Ланской - один из основателей возникшего около 1945 года направления, которое критики называли лирической абстракцией, абстрактным экспрессионизмом или action painting. Целью этого направления был разрыв с геометризацией европейского конструктивизма, господствовавшего в абстракционизме 1920-30-х, и поиск непосредственного выражения во внутреннем Я художника. Он - творец цвето-света. Свет является первым, органическим элементом, вокруг которого организуется все: рисунок, композиция, ритм. Это свет мистический, свет, освещающий витражи соборов христианской Европы. Андрей Ланской был глубоко верующим человеком, что оказывало огромное влияние на его творчество (серия гуашей для Книги Бытия (начало 1960-х), Теология и урбанизм (1964)). Палитра Ланского выделяется своей уникальной цветовой гаммой не только среди его русских современников, но также и всего фигуративного искусства 1920-х годов. Эта гамма - несомненное отражение русского восприятия мира, который характерен для живописи Андрея Ланского, тот неповторимый славянский элемент, отличающий его от других художников Парижской школы.
Картины Ланского привлекают внимание критиков и коллекционеров, появляются на крупных выставках ("Осенний Салон" (1924), экспозиция в галерее "Бинг" (1925). В конце 1920-х годов цветовая гамма его произведений становится более светлой, фактура - более легкой. Мир довоенных картин художника - мир умиротворенный, даже идиллический. Особенно ярко это проявляется в портретах и групповых сценах (Кафе (около 1927-1928), Композиция (около 1928), Портрет графини Ланской (около 1930). Его не интересует та или иная социальная или даже психологическая характеристика. Взгляды персонажей не задерживаются на реальности, пронзают ее, в них отражается существующее по ту сторону видимого мира. Таким образом Ланской создает атмосферу сакральности в дальнейших сюжетах из повседневной жизни.
Художник постоянно расширял поле своей творческой деятельности. Он создал целый ряд разноцветных ковров, в частности, ковер для теплохода Франция (1958), иллюстрировал книги (Кортеж Пьера Лекюира (1959), совершенствовал технику коллажа, работал над мозаиками (Факультет Наук в Рене (1974). В конце 1960-х Ланской приступил к реализации своего давнего замысла - созданию иллюстраций к гоголевским Запискам сумасшедшего, однако смерть помешала ему закончить эту работу.
Изучение творчества и жизни Андрея Ланского только начинается. Он не оставил после себя семьи, которая заботилась бы о его художественном наследии. Но его работы сохранились, и нынешняя выставка поможет знакомству с художником, чей славянский гений стоит особняком в ансамбле французского и всего европейского искусства. В дальнейшем в его творчестве все чаще встречаются взрывы цвета, брызги, вихри. Но даже в этой вселенной, существующей в мириадах многоцветных граней, даже в произведениях, безусловно, абстрактных, можно различить элементы фигуративности.