Согласно представленным материалам, наиболее «богатыми и самодостаточными» столицами (где 50% и более своих расходов были обеспечены безвозмездными поступлениями) признаны три дальневосточных города - Благовещенск, Хабаровск и Южно-Сахалинск. В эту категорию эксперты также включили Архангельск, Калининград, Краснодар, Мурманск и Пензу.
Как отмечают аналитики, города, отнесенные к этой категории, способны решать не только оперативные проблемы, но и ставить перед собой стратегические задачи. Еще одной характерной для них чертой является наличие «подушки безопасности» на случай кризисов.
В перечень «богатых и несамостоятельных» эксперты включили Якутск, Анадырь, Горно-Алтайск, Биробиджан, Магадан, Челябинск и другие. Представители этой группы присутствуют и в Европейской части России - Калуга, Белгород, Великий Новгород, Вологда, Киров и т.д.
Согласно данным исследования, 85% «бедных и зависимых городов» располагаются в европейской части России. К ним были отнесены Владикавказ, Курган, Брянск, Липецк, Орел, Ижевск, Владимир, Волгоград и другие.
К «бедным и самостоятельным» эксперты отнесли Владивосток, Барнаул, Омск, Улан-Удэ, Читу, Астрахань, Воронеж, Иваново, Псков и др.
Комментируя результаты исследования, гендиректор КБ «Стрелка» Денис Леонтьев отметил, что финансовую стабильность региональных центров определяет соотношение трех основных источников наполнения бюджета — безвозмездных поступлений (обычно их 49% от всех доходов), НДФЛ (20–25%), доходов от аренды и продажи городского имущества и земли (9%). Ситуация складывается таким образом, продолжил он, что горожане формируют четверть бюджета города и жители вправе понимать эффективность трат этих средств.
В 2017 году российские регионы заработают 750 млрд. рублей сверх заложенных доходов, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. За 11 месяцев 2017 года профицит бюджета был у 56 регионов против 49 – в 2016 году.
Самыми закредитованными российскими регионами, по данным Минфина, по итогам прошлого года стали две республики — Мордовия и Хакасия.
Тема межбюджетных трансфертов обсуждалась ранее на этой неделе на заседании Совета законодателей, который прошел в Госдуме. Правительство уверяет, что у регионов с деньгами все будет хорошо.
Как отмечал вице-премьер Дмитрий Козак, работа по модернизации межбюджетных отношений стартовала еще два года назад. Впрочем, не секрет, что положение регионов год от года становилось все хуже. По данным Счетной палаты, несбалансированность региональных бюджетов обусловлена решениями, принимаемыми на федеральном уровне. Регионы в первую очередь обеспечивают расходные обязательства по оплате труда, которые в общем объеме расходов в целом по стране составили 64,6%. Денег на эти цели не хватало. В итоге регионы стали занимать средства у коммерческих банков, все больше погружаясь в долговую пучину.
На ноябрь этого года долги субъектов РФ составляли более 2 трлн. рублей. Это превышает треть их собственных доходов. Из них федеральному бюджету регионы должны более 1 трлн. рублей.
В ноябре правительство в целом поддержало идею оценки эффективности налоговых льгот регионов при распределении дотаций. Так, Минфин предлагал снижать объемы выделяемых средств на выравнивание бюджетной обеспеченности. На эти цели запланировано выделение около 2 трлн. рублей на ближайшие три года – более 40% трансферта из федерального бюджета. Половину всех дотаций разделят 13 регионов, больше всего придется на Дагестан.
Напомним, два года назад РБК составил собственный рейтинг городов России по уровню благосостояния. Как отмечалось, тяжелее всех приходилось городским жителям Крыма. Следом шли Ивановская и Смоленская области, где промышленность сократилась за 25 лет соответственно на 75% и 47%.
Лучше всех жилось жителям Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, где соотношение среднемесячной зарплаты к среднему прожиточному минимуму находилось на уровне 5,76 и 5,65 соответственно. Санкт-Петербург и Москва заняли седьмую и восьмую строчки с показателями 4,65 и 4,57 соответственно.