На максимуме
Цены на бензин хотя и медленно, но верно продолжают расти, и уже к лету могут повыситься в рознице на 5 рублей за литр. Независимые трейдеры, торгующие нефтепродуктами в России из «Совета по товарным рынкам» (СПТР), предупредили ФАС, что крупные нефтяные компании намеренно ограничивают предложение топлива на рынке, создавая дефицит и провоцируя рост цен по всей цепочке: от оптовиков и АЗС до конечных потребителей - промышленных компаний, сельхозпроизводителей и обычных автолюбителей.
В качестве примера эксперты привели данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, где 28 марта оптовые цены достигли исторического максимума за весь период биржевых торгов с 2012 года. К примеру, последняя сделка в тот день с бензином «Регуляр-92» производства Самарской группы НПЗ была заключена по беспрецедентной для этого товара цене – 44056 рублей за тонну. Биржевой индекс Московского региона для этого же вида топлива составил 45390 рублей, а для «Премиум-95» - 47216 рублей за тонну, немного не дотянув до прошлых рекордов. В целом с начала марта стоимость бензина Аи-92 выросла на 7,84%, а с начала года - на 8,84%. Аи-95 подорожал на 9,53% и на 11,96% соответственно, сообщает РБК.
Председатель правления СПТР и совладелец компании «Солид-товарные рынки» Илья Мороз считает, что основная причина такого резкого роста цен на бирже - увеличение стоимости поставки топлива на экспорт за вычетом транспортных расходов и налогов по сравнению с ценами внутреннего рынка. По его словам, экспортный паритет растет, в том числе из-за повышения мировых цен на нефть, и нефтяники предпочитают вывозить товар, сокращая поставки на биржу.
Кроме того, нефтяные компании создают запасы бензина к 1 апреля, когда НПЗ остановятся на ремонт. В результате создаваемого дефицита независимые сети заправок в некоторых регионах (и даже в обеих столицах) торгуют себе в убыток или с критической доходностью. И если тенденция продолжится, независимые сети заправок просто остановят свою работу, предупреждает Мороз.
Одна из основных причин роста цен на топливо – дорожающая нефть при стабильном рубле, говорят эксперты. В последние месяцы «черное золото» прибавляет в цене, но нацвалюта стоит на месте, поэтому смена ценников так заметна. Кроме того, свои «пять копеек» вносит и повышение акцизов – первое уже состоялось в январе, второе намечено на 1 июля. За счет этого, к слову, финансируется строительство дорог, говорят участники рынка.
Цены «ручной» работы
В России акцизы в цене бензина достигают 70%, сообщил агентству «Ридус» вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. «Рост цен на бензин - рукотворное явление, намеренно созданное правительством, - уверен он. - И это вполне укладывается в парадигму наполнения бюджета за счет рядовых граждан наряду с возможным повышением НДФЛ до 15% и другими инициативами, но их администрирование обойдется дороже, чем потенциальная выгода. У нас инфляция падает, и правительство боится, что мы вообще впадем в дефляцию летом. А дефляция для экономики это так же плохо, как слишком высокие цены. И власти думают: если мы сейчас немножко прикрутим с бензином (а он же перекладывается на всю стоимость цепочки), то удержим инфляцию выше 2%, и все будет отлично».
Не секрет, что российский рынок переработанных углеводородов слишком сильно монополизирован, и сами нефтяники признают, что сдерживание отпускных цен НПЗ было политическим решением. «Мы в какой-то период пошли навстречу властям и не повышали цены на топливо, даже снижали их, потому что в стране были выборы. А сейчас надо чем-то это компенсировать», – высказал «Ведомостям» свое мнение источник в одной из компаний с госучастием. Он также подчеркнул, что нефтяные компании должны заботиться прежде всего об интересах акционеров, а не владельцев независимых сетей АЗС.
Как заявил «Веку» исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко, дело не в выборах, а в традиционном сезонном стечении обстоятельств: повышение спроса на моторное топливо (МТ) в связи с ростом активности автомобилистов, сельскохозяйственными работами, а также снижение предложения МТ вследствие остановки ряда НПЗ для проведения регламентных работ. «По условиям безопасности регламентные работы с оборудованием НПЗ можно проводить весной и осенью, - говорит эксперт. - Над рынком довлеет также экономическая привлекательность экспорта (премиальность – до 6000 руб./тонну в результате роста мировых цен на нефть) в сравнении с доходностью внутренних продаж, что снижает предложение и стимулирует внутренний спрос, приводящий к росту оптовых и мелкооптовых цен. Помимо этого с 1 января 2018 года на 50 коп./литр повышены акцизы на моторное топливо, что также должно проявиться в цене.
Россия является не покупателем, а производителем нефти и расплачивается с ее добытчиками рублем по внутренним ценам, - напоминает Сергиенко. - Поэтому мировая цена и внутренняя – это разные индексы, а доля цены нефти в цене литра бензина является стабильной и не превышает 7-8%. Вследствие даже изменения этой доли никакого существенного влияния на конечную цену топлива это не оказывает. От прогнозов воздержимся, поскольку ФАС следит за этим и может привлечь меня, представителя организации топливного рынка, к административной ответственности. Предупреждение за неосторожные ценовые прогнозы я уже от ФАС имею».
Почему растут бензиновые ценники?
