По данным агентства Ifop/JDD, два француза из трех (66%) заявили о положительном отношении к «желтым жилетам». Имеется, однако, существенный географический разрыв. Почти три из четырех жителей сельских общин (72%) поддерживают или симпатизируют этому движению по сравнению с 59% жителей парижской агломерации. Дело в том, что повышение цен на автомобильное горючее болезненнее всего бьет по жителям сельской глубинки, где нет иного транспорта, кроме автомобильного.
Рейтинг президента Франции Эммануэля Макрона, по данным агентства Ifop/JDD, за последние дни снизился на 4 пункта, на 7% уменьшилась доля одобряющих политику премьер-министра Эдуара Филиппа. Большинство французов недвусмысленно выразило недоверие властям, но различные политические силы восприняли акции протеста по-разному.
Организации правого и ультраправого толка, например, полностью поддержали выступления «желтых жилетов». Выступая в программе Grand Jury на канале RTL-le Figaro-LCI, лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен выразила надежду на то, что правительство «услышит голос народа и примет решения, направленные на восстановление спокойствия». Глава правой партии «Республиканцы» Лоран Вокье присоединился к «желтым жилетам» в городе Пюи-ан-Веле, призвав Макрона «исправить свою ошибку, отменив повышение налогов».
Однако генеральный секретарь Всеобщей конфедерации труда Филипп Мартинес заявил: несмотря на то, что профсоюз понимает недовольство людей и разделяет его, он не станет участвовать в акциях «совместно с работодателями и ультраправыми». Лидер Французской демократической конфедерации труда Лоран Берже потребовал от правительства организовать встречу с представителями «профсоюзов, организаций работодателей и других ассоциаций для подготовки общественного соглашения о пересмотре подхода к экологии».
Лидер «Франции непокоренной» Жан-Люк Меланшон присоединился к демонстрации «желтых жилетов» в Париже, заявив, что это «значимое событие в общественно-политической жизни, которое «подтверждает теорию гражданской революции и наступления народной эры». Меланшон призвал французов «организоваться и взять в свои руки власть везде, где только возможно: в тех местах, где они живут, на тех улицах, по которым они ходят».
Французская компартия, которая в последнее время переживает серьезный кризис, все же выдвинула ряд предложений, чтобы повернуть народный протест в конструктивное русло. Один из депутатов от ФКП предлагает установить диалог с протестующими, а также «взять деньги там, где они есть, и направить их туда, где они нужны». Также предлагается ввести налог на авиационный керосин и заставить раскошелиться нефтяные компании, в частности, Total.
В целом, можно говорить о единстве практически всех политических сил, солидарных с массовыми протестами, которые поддерживает подавляющее большинство французов.
И, тем не менее, правительство и президент Макрон стоят на своем, реализуя стратегию введения новых налогов на выбросы углекислого газа, что просто опустошает кошельки французских семей. По данным французской Ассоциации потребителей CLCV, в текущем году затраты среднестатистической семьи на заправку автомобиля вырастут со 100 до 225 евро из-за повышения налогов и вызванного этим роста цен на бензин и дизельное топливо. Налоги составляют почти две трети цены автомобильного горючего. Критики правительства указывают на то, что нынешнее повышение налогов вызвано не столько экологическими требованиями, сколько банальным дефицитом бюджета.
Начиная с 2014 года в налогообложении возникла «углеродная» составляющая. Именно ее введение взвинтило цены на французских АЗС, которые в дальнейшем будут только повышаться. Помимо того, что будет расти налог на дизельное топливо, будет увеличиваться плата и за выброс углекислого газа (с 44,6 евро за тонну в 2018 году до 86,2 евро - в 2022 году). По данным экспертов Всеобщей конфедерации труда, из-за этого в 2022 году каждая семья будет тратить в среднем на 313 евро в год больше, чем в 2017 году. Углеродная пошлина на газ, мазут, нефть и уголь особенно сильно ударит по малообеспеченным семьям, которые уже сейчас крайне болезненно воспринимают повышение цен на топливо из-за того, что живут в старых домах, стоимость отопления которых непрерывно растет, или потому, что им далеко добираться до работы на своих автомобилях.
В своем выступлении на канале RTL премьер-министр Эдуар Филипп заявил, что правительство намерено с помощью налогов на выброс углерода «создать такую систему, в рамках которой мы постепенно перенесем на нефть, а, следовательно, на углерод и на загрязнение природы, часть налогового бремени, лежащего сейчас на сфере труда и производства».
Однако, по экспертным оценкам, из 37 млрд. евро, которые будут получены в следующем году за счет углеродного налога, только 7,2 млрд. будут направлены на комплексные экологические преобразования.
Крупнейшие торговые сети Франции в этой ситуации заняли сторону правительства, так как участвуют в руководстве почти половины французских АЗС, через которые проходит свыше 61% продаваемого моторного топлива.
Нефтяные компании, что называется, двумя руками голосуют за решение правительства. К примеру, Total получила в прошлом году прибыль в размере 8,6 млрд. евро. В текущем году прибыль компании почти удвоится, достигнув 14–15 млрд. евро. Причем, правительство еще и раздает бонусы гигантам французской нефтегазовой отрасли. Одна только Total получит около 70–80 млн. евро в качестве налогового вычета на проведение исследований и разработок, а также 40 млн. – в форме налогового кредита на повышение уровня конкурентоспособности и занятости. Эта корпорация также освобождена от уплаты налога на прибыль с части своих активов во Франции.
Происходящее не удивляет, ведь Эммануэль Макрон никогда не скрывал, что он будет президентом богатых французов. По сути, во Франции сегодня реализуется ремейк самого жесткого тэтчеризма.
На фоне нарастающих протестов все отчетливее становится дрейф симпатий значительной части граждан Франции с левого на правый край политического спектра. Кроме того, в рядах левых - разброд и шатание, особенно ярко проявившиеся в ФКП, где намечено произвести смену руководства.
Возможно, французский избиратель пойдет по бразильскому пути, то есть в недалеком будущем отдаст свои симпатии ярко выраженному «французскому Болсонару», который в своих взглядах переплюнет даже Дональда Трампа.