаться исполнять арбитражное решение в пользу экс-акционеров «ЮКОСа».
Минфин РФ неоднократно напоминал, что нефтяная компания Ходорковского занималась масштабным уклонением от уплаты налогов, причем эта схема была бы признана незаконной налоговыми органами практически всех стран мира. «ЮКОСовцы» напирают все на то же: действия российских властей в отношении НК были политически мотивированными.
В декабре 2015 года СКР объявил, что начал проверку законности приобретения акций «ЮКОСа» иностранными компаниями, которые числятся истцами в рамках указанного процесса. 12 апреля 2016 года стало известно о том, что Роскосмос выиграл суд во Франции по делу об аресте счетов госкорпорации в рамках дела «ЮКОСа». А 15 апреля Суд большой инстанции Парижа признал незаконной заморозку средств на банковских счетах представительства МИА «Россия сегодня» во Франции в рамках иска бывших акционеров «ЮКОСа» к РФ, отказал компании Hulley Enterprises Limited в возмещении убытков и приговорил ее к погашению судебных издержек.
«Подозреваю, что общий фон событий (включая историю с беженцами в Европе, расследование гибели малазийского Боинга и события в Сирии) играет роль, качая флюгер правосудия из крайности в крайность, - пояснил «Веку» политолог, научный сотрудник Оксфордского университета Олег Юрин. - Вспомните русское изречение «закон, что дышло, - куда повернешь, то и вышло». И мне, знакомому с британским правосудием не понаслышке, такое не кажется натянутостью. Но сам размер исходного решения о присуждении $50 млрд был зашкально беспрецедентным. И в этой связи вспоминаются другие истории с ворованной при приватизации по Чубайсу собственностью.
Так, в 2003 году у ЮКОСа забрали его собственность за неуплату налогов, причем за период при Путине, а не за 1990-ые. На Западе поднимается шум, как если бы приватизация была честной, а Кремль хамит, трогая «священную» частную собственность. Параллельно вспомните заповедь Бориса Березовского о «запрете на прокурорские расследования по коррупции и приватизации в 1990-ые». Михаил Фридман тут же предусмотрительно реорганизует свой нефтяной бизнес. Половину продает британской ВР за £4 млрд (пусть, мол, Кремль рискнет тронуть ВР!), а еще две четвертинки продает равными долями Вексельбергу и Блаватнику.
В 2005 году «Газпром» покупает 72,663% акций нефтяной компании «Сибнефть», подконтрольной Роману Абрамовичу. Сумма сделки — $13,1 млрд. Сидящий в тюрьме Ходорковский называет такое невиданной в мире коррупцией. А в 2013 году госкомпания «Роснефть» Сечина наконец после долгих пересудов покупает у британской ВР ее часть нефтяного бизнеса, некогда проданного ей Фридманом - внимание! - за $56 млрд. Покупает, зашкально влезая в долги, в 2,5 раза превышающие уровень долгов для нефтяных гигантов в мире. И эту, необъятную по всем меркам сумму надо выплачивать в основном сразу после сделки, напоминает эксперт.
С одной стороны, не из-за этого ли вдруг необъятного долга «Роснефти» (в результате скупки краденного у ВР) в 2014 году начал свой полет в пропасть обвалившийся сейчас рубль? Цены на нефть упали, займы в западных банках брать не дают санкции, а размеры долга и сроки его выплаты сохранились на договоренностях 2013 года, - продолжает Юрин. - А с другой стороны, именно эта вопиющая сумма в $56 млрд и послужила подсказкой Третейскому суду о размерах выплаты экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд в качестве компенсаций. Иначе никогда до такой цифры судьи Третейского суда не додумались бы».
По его словам, Третейские судьи не хуже окружного суда Гааги знают свою юрисдикцию, и окружной суд не более Третейского квалифицирован в этих нюансах. Однако, решения разные. «Главное отличие - это даты принятых решений, - отмечает Олег Юрин. - И в промежутке главные ветры в политике изменились. Сначала росли цены за ворованное - от нуля до $56 млрд, что подсказало третейцам их решение. Потом море событий от санкций за Крым и ВКС РФ в Сирии, плюс падение нефтяных цен. Именно эти ветры напирают, что согласие РФ платить по $56 млрд за ворованное иссякло, а у Запада нет сил заставить. Посмотрите, как ложатся даты и приставьте к ним даты решения Третейского и окружного судов. Юридическое крючкотворство играет третьестепенную роль в этом раскладе».