«В 2017 году оптовые цены на бензин росли в два раза быстрее, чем розничные, а цены на дизельное топливо – в три раза, - сообщил «Веку» эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. - Если розничные цены за год поднялись в среднем на 5,5%-6,5%, то биржевая цена бензина выросла на 10%, а ДТ – на 17%. Боюсь, что дальнейшее подорожание МТ в розничных сетях стало почти неизбежным. Цена бензина марки Аи-92 на СПбМТСБ достигла уже 45,62 тыс. рублей за тонну. Это соответствует 33,99 рубля за литр. Если сопоставить с розничной ценой бензина на АЗС, которая в среднем составляла 37,9 рубля за литр Аи-92, то мы увидим, что разница сократилась до величины менее 4 рублей на литр. Как втиснуть в них расходы и прибыль розничных сетей – большой вопрос.
Если розничные цены находятся под пристальным вниманием ФАС, то к биржевым ценам сложно предъявить претензии: они формируются рыночными методами. И здесь все зависит от баланса спроса и предложения – при недостатке предложения цены растут, - продолжает эксперт. - Причин сокращения предложения несколько. Кроме дежурного объяснения о плановых ремонтах НПЗ и создания резерва важным фактором роста цен являются акцизы, которые уже составляют до 20% от розничной цены. Но если раньше в Налоговый кодекс закладывалось их постепенное снижение, что помогало с ними мириться в ожидании этого снижения, то теперь это не так. На 2018-2020 годы заложено уже не снижение, а постепенное повышение акцизов на моторное топливо с темпом около 4% в год».
Другой причиной является ценовая ситуация на рынке нефти, говорит Калачев. По его словам, стоимость сырья составляет более 40% в розничной цене бензина, а нефть за последний год существенно подорожала на мировых рынках, что при относительно стабильном курсе рубля привело к росту себестоимости производства моторного топлива. «Но розничный спрос на бензин вырос не так значительно, что до последнего времени заставляет конкурирующие сети АЗС сдерживать соответствующий рост розничных цен, - отмечает аналитик. - Ну, и, конечно, экспортный фактор. Около года назад в рамках «налогового маневра» произошло двукратное снижение экспортных пошлин на нефтепродукты. В результате этого производителям зачастую становится выгоднее продавать бензин на экспорт. Так называемый «экспортный паритет» для автомобильного бензина достиг 50 тыс. рублей за тонну, в то время как биржевая цена все еще держится ниже 45 тыс.
Таким образом, если не добиться снижения оптовых цен или если рубль не подорожает, снижая «экспортный паритет», розница должна будет поднять цены, пока разница с биржей не вырастет хотя бы до 8-10 рублей. Отсюда и прогнозы по предстоящему росту розничных цен на бензин в среднем на 5 рублей за литр. Рост цен на топливо можно было бы сдержать. Можно, например, понизить акцизы или компенсировать снижение экспортных пошлин «обратными» акцизами поставщикам топлива на внутренний рынок. Однако сложности формирования доходной части бюджета вряд ли позволят пойти на это. Но можно также пересмотреть параметры налогового маневра в сторону повышения экспортных пошлин на нефтепродукты», - заключает Калачев.
Попытки выхода
«Brent в рублях стоит выше 4000 - это верхняя граница диапазона, - пояснил «Веку» аналитик ФГ «Калита-Финанс», эксперт по финансовым рынкам Дмитрий Голубовский. - Нет ничего удивительного, что топливо в рублях тоже стоит у исторических максимумов, а кое-где уже перевалило за них. Почему? Потому что это - залог наполнения бюджета. Чем выше цена нефти в рублях, тем лучше бюджету. А поскольку это и есть залог роста российской экономики, получается, что чем выше цена топлива, тем лучше. Вы просто своего счастья не понимаете! Путин что после девальвации 2014 года говорил? Что девальвация - это хорошо. Потому что за бочку нефти теперь дают больше рублей, чем раньше. Так что возрадуйтесь! За ракеты платить надо? Надо!
А если серьезно, то это - просто одна из форм скрытого налогообложения. Инфляционный налог. У нас инфляция сейчас низкая, так почему бы не разогнать? Для корпораций это хорошо. Акции «ЛУКОЙЛа», например, тоже торгуются на исторических максимумах и, пожалуй, пойдут дальше вверх. И по префам «Башнефти» в этом году заплатят отличные дивиденды. Покупайте акции нефтяных компаний, если хотите заработать на том, на чем простой обыватель потеряет», - иронизирует эксперт.
На днях «АвтоВзгляд» сообщил, как правительство с помощью отдельного постановления собирается решить проблему нехватки бензина. В документе сказано, что до 1 января 2019 года с владельцев цистерн для опасных грузов не будут требовать свидетельства об испытаниях или проверках цистерны, и в ГИБДД уже распорядились выдать или продлить свидетельства о допуске транспортных средств. То есть бензовозы, по сути, смогут снабжать АЗС топливом как минимум до конца года. В случае действия прежнего регламента МВД, регулирующего выдачу этих свидетельств, эксперты справедливо опасались, что уже в апреле на российских заправках могут выстроиться гигантские очереди. А при том, что до сих пор не отлажена сама методика проверки цистерн, были опасения, что уже к концу июня может встать почти весь парк бензовозов. Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша сообщал, что в конце февраля 20% парка простаивали, так как не могли получить свидетельства по новым стандартам.