Зачем РЖД рвется к морю?
Сегодня стало известно о том, что РЖД планирует приобрести доли в нескольких портах России. Как сообщили Веку в компании Российские железные дороги, вчера глава этой организации Владимир Якунин заявил о том, что ею ведутся переговоры о приобретении долей в акционерных капиталах портов.
Оба порта, о которых идет речь, имеют скандальную славу, причем в историю с усть-лужским косвенно был замешан и сам Якунин. Усть-Лугу давно уже называют долгостроем, так как данному проекту уже 15 лет. Напомним, что в настоящее время эта компания является одновременно заказчиком и застройщиком порта. 27,3% акций ОАО принадлежит правительству Ленинградской области, 16,7% акций в июне купил банк Абсолют, остальной частью ценных бумаг предположительно владеет руководитель акционерного общества Валерий Израйлит.
Строительством угольного терминала в Усть-Луге, а также его эксплуатацией занималось ОАО Ростерминалуголь. Главными акционерами компании являлись государство (51%) и холдинг Соколовский (45%), который планировал через терминал перегружать уголь принадлежащих ему шахт. Основные инвестиции по строительству терминала вносил Соколовский. Вполне логично, что последний хотел владеть акциями пропорционально своим затратам. Однако Минтранс, замруководителя которого был тогда Якунин, категорически возражал против этого. Когда противостояние достигло своего пика, Соколовский перестал финансировать проект, причем в его срыве гендиректор холдинга Александр Драничников обвинил руководство Минтранса. Это было воспринято Якуниным как дискредитация деятельности министерства транспорта России, после чего он потребовал переизбрать руководство Ростерминалугля. Эта история закончилась тем, что Соколовский ушел из Усть-Луги, и у проправительственных структур проблем со строящемся портом не возникло. Поговаривают, что истинной причиной конфликта было то, что холдинг планировал войти в состав акционеров самого порта, однако у руководства Минтранса касательно него были совсем другие планы. Любопытно, что в начале этого года Владимир Якунин уже в лице главы РЖД подписал соглашение с ОАО Компания Усть-Луга о создании совместного предприятия по обслуживанию грузопотока, идущего через морской торговый порт.
Новороссийский морской торговый порт гремел в криминальных скандалах на протяжении всех 90-х годов. Так, в ходе приватизации НМТП в 1992 году были допущены вопиющие нарушения, часть из которых не устранена до сих пор. Незаконно были приватизированы широкие пирсы порта, которые являются искусственно созданными гидротехническими сооружениями и не подлежат приватизации. Был приватизирован причал 21а, хотя его капитально отремонтировали за счет федерального целевого кредита в размере 60 миллионов рублей. С нарушением законодательства приватизированы портовый и экологический флот, часть которого уже продана и бороздит морские просторы под чужим флагом. Более того, в 1994 году руководство НМТП, используя несогласованность позиций чиновников различных министерств, подписало договор о передаче в аренду причальных сооружений Новороссийского порта на крайне выгодных для себя и невыгодных для государства условиях сроком на 10 лет. Четыре года, вплоть до 1998 года, НМТП эксплуатировал госсобственность по таким арендным ставкам, которые даже не покрывали расходы государства на ее содержание. Последний скандал был связан с заведением уголовного дела на гендиректора этого предприятия Владимира Ковбасюка. Он был уволен, после того как ему было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты НДС на сумму около 36 миллионов рублей. В настоящий момент 20% акций НМТП принадлежат государству, 33% Уралсибу, около 34% главе совета директоров НМТП Александру Пономаренко. Кстати, в прошлом году государство планировало продать свои ценные бумаги, однако впоследствии передумало.
Почему же РЖД именно сейчас решило заняться непрофильным для себя бизнесом? Как говорит Якунин, такой контроль давал бы РЖД правильное формирование тарифов на контейнерные перевозки. Однако существует и оборотная сторона медали. По словам заместителя главы Минфина РФ Сергея Шаталова, в России сейчас готовится создание нового вида особых экономических зон портовых ОЭЗ. Порты, получившие такой статус, смогут без импортных пошлин и НДС ввозить сюда стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме того, топливо и ГСМ будут ввозиться без уплаты акциза. В настоящее время проект закона об ОЭЗ уже согласован с Минтрансом, Минрегразвития и ФТС России и внесен на рассмотрение в Госдуму. Усть-Луга и Новороссийск должны попасть в ОЭЗ.
Считается, что в Усть-Луге организация Якунина получит около 10% акций, а в Новороссийске хочет завладеть контрольным пакетом. Заметим, что если в первом порту у РЖД проблем с приобретением ценных бумаг не будет, так как там создается СП, то во втором Уралсиб вряд ли захочет расстаться со своими акциями. Может быть, ведомство Грефа в прошлом году отложило приватизацию госпакета, с тем чтобы потом передать его железнодорожникам? Ведь если РЖД сейчас получит контроль хотя бы над частью этих портов, то она сможет быть монополией по льготному растормаживанию и перевозке грузов. А это миллиардные дивиденды.
