Напомним, с 30 мая 2010 года этот поезд был отменен решением ОАО «ФПК» в одностороннем порядке без согласования с областным правительством. Указанная руководством Федеральной пассажирской компании причина — убыточность направления (по данным за 2009 году убытки компании от содержания этого нерентабельного маршрута составили 62 млн. рублей).
Между тем, единственная автомобильная дорога между Архангельском и Онегой до сих пор не сдана в эксплуатацию, в связи с чем управление ГИБДД УВД по Архангельской области не даёт разрешения на организацию там регулярного автобусного сообщения. Доводы инспекции понятны: организация пассажирских рейсов на технологической дороге может привести к серьезным авариям.
В настоящее время наиболее опасные участки трассы не оборудованы ограждением, на некоторых затруднено движение автомобилей по своей полосе. Сдача автодороги в эксплуатацию запланирована на 2012 год. Между тем только на завершение строительства 12-километрового участка «19 ветка Хайнозерской дороги» требуется 317 млн. рублей. Общая стоимость выполнения всех работ для обеспечения требований безопасности дорожного движения по маршруту «Архангельск – Онега» при организации движения через Северодвинск – 1,2 млрд. рублей.
Кроме того, по данным ГУ «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», для поддержания безопасного и комфортного движения по маршруту потребуется ежегодно выделять из региональной казны 110 млн. рублей на содержание автотрассы. Исходя из возможностей областного бюджета, в настоящее время фактическое финансирование содержания автодороги составляет лишь 11 процентов от нормативной потребности. Учитывая все эти факты, единственным реальным вариантом пассажирского сообщения с Онегой в ближайшей перспективе остаётся железная дорога.
Впервые вопрос отмены движения прямых поездов на Онегу был поднят министром промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнестом Белокоровиным в ходе видеоконференции с помощником полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александром Полукеевым, которая состоялась 14 мая 2010 года. Помощник полпреда Президента дал ясно понять, что железнодорожные компании не имеют права отменять поезда без согласования с субъектом Федерации.
Тем не менее, «Федеральная пассажирская компания» не поменяла своего решения. В дальнейшем региональный минтранс направлял целую серию писем на все уровни федеральной власти – начиная с министра транспорта РФ Игоря Левитина и заканчивая Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. Основные аргументы федерального перевозчика: маршрут убыточен, при этом и без него существует возможность проезда поездами из Архангельска в Онегу, правда с пересадками.
Предлагаемая железнодорожниками альтернатива перевозок населения поездами пригородного сообщения создала дополнительные неудобства для жителей района. Людям приходится добираться до областного центра «на перекладных», общее время в пути составляет более 12 часов, время ожидания поезда при пересадке на станции Обозерская – до 7 часов. Крайне неудобно и время отправления: поезд «Онега – Грибаниха – Обозерская» отправляется в 3.15 ночи. Есть возможность добраться до Онеги с пересадкой на поезда дальнего следования, однако они ходят в строго определенные дни, что существенно сужает график поездок. Предложение железнодорожников восстановить нормальное сообщение с Онегой за счет средств регионального бюджета упирается сразу в две проблемы. Согласно постановлению федерального Правительства, субъекты РФ могут выделять средства только на поддержку маршрутов пригородного сообщения (протяженность до 200 км).
Поезд «Архангельск – Онега – Малошуйка» отнесен к категории поездов дальнего следования, (протяженность маршрута 264 км), соответственно расходы на его содержание областной бюджет брать на себя не может. Вторая проблема – хронический дефицит региональной казны. В 2010 году на компенсацию убытков перевозчика от содержания пригородных поездов было выделено 48 млн. рублей – эти деньги использованы на организацию движения 43 поездов. На содержание одного только онежского состава железнодорожники просят 62 миллиона рублей.
«Нормализация пассажирского сообщения с Онегой до 2012 года возможна только при понимании со стороны руководства «Федеральной пассажирской компании» социальной значимости беспересадочного железнодорожного маршрута. В Онежском районе живет более 37 тысяч человек. Все эти люди имеют право на комфортную, безопасную и непрерывную транспортную связь с областным центром», - заявили газете «Век» в пресс-службе Губернатора и Правительства Архангельской области.