На территории субъекта чрезвычайное ведомство приступило к осуществлению пилотного проекта, направленного на совершенствование надзорных функций. Концепция предусматривает замещение традиционной схемы проверок риск-ориентированным подходом, который ранее был утвержден правительством для всех контролирующих и надзорных ведомств. Согласно механизму, наибольшей частоте проверок подвергаются предприятия и организации с максимальной степенью потенциальных рисков.
Структуры, деятельность которых, напротив, сопряжена с минимальными рисками по линии МЧС, либо вовсе освобождаются от проверок, либо принимают ревизоров не чаще, чем раз в плановый период, то есть несколько лет. На основании эксперимента в Тульской области МЧС планирует откорректировать план реформы в федеральном масштабе.
По словам министра Владимира Пучкова, чрезвычайники исходят из того, что бюрократическое давление на предпринимателей должно ослабнуть, а работа ведомства стать более открытой для общественности. Оптимальное взаимодействие между ревизорами и проверяемыми возможно при условии взаимопонимания, добавляет глава МЧС.
Сейчас на долю ведомства приходится значительное количество из 140 видов ревизий, которым могут подвергаться коммерческие структуры, ведущие как производственную, так и другую предпринимательскую деятельность. Инспекторов, как правило, интересует выполнение на том или ином объекте технических регламентов и государственных стандартов, причем представители разных ведомств могут проверять одно и то же, но использовать при этом разные требования. Как следствие, добросовестным предпринимателям крайне сложно удовлетворить всех проверяющих. Чаще всего противоречия возникают в сфере пожарной безопасности, поскольку часть инструкций действует со времен СССР.
Пучков отмечает, в рамках эксперимента от инспекторов требуют не выявить как можно большее количество нарушений, а добиться реального сокращения количества пожаров и убытков от них. Количество ревизий уже уменьшено на 30%, при этом в первую очередь отказываются от проверок малых и средних предприятий. В случае обнаружения недостатков представителей предприятий не штрафуют, а предписывают им в кратчайшие сроки ликвидировать недоработки. Штрафы начисляются только в случае невыполнения предупреждений.