В сельскохозяйственном ведомстве подготовили проект изменений, который позволит винодельческим предприятиям Крыма и Севастополя претендовать на значительные государственные субвенции. Программу развития виноградников на полуострове в ведомстве Александра Ткачева намерены приравнять по значимости к другим важнейшим сельскохозяйственным федеральным программам. Бюджетные средства предлагается вкладывать в создание новых виноградников, а также их развитие и обслуживание.
Рассчитывать на получение субсидий смогут крымские винодельческие предприятия, которые имеют собственные земельные угодья под виноградники либо действующие виноградники, уточняют в Минсельхозе. В ведомстве подсчитали, в начале нынешнего года почти половина крымских виноградников не использовалась по назначению – при суммарной площади 30 тыс. га активная деятельность велась на 16,8 тыс. га, а урожай приносит еще меньше – 14 тыс. га виноградников. Сравнительно благополучная ситуация наблюдается только в Севастополе, где простаивает около 0,4 тыс. га виноградников из 5,5 тыс. га, а плодоносит – 4,3 тыс. га. При этом с 1990 года площади действующих виноградников на полуострове сократились в 4 раза.
Еще в 2014 году глава правительства Дмитрия Медведев отдал распоряжение об увеличении площади крымских виноградников до 140 тыс. га. Данный показатель должен быть достигнут до конца 2020 года. При этом, согласно федеральной программе развития виноделия, в ближайшие пять лет в развитие отрасли во всех регионах планируется вложить около 46 млрд рублей. Данные меры позволят в десятилетней перспективе довести долю российского винограда на отечественном рынке до 84% вместо 44%, зафиксированных в прошлом году.
Между тем, эксперты допускают, что произведенное в больших объемах отечественное вино окажется невостребованным на рынке. По данным руководителя центра исследований рынков алкоголя ЦИФРРА Вадима Дробиза, сейчас 70% продаж вина в бутылках приходится на отечественную продукцию, впрочем, порядка половины из него производится из привозного винограда. Однако официальные продажи вина резко сокращаются – если в 2012 году среднестатистический россиянин ежегодно выпивал 4,4 литра продукта, то в 2015 году – всего 3,7 литра. Поэтому параллельно с развитием виноградников нужно прилагать усилия к популяризации вина, считает Дробиз.