Согласно тексту документа, ЕК собирается выработать общие правила выхода на газовый рынок Европы и уточнить ряд положений энергетического законодательства ЕС. В частности, планируется урегулировать тарифы, в том числе за счет усиления конкуренции, добиться которого планируется с помощью привлечения на рынок новых игроков.
ЕК считает необходимым привести все магистральные газопроводы на территории ЕС в соответствие с правилами Евросоюза. В ряде случаев будут сделаны исключения, но лишь при условии, что они не вредят конкуренции.
Данные поправки подразумевают, что нормы Третьего энергопакета будут действовать в отношении нового трубопроводного проекта «Газпрома» «Северный поток-2».
Документы на реализацию проекта «Северный поток-2», подразумевающего расширение «Северного потока» еще двумя нитками трубопровода, были подписаны в сентябре 2015 года на Восточном экономическом форуме, который проходил во Владивостоке. Пропускная способность газопровода после прокладки двух дополнительных ниток, которые также пройдут по дну Балтийского моря, возрастет на 55 млрд. кубометров. Ввести трубопровод в эксплуатацию планируется в конце 2019 года.
Активно возражали против реализации проекта страны Балтии, Польша и Украина. С критикой проекта выступил и Вашингтон. В мае госсекретарь США Джон Керри заявил, что этот газопровод окажет негативное влияние на Восточную Европу.
Заметим, что строительство «Северного потока-2» финансируют «Газпром» и еще пять европейских компаний. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн ранее неоднократно отмечали, что «энергоснабжение Европы - вопрос для самой Европы, а не для США», а также, что политические санкции не должны мешать экономическим интересам.
О том, что предложенные ЕК поправки к газовой директиве открывают возможность распространения норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2», накануне заявил замглавы Еврокомиссии Марош Шефчович. Он считает, что принятие поправок предоставит ЕК мандат на переговоры с РФ о статусе нового газопровода.
Кроме того, эксперты ЕК уточняли, что существующая на сегодняшний день инфраструктура по импорту газа, а также рост конкурентоспособности поставок СПГ делают реализацию такого масштабного проекта, как «Северный поток-2», бессмысленным. При этом, правда, Еврокомиссия исходит из того, что сохранится украинский маршрут транзита газа, от которого «Газпром» намерен отказаться в 2019 году. Таким образом, ЕК лоббирует не только интересы американских поставщиков сжиженного газа в Европу, но и пытается сохранить наполнение бюджета Украины за счет российского газа.
В «Газпроме» от комментариев по поводу инициатив Еврокомиссии отказались.
Стоит отметить, что ЕК не в первый раз пытается добиться мандата на переговоры с Россией о реализации «Северного потока-2», однако пока все предпринятые попытки терпели неудачу. В соответствии с действующим законодательством комиссия не вправе самостоятельно вести такие переговоры, поскольку сфера энергетики относится к области смешанной компетенции между ЕС и национальными государствами.
По причине отсутствия юридического обоснования распространения норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2» ЕК в сентябре заявляла о том, что попытается достичь с Россией компромисса.
Одним из возможных вариантов назывался следующий проект: оставить в собственности дочерней структуры «Газпрома» Nord Stream 2 AG инфраструктуру газопровода, но передать само операционное управление трубопроводом независимой компании.
Второй озвученный вариант предполагал сохранение за Nord Stream 2 AG контроля за инфраструктурой, но при условии создания независимого регулятора для наблюдения за работой компании.