Век уже писал о том, что законопроект об ОЭЗ сырой и вызывает массу критики даже со стороны тех портов, для которых он создавался. Однако кто-то в правительстве усилено лоббирует его принятие. Остается только догадываться, кому это может быть так выгодно.
Строительством угольного терминала в Усть-Луге, а также его эксплуатацией занималось ОАО Ростерминалуголь. Главными акционерами компании являлись государство (51%) и холдинг Соколовский (45%), который планировал через терминал перегружать уголь принадлежащих ему шахт. Основные инвестиции по строительству терминала вносил Соколовский. Вполне логично, что последний хотел владеть акциями пропорционально своим затратам. Однако Минтранс, замруководителя которого был тогда Якунин, категорически возражал против этого. Когда противостояние достигло своего пика, Соколовский перестал финансировать проект, причем в его срыве гендиректор холдинга Александр Драничников обвинил руководство Минтранса. Это было воспринято Якуниным как дискредитация деятельности министерства транспорта России, после чего он потребовал переизбрать руководство Ростерминалугля. Эта история закончилась тем, что Соколовский ушел из Усть-Луги, и у проправительственных структур проблем со строящемся портом не возникло. Поговаривают, что истинной причиной конфликта было то, что холдинг планировал войти в состав акционеров самого порта, однако у руководства Минтранса касательно него были совсем другие планы. Любопытно, что в начале этого года Владимир Якунин уже в лице главы РЖД подписал соглашение с ОАО Компания Усть-Луга о создании совместного предприятия по обслуживанию грузопотока, идущего через морской торговый порт.
Новороссийский морской торговый порт гремел в криминальных скандалах на протяжении всех 90-х годов. Так, в ходе приватизации НМТП в 1992 году были допущены вопиющие нарушения, часть из которых не устранена до сих пор. Незаконно были приватизированы широкие пирсы порта, которые являются искусственно созданными гидротехническими сооружениями и не подлежат приватизации. Был приватизирован причал 21а, хотя его капитально отремонтировали за счет федерального целевого кредита в размере 60 миллионов рублей. С нарушением законодательства приватизированы портовый и экологический флот, часть которого уже продана и бороздит морские просторы под чужим флагом. Более того, в 1994 году руководство НМТП, используя несогласованность позиций чиновников различных министерств, подписало договор о передаче в аренду причальных сооружений Новороссийского порта на крайне выгодных для себя и невыгодных для государства условиях сроком на 10 лет. Четыре года, вплоть до 1998 года, НМТП эксплуатировал госсобственность по таким арендным ставкам, которые даже не покрывали расходы государства на ее содержание. Последний скандал был связан с заведением уголовного дела на гендиректора этого предприятия Владимира Ковбасюка. Он был уволен, после того как ему было предъявлено обвинение в уклонении от уплаты НДС на сумму около 36 миллионов рублей. В настоящий момент 20% акций НМТП принадлежат государству, 33% Уралсибу, около 34% главе совета директоров НМТП Александру Пономаренко. Кстати, в прошлом году государство планировало продать свои ценные бумаги, однако впоследствии передумало.
Почему же РЖД именно сейчас решило заняться непрофильным для себя бизнесом? Как говорит Якунин, такой контроль давал бы РЖД правильное формирование тарифов на контейнерные перевозки. Однако существует и оборотная сторона медали. По словам заместителя главы Минфина РФ Сергея Шаталова, в России сейчас готовится создание нового вида особых экономических зон портовых ОЭЗ. Порты, получившие такой статус, смогут без импортных пошлин и НДС ввозить сюда стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме того, топливо и ГСМ будут ввозиться без уплаты акциза. В настоящее время проект закона об ОЭЗ уже согласован с Минтрансом, Минрегразвития и ФТС России и внесен на рассмотрение в Госдуму. Усть-Луга и Новороссийск должны попасть в ОЭЗ.
Считается, что в Усть-Луге организация Якунина получит около 10% акций, а в Новороссийске хочет завладеть контрольным пакетом. Заметим, что если в первом порту у РЖД проблем с приобретением ценных бумаг не будет, так как там создается СП, то во втором Уралсиб вряд ли захочет расстаться со своими акциями. Может быть, ведомство Грефа в прошлом году отложило приватизацию госпакета, с тем чтобы потом передать его железнодорожникам? Ведь если РЖД сейчас получит контроль хотя бы над частью этих портов, то она сможет быть монополией по льготному растормаживанию и перевозке грузов. А это миллиардные дивиденды.
Век уже писал о том, что законопроект об ОЭЗ сырой и вызывает массу критики даже со стороны тех портов, для которых он создавался. Однако кто-то в правительстве усилено лоббирует его принятие. Остается только догадываться, кому это может быть так выгодно.