Дмитрий Литвинцев: «Нам нужно покончить с засильем американского кинематографа»

Недавно член Комитета по культуре Госдумы Дмитрий Литвинцев выступил с нашумевшим законопроектом – предложил резко сократить показ американских фильмов в кинотеатрах, отдав предпочтение отечественному кино.

Однако, как сообщает интернет-портал «Российский туризм», оно неожиданно обернулось... негодованием самих кинематографистов! Пришедший в Госдуму на обсуждение законопроекта «О кинематографии РФ» знаменитый режиссер Станислав Говорухин, к примеру, назвал идею квотирования в кинотеатрах российских фильмов ни много ни мало «позором». Вторили ему и продюсеры – Александр Роднянский*, Сергей Сельянов, Федор Бондарчук.

Чем же вызвана такая реакция? Дмитрий Литвинцев, пишет издание, человек он от кино вовсе не далекий – три года назад закончил ВГИК. И вот, по его словам, именно забота о тех своих однокурсниках, которые когда-то хотели снимать картины, а ныне вынуждены подрабатывать таксистами, и подвигла его разработать концепцию возрождения киноотрасли. Главные предложения – запретить снимать иностранное кино в России и обязать кинотеатры формировать репертуар таким образом, чтобы доля российских картин составляла 80 процентов. Критики законопроекта сразу нашли весомые аргументы. В прошлом году на российские экраны вышло 350 картин, из них отечественных фильмов было всего 70, а окупилось из них только 12. По мнению Александра Роднянского, если законопроект будет принят, кинотеатры вынуждены будут поднять цены на билеты, а большинство из них и вовсе закроются из-за нерентабельности. Еще один знаменитый режиссер Владимир Бортко иронично призвал поставить рядом с кинотеатрами полки ОМОНа – «чтобы людей в кино (на российские картины) загонять».

Впрочем, здесь Владимир Владимирович явно принизил собственный талант и талант своих коллег. Когда в 2009-м Бортко снял «Тараса Бульбу», на картину зритель валом ломился: только за первый месяц показа фильм посмотрели свыше 3-х миллионов человек! Не были обделены зрительским интересом и прежние картины режиссера – например, «Идиот» по Достоевскому, показавший, что и телевизионный сериал может стать событием. Говорухин, автор «Десяти негритят» и «Ворошиловского стрелка», и вовсе обласкан всенародной славой.

Реклама на веке

Значит, могут российские режиссеры (сценаристы, композиторы, актеры) делать кино, которое будет интересно зрителю? Если речь идет о таких мэтрах, как Бортко и Говорухин, то конечно. Сложнее фильмы окупаются у другого противника закона – Федора Бонарчука. Его широкоразрекламированный фильм «Обитаемый остров» потерпел полное финансовое фиаско. Но если верить разговорам в киношной среде Федор компенсирует отсутствие дивидендов от кинорежиссуры как раз участием в кинопрокатном процессе.

Но вот здесь дело как раз и упирается в то, что продвинуться на большой экран молодому кинематографисту, пусть и закончившему ВГИК, крайне трудно. И квота, несомненно, могла бы помочь ему. Принес же пользу пресловутый «лимит на легионеров» в российском футболе! И как не сопротивлялись клубы (в нашем случае читай: кинотеатры, продюсеры, прокатчики), лимит действует до сих пор.

Может быть, поэтому наши мэтры и выступили против инициативы Дмитрия Литвинцева? Ведь их картины в любом случае найдут своего зрителя. Но вот о массовости российского кино в сегодняшних условиях конкуренции с Голливудом можно только мечтать.

Наверное, Литвинцев с цифрой этой самой квоты – 80 процентов – перегнул палку. Скорее всего, отмечают эксперты, более реальным представляется соотношение - 40 на 60. Те кинотеатры, которые не станут соблюдать квоту, предлагается штрафовать. Скажете, что такое нововведение нарушит либеральные законы рынка? Но ведь искусство, и кино в том числе, не должно работать только по законам рынка! И в большинстве стран это понимают.

Вряд ли нам стоит перенимать опыт Китая или Индии, где введено жесткое квотирование на показ иностранных фильмов. Но ведь и в благополучных странах Европы – Германии, Франции, Великобритании – государство давно приняло меры по продвижению на экран своей продукции.

Так, во Франции еще после Второй мировой войны начались отчисления с каждого проданного билета на развитие отечественного кино. Затем начались подобные отчисления и с телепоказов. Есть и другие законы. Например, вечером в уик-энд по национальным каналам вообще запрещена демонстрация кинофильмов. Понятно, что эта мера вынуждает киноманов ходить в кинотеатры. Можно, конечно, смотреть фильмы по кабельным каналам – но каждый такой показ опять же приносит денежку в копилку французского кино.

Вот и нам нужно что-то придумывать в подобном ключе. Возможно, на новом пути не обойтись без ошибок. Однако лучше сделать ошибку, чем не делать ничего.

Во времена СССР, когда существовал «железный занавес», лишь малая доля истинно талантливых (и, несомненно, «благонадежных») зарубежных картин попадали на наши экраны. Зато эта, пусть и искусственная мера дала огромный толчок развитию советского кино. Речь здесь не о прославленных классиках – Эйзенштейне, Пудовкине или Бондарчуке – на которых учился даже Голливуд. Разговор идет о картинах для широкого зрителя, которые могут и в наши дни считаться эталонными – «Бриллиантовой руке» Гайдая, «Белом солнце пустыни» Мотыля или «Осеннем марафоне» Данелии.

Так называемое «арт-хаусное» кино в России сегодня понемногу возрождается, фильмы Андрея Звягинцева и Алексея Попогребского получают заслуженные награды на международных фестивалях. Другая крайность отечественной киноиндустрии – телесериалы – тоже выходят из небытия и нынче полностью вытеснили с телеэкранов «Санта-Барбару» и «Просто Марию». Пусть «мыло» кому-то и не нравится – зато как раз оно и приносит постоянную работу все тем же выпускникам ВГИКа. А вот наиболее широкая прослойка – российское кино для большого экрана – пока находится в тени. И если государство собирается помочь ему выйти из тени – так зачем ему в этом мешать? Пусть даже в результате такой меры и пострадают несколько кинотеатров или прокатчиков – зритель-то точно выиграет! Поэтому в отличие от «генералов» российского кино – рядовые кинематографисты восприняли на ура инициативу молодого депутата Дмитрия Литвинцева. Эксперты считают, что если будет проведено социологическое исследование, две трети участников национального кинопроцесса поддержат парламентария.

*
Александр Роднянский внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Аномальный снегопад обрушится на Москву Спецстрой не выдержал имиджа «Оборонсервиса»