Регулятор добился увеличения доли реально функционирующих ломбардов в федеральном реестре. С начала минувшего года из базы данных была выведена четверть ранее зарегистрированных ломбардов, а их общее количество уменьшилось с 7,4 тыс. до 5,5 тыс. заведений. На этом фоне количество компаний, которые работают на практике, увеличилось и составило 4,08 тыс. вместо 3,89 тыс. год назад. Таким образом, доля действующих ломбардов достигла 73,7% от их общего количества.
Собеседники «КоммерсантЪ» в Банке России отмечают, право работы на рынке аннулируется для структур, уличенных в недобросовестной работе либо бездействии, а также для компаний, которые изменили профиль работы. Напомним, право регулирования работы ломбардов было делегировано Центробанку в 2014 году, но только в минувшем году Банку России удалось достичь ощутимого вывода с рынка фиктивных участников. Что касается объема займов, выданных ломбардами, то он по итогам января-сентября прошлого года достиг 34,8 млн рублей, что равняется аналогичному показателю за 2016 год.
Глава Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников эту тенденцию считает настораживающей, и напоминает о бурном росте потребительского кредитования банками и МФО. Договоров залога имущества в ломбардах россияне официально заключили на 2% меньше, чем год назад, что указывает на перевод части ломбардов на нелегальную или частично легальную работу. Из-за сложностей, введенных Центробанкам, многие компании пошли на формальное перепрофилирование, и многие теперь считаются комиссионками, хотя фактически по-прежнему оказывают ломбардные услуги.
Председатель Национального объединения ломбардов Алексей Лазутин подтверждает, в субъектах федерации уже работают фирмы, которые за 10 тыс. рублей предлагают перерегистрировать ломбард как комиссионный магазин. По документам сделка выглядит как сдача гражданином товара на комиссию с получением денег и правом обратного выкупа. За месяц или иной оговоренный срок товар якобы не находит нового владельца и выкупается прежним собственником, но с уплатой дополнительной суммы – якобы издержек магазина за размещение товара. Практически речь идет о стандартных комиссионных ломбарда.