Представители РСА и ВСС считают вполне обоснованной возможность возвращения обязательного проведения технического осмотра легковых автомобилей, начиная уже с 2026 года.
По словам авторов данной инициативы, уже давно назревшей необходимостью стало не только возвращение технического осмотра для легковых автомобилей, но и реформирование в ближайшее время всей системы ТО на территории нашей страны. Кроме того, с этим предложением согласны и в Ассоциации транспортных инженеров (АТИ), в которой напомнили о среднем 15-летнем возрасте легковых автомобилей, эксплуатируемых в России. При этом в достаточно преклонном автовозрасте - 10 лет находится более половины всего российского автопарка легковых автомобилей.
«Уже и Ассоциация транспортных инженеров подключилась (вы, к слову, слышали о такой?), - пишет в своем телеграм-канале главред журнала «За рулем» Максим Кадаков. - Теперь с определенной периодичностью мы будем слышать, что техосмотр надо вернуть – иначе беда нас постигнет неминучая».
Кстати, в АТИ, раскрыв секрет Полишинеля, напомнили о том, что особое внимание необходимо уделять системам, обеспечивающим активную и пассивную безопасность, а именно: тормозным системам, рулевому управлению, элементам подвески, а также удерживающим устройствам (ремни и подушки безопасности). Вот только важно понять, считает член Совфеда Валерий Васильев, насколько эффективно организован государственный контроль в данной сфере, в первую очередь, соблюдают ли операторы требования аккредитации и правила проведения техосмотра?
Отметим, что сейчас диагностику легкого коммерческого транспорта, грузовых автомобилей и автобусов, техосмотр которых никто не отменял, все чаще и чаще вполне легально проводят некие передвижные пункты, причем делается это, как водится, без проведения анализа того, требуются ли данной территории подобные «передвижки» при наличии стационарных центров ТО на местах. Более того, ни для кого не секрет, что в интернете любой желающий может найти объявления, предлагающие за энную сумму оформить диагностическую карту без прохождения ТО.
«Грузовики с отказывающими тормозами устраивают смертельные аварии, - продолжает Кадаков, - а ведь они обязаны проходить техосмотр – их никто не освобождал. Поэтому я призываю радетелей обязательного техосмотра: объясните всем – депутатам, чиновникам, ГАИ, Гостехнадзору, прочим инстанциям, родственникам погибших людей и самим себе – почему владельцы самосвалов покупают диагностические карты через интернет? И почему это всех устраивает?»
По существующим ныне нормативам и правилам дорожного движения вся ответственность за состояние автомобиля лежит на водителе, который обязан проверять, как себя «чувствует» его железный конь. Впрочем, здесь есть одно «но»: далеко не все детали машины можно проверить визуально или на слух, тем самым определяя будущие возможные поломки. Так что тут требуются специальные технические устройства, посредством которых можно подтвердить (или опровергнуть) четкость работы того или иного агрегата и его соответствие техстандарту. Но далеко не каждый водитель регулярно проверяет состояние своего автомобиля. Чаще всего, пока гром не грянет, он не сделает этого.
Например, в такой крупной автомобильной стране, как ФРГ, существует государственный технический осмотр, исполняемый либо профессиональными экспертными организациями на своих специализированных станциях, либо штатными аккредитованными госэкспертами. Стоит ли нам перенимать этот опыт — вопрос риторический, учитывая, что и у нас в не столь далекие времена был ТО, имевший, впрочем, определенную и всем известную специфику.
«Интересы страховых организаций следует признать в целом защищенными, - заявила доцент кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Наталья Василенко. - Станции техобслуживания в нашей стране несут гражданско-правовую ответственность, поэтому дополнение КОАП или Уголовного кодекса о новых видах ответственности СТО считаю излишним. Согласно заявлениям самих страховщиков, процент ДТП с участием неисправных автомобилей все же не столь значителен».
По словам Василенко, не следует возвращаться к практике, существовавшей до 2022 года, которая изобиловала коррупционными схемами.