«Базэл» и «Новапорт Холдинг» поспорят за «открытое небо»

«Базовый элемент», контролирующий красноярский аэропорт «Емельяново», предлагает создать здесь особую экономическую зону и ввести режим «открытого неба». Чуть ранее компания «Новапорт Холдинг» предложила открыть небо в аэропорту Улан-Удэ.

В ближайшее время между двумя крупными бизнес-структурами развернется острая конкурентная борьба за создание льготных условий для иностранных перевозчиков в своих аэропортах: из двух соседних аэропортов небо будет открыто только в одном.

«Базовый элемент» купил красноярский аэропорт в 2015 году. Сейчас у него 51% акций, остальное находится в собственности Красноярского края. Региону «Базэл» был интересен как крупный инвестор, имеющий к тому же давние связи с Красноярским краем. Предпринимателю Олегу Дерипаске здесь принадлежат также такие крупные активы, как два алюминиевых завода – Красноярский и Богучанский, Красноярская ГЭС и Ачинский глиноземный комбинат. «Базэл» взял на себя обязательства вложиться в модернизацию аэропорта. Сейчас в «Емельяново» он достраивает новый аэровокзальный комплекс. Терминал площадью почти 60 тыс. кв. м будет сдан в декабре. Планируется, что его пропускная способность составит не менее 2,5 млн. пассажиров в год. Общая стоимость терминала уже превысила 6 млрд. рублей.

На этом «Базовый элемент» решил не останавливаться и вышел на Минтранс РФ с предложением согласовать создание в аэропорту ОЭЗ и ввести режим «открытого неба». Главная цель возможных статусных изменений – снятие ограничений для иностранных авиакомпаний, а в перспективе – создание в «Емельяново» крупного грузопассажирского авиаузла.

Реклама на веке

Детальное обсуждение проекта может начаться в следующем году. «Мы готовимся участвовать в этих переговорах в отношении аэропорта Красноярска. Мы хотели предложить Министерству транспорта поддержать наше предложение по «открытому небу» для грузовых перевозок. Если в целом говорить про проект, то мы для себя видим развитие Красноярска как грузопассажирского аэропорта, грузопассажирского узла. В рамках этой программы мы бы хотели предложить сформировать особую экономическую зону», - заявил управляющий директор авиационной дирекции «Базэла» Алексей Васильченко.

Напомним, что режим «открытого неба» действует только в трех российских аэропортах – в Сочи, Калининграде и Владивостоке. Но «Емельяново» хронологически стало не четвертым претендентом в этом списке, а пятым. Дело в том, что в конце августа Минтранс заявил о возможности введения «открытого неба» в улан-удэнском аэропорту «Байкал». В начале сентября группа компаний «Метрополь» объявила о продаже ООО «Аэропорт Байкал», которым владела с 2011 года, компании «Новапорт Холдинг». Свое решение бывший владелец аэропорта объясняет желанием сконцентрироваться на строительстве, горнодобывающей отрасти и туризме, которые также находятся в сфере его интересов. «Новапорт» мотивирует свой интерес к новому активу тем, что «Байкал» имеет удобное расположение для развития бизнеса.

Режим «открытого неба» для любого аэропорта – заветная мечта. Он предусматривает выполнение полетов любым иностранным перевозчиком почти без ограничений, вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией. При этом иностранные авиакомпании смогут не только без ограничений выполнять международные, но и совершать транзитные перелеты между третьими странами. Кроме того, перевозчики могут брать в «открытом» аэропорту новых пассажиров. То есть, лучшего способа привлечь новых перевозчиков и увеличить пассажиропоток не придумать.

Однако, как показала практика, получить данный статус российским аэропортам не так-то просто. Два года назад на «открытом небе» настаивал аэропорт Пулково. Но ему отказали. Минтранс заявил, что этот шаг перераспределит пассажиропоток с отечественных компаний на зарубежные. Кроме того, против большей открытости аэропорта для иностранных граждан выступили силовые структуры. Еще раньше – в 2011 году в «открытом небе» отказали Хабаровску. Рядом уже был Владивосток с таким режимом. Минтрас дал понять хабаровским властям, что Владивостоку «открытое небо» дали, чтобы конкурировать с хабами Южной Кореи и Японии. И два таких аэропорта на один Дальний Восток – это уже перебор.

Красноярск и Улан-Удэ также расположены достаточно близко. И пойдет ли правительство РФ на присвоение открытого режима им обоим – большой вопрос. Доводы в свою пользу есть и у «Емельяново», и у «Байкала». У Бурятии - это необходимость привлечения иностранных туристов на озеро Байкал и прочие уникальные красоты республики. У «Емельяново» - Универсиада, которая состоится в Красноярске зимой 2019 года. Специально к ней будет запущен аэроэкспресс. С точки зрения туризма Красноярскому края также есть, что показать зарубежным гостям (заповедник Столбы, природный парк Ергаки, или город-памятник деревянного зодчества Енисейск). Наконец, Красноярск находится на пересечении транссибирского и кросс-полярного авиационного маршрутов. В заключение добавим, что Красноярск пытался поднять вопрос по открытому режиму для себя еще в 2014 году в ходе ежегодного Красноярского экономического форума. Министр транспорта РФ Максим Соколов назвал тогда предложение «интересным», но дальше этого дело не пошло.

Реклама на веке
Выборы в бундестаг: неубедительная победа Меркель Меркушкин открыл счет. СМИ назвали «группу риска» губернаторов