На днях цены на бензин и дизельное топливо стали предметом обсуждения в правительстве Иркутской области. Ситуация тревожная: всего за неделю на местных заправках топливо подорожало сразу на несколько рублей. Самый ходовой 92-й бензин вырос на два рубля. 95-й и 98-й вообще на три. Зимнее дизельное топливо по стоимости перевалило за 50 рублей. «Дефицита моторного топлива в регионе нет. Везде есть, как минимум, десятидневный запас с тем, чтобы можно было без перебоев снабжать автомобилистов. Что касается повышения цен, то на всех заправочных станциях оно разное. С теми компаниями, которые в пределах общероссийского среднего повышения, мы в обычном контрольном режиме. Но есть несколько структур, очень сильно поднявших цены. По этому поводу мы обратились в Федеральную антимонопольную службу», - подчеркнул губернатор Иркутской области Сергей Левченко.
В таких условиях область снова ищет средства на компенсацию закупок моторного топлива для местных сельхозпроизводителей. Скачки цен всегда совпадают то с посевной, то с уборочной кампанией. По мнению регионального правительства, для стабилизации ситуации на розничном рынке необходимо принятие мер, влияющих на формирование оптовой цены. Соответствующие предложения были направлены в федеральные органы власти. «Если кто-то надеется, что государство будет все время давать деньги на то, чтобы увеличивались цены, и чтобы они получали дополнительную прибыль - этого не будет», - заявил глава региона. Но пока происходит именно так. Сельхозпроизводители заявляют, что у них три главных недруга: банки, которые не дают кредиты либо дают под грабительские проценты, и энергетики с нефтяниками, которые все повышают и повышают стоимость энергоносителей. В результате селу никак не удается заработать с запасом: большая часть прибыли тут же перекочевывает в чужие карманы.
В ожидании очередного повышения цен на моторное топливо – Красноярский край. По данным статистики, с начала года моторное топливо в регионе подорожало уже на 15%. Очередной ожидаемый «сюрприз» предсказывают в ближайшие недели. Перевозчики краевого центра начали протестовать заранее. Красноярские водители маршрутных автобусов устраивают мини-забастовки: в определенное время суток они на пять минут прекращают движение. Пассажиры, в целом, не против: многие сами водят автомобили и знают, насколько обременительным для семейного бюджета становится его содержание. Власти каждый год успокаивают население тем, что у региона в собственности есть сеть АЗС «Красноярскнефтепродукт» - крупнейшая в крае. И это, мол, мощный рычаг воздействия на ценовую политику. Однако реальность такова, что в последние годы КНП свою долю на рынке сокращает под давлением крупных конкурентов. И никакого особого влияния на цены не оказывает, поскольку бензин закупает по тем же оптовым ценам, что и все. Более того, уже давно ценник на заправках КНП выше на полтора рубля, чем, например, у одной из федеральных сетей АЗС.
В Управлении ФАС по Забайкальскому краю «Веку» сообщили, что приступили к проверкам по обращениям из районов по поводу поведения владельцев АЗС. Жалобы поступают и от муниципальных властей, и от населения. Есть подозрение на ценовой сговор. То же самое и в Хакасии. Как показал мониторинг, проведенный антимонопольной службой, и там на днях скакнула цена на все основные марки топлива.
Например, в Саяногорске за литр 95-го просят 43,5 рубля, 92-ой стоит 41,2 рубля, дизельное топливо – 46,5 рубля. Максимальный рост топлива на некоторых заправках Хакасии составил до 60 копеек, теперь обоснованность этих цен проверят контролирующие органы. «Основные причины роста цен на топливо - рост налогов и мировых цен, динамика курса рубля. ФАС предупредила крупные нефтяные компании о недопустимости вывоза топлива на внешние рынки с сокращением поставок на внутренний рынок и спекулятивных высказываний, создающих предпосылки для ажиотажного спроса. По нашей информации, объемы производства моторного топлива сейчас превышают показатели прошлого года. Запасы топлива на НПЗ и нефтебазах находятся на уровне прошлого года. Это создает гарантии обеспеченности страны ресурсами в достаточных объемах», - заявлял ранее глава ФАС Игорь Артемьев*.
Хотя надежды на то, что ситуация изменится, мало, поскольку, несмотря на то, что УФАС проверяет, выносит предписания и налагает штрафы всему нефтяному сегменту, бензин ежегодно дорожает. К самым дорогим в СФО регионам по моторному топливу относится Забайкалье: по данным Росстата, по состоянию на август литр Аи-92 здесь стоил 43,6 рубля. В Туве на этот же момент бензин стоил почти 42 рубля. Самый дешевый – по 40 с половиной, был в Хакасии. Парадокс в том, что Восточная Сибирь за последнее десятилетие превратилась в лидирующую по темпам освоения запасов углеводородного сырья российскую территорию. В 2017 году объем добычи нефти в Сибирском федеральном округе составил 52,5 млн. тонн, из которых более 18 млн. добывается в Иркутской области и 23,5 млн. – в Красноярском крае. Но на розничном рынке это не сказывается никак. Что в целом отражает и общероссийскую тенденцию. Падает добыча нефти или растет, $100 стоит баррель на мировом рынке или $8 - для отечественного автомобилиста бензин в итоге только дорожает. «Потому что тут обычные рыночные механизмы не действуют. У нас нет рынка, у нас нефтяная олигополия, - заявил «Веку» депутат Законодательного собрания Красноярского края Владислав Зырянов. – Крупные компании все контролируют на свое усмотрение. И не надо питать иллюзий - при таком положении дел динамика цен будет идти только по нарастающей».