Проект закона, который был одобрен в январе этого года на заседании правительства, разрабатывался несколько лет и пережил несколько редакций. Стоит отметить, что первые попытки урегулировать законодательство в этой сфере были предприняты почти 15 лет назад.
Россия запаздывает с регулированием производства органической продукции. Сегодня органическое сельское хозяйство - мировой тренд. Лидеры по производству экологической продукции – страны Западной Европы и Северная Америка.
В пояснительной записке к законопроекту приводятся данные Международной федерации экологического земледелия. Так, в 2015 году в мире суммарно под органическое сельское хозяйство было задействовано 43 млн. га земель сельскохозяйственного назначения. В нашей же стране имеется 28 млн. га неиспользованных.
Впрочем, существует достаточно факторов, которые свидетельствуют о том, что Россия сможет достаточно быстро занять место на этом рынке. Во-первых, эти земли могут быть введены в оборот в любой момент. Кроме того, в России уже сегодня действуют более 70 некоммерческих организаций, объединяющих более 10 тыс. сельхозпроизводителей и 20% фермеров (около 30 тыс.), которые позиционируют себя именно как производители органической продукции.
Но поскольку технологии, которые используются при производстве экологической продукции, отличаются от традиционных, они нуждаются в законодательном регулировании.
«Этот закон крайне важен для сельского хозяйства», - заявил, представляя законопроект на заседании комитета Госдумы по охране здоровья, депутат Николай Герасименко.
Как ранее отмечал советник министра сельского хозяйства, один из авторов и инициаторов законопроекта Сергей Сорокоумов, никто не знает, чем «фермерский продукт» отличается от «крестьянского». В случае принятия закона потребитель будет знать, что органический продукт - это продукт, который произвели без химии, пестицидов, ядохимикатов, гормонов роста и так далее. Закон определит принципы органического производства.
Проект документа регулирует отношения только в части производимой продукции растительного, животного и микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемой человеком в пищу, используемой в качестве корма для животных, посадочного и посевного материала. Оговаривается, что на продукцию, которая не является производимой (например, продукция охоты и рыболовства, полученная в результате сбора и/или переработки дикорастущих растений), законопроект свое действие не распространяет.
Законопроект предусматривает, что производители экологически чистых продуктов будут добровольно подтверждать соответствие органической продукции.
Кроме того, документ предполагает создание специального Реестра производителей. Этот орган, как сказано в законопроекте, будет действовать «в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции».
Эксперты согласны с тем, что спрос на органику, безусловно, есть и он растет несмотря на то, что такие товары стоят дороже. Но, как пояснил «Веку» член комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктор Карамышев («Единая Россия»), законопроект «О производстве органической продукции» в его нынешнем виде вызывает много вопросов.
Депутат обращает внимание на то, что слова «органика» и «органическая продукция» никак не защищены. Как и раньше, любой производитель может написать на своем товаре, что он органический, вводя таким образом потребителя в заблуждение. Фермер, занимающийся, действительно, органическим производством, по закону будет получать право на использование специального значка после подтверждения соответствия своей продукции. Но разве покупатель будет разбираться, что искать на упаковке – значок или огромную надпись?
«Если на ней будет написано аршинными буквами «органика», он воспримет эту продукцию как экологически чистую, хотя она таковой может и не быть. И никакой ответственности за это производитель не понесет. К слову, в Европе за фальсифицирование органической продукции компании грозит штраф в размере годового оборота», - обращает внимание Карамышев.
Кроме того, остается достаточно не ясной формулировка «ограничение применения агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов». По мнению Карамышева, либо здесь надо указывать, что речь идет о веществах несинтетического производства, либо отсылать к действующему ГОСТу о производстве, хранении и транспортировке органической продукции, который запрещает применение любой «химии», но допускает использование веществ животного или растительного происхождения.
«Ну, и, наконец, нет уверенности в необходимости создания дополнительного государственного реестра, поскольку это может привести к дополнительным коррупционным схемам. Было бы достаточно специальных аккредитованных агентств, которые будут заниматься сертификацией, как это происходит в странах Евросоюза», - считает Карамышев.