Москва, goodbye! За кулисами «армянского майдана»

Не Пашиняном единым. Каждая «цветная революция» - это сложный проект ценой в десятки миллионов долларов и годы усилий, на успех которого работают тысячи людей. Слагаемые ее успеха - это организация с четкой иерархией и жесткой дисциплиной, централизованное финансирование, своя тайная армия, а также поддержка со стороны США и ЕС.

Первый ингредиент - это организация

Люди, которых нам показывают по ТВ, - это предводители вроде Никола Пашиняна, Арарата Мирзояна и массовка. Предводители в реальности мало на что влияют - это ведущие митинга и «говорящие головы» для СМИ.

«Руководят всем те, кто пишет сценарии, а эти «писатели» находятся не в Армении, Пашинян же действует по их наставлениям и его можно считать лишь предводителем на улице», - характеризует ситуацию армянский военный эксперт Айк Наапетян.

Реклама на веке

Что до массовки, то она вообще ничего не решает, кроме как создает эффект присутствия. Попробуйте организовать группу хотя бы из 50 человек и организованно провести ее из точки А до точки Б хотя бы километра три. И вы воочию убедитесь, что без организации люди превращаются в хаотичную массу, которая будет расползаться в разные стороны и натыкаться друг на друга.

На подготовку предводителей в виде «говорящих голов» и дружественных журналистов требуются годы и не одна сотня тысяч долларов. По открытым источникам, Фонд Джорджа Сороса и американское USAID за последние 5 лет раздали 60 грантовым организациям около $7 млн.

Наглядный пример - листовки с инструкциями для митингующих, как вести себя во время акции протеста, распространяли все грантовые деятели: гражданка Канады и руководитель грантовой организации «Женский ресурсный центр» Лара Агаронян, гражданка США и руководитель ОО «Центр поддержки женщин» Маро Матосян и другие.

Например, Арарат Мирзоян, выступающий в качестве «говорящей головы» протестных митингов, которого в конце апреля полиция задержала вместе с главным «микрофоном революции» Николом Пашиняном. Смотрим официальную биографию на сайте Национального собрания Армении: до избрания в Национальное собрание - сотрудник грантовой организации Нидерландский институт многопартийной демократии (NIMD). А до этого с 2013 года по 2015 год числился сотрудником Фонда «Инициативы развития Армении» (IDеА), который учредил Рубен Варданян. Как характеризуют его на сайте, «социальный инвестор и предприниматель, родившийся в Армении, достигший успеха в России и реализующий международные проекты».

Депутат фракции «Елк» («Исход») в парламенте Лена Назарян - координатор программ по вопросам выборов Transparency International* (2009 - 2015 гг.), координатор программы мониторинга окружающей среды в подразделении Американского университета Армении (2015 - 2016 гг.). Еще один депутат фракции «Исход» Эдмон Марукян всю свою сознательную жизнь зарабатывал на иностранных грантах, как и многие его коллеги по «либеральному лагерю» в России. Марукян с 2002 года - в составе «Международной сети Молодежного движения в области прав человека» (с 2003 года входит в состав Координационного совета). В 2006 году он закончил Высшие курсы Хельсинкского фонда по правам человека, в 2010 году стал одним из соучредителей ОО «Центр стратегического судопроизводства», которая специализируется на правозащитной деятельности.

Между тем, настоящие организаторы «майдана» - режиссеры, продюсеры, ассистенты, постановщики трюков и т. д. остаются за кадром. За кадром стараются оставаться и настоящие исполнители - полевики и боевики - регулярная «армия революции», от которых на самом деле и зависит успех «майдана».

Ингредиент №2 - централизованное финансирование

Ведущие армянского «майдана» рапортуют о том, что собрали на свои акции несколько десятков тысяч человек. Даже если это наполовину так, то людей на площади нужно кормить и поить, им нужны биотуалеты, аптечки, одежда, транспорт и бензин. На практике вопрос решается так. На публику говорят о сотнях и тысячах предпринимателей и сочувствующих. Представим, что это так. Но тогда для того, чтобы пересчитать наличку, вести хотя бы элементарные «приход-расход» и выдавать деньги на самое необходимое, понадобится бухгалтерия из нескольких десятков операционистов, кассиров и бухгалтеров. На деле же организаторы заранее стараются минимизировать затраты, поэтому привлекают нескольких местных бизнесменов, на которых «вешают» самые крупные статьи расходов. Например, во время «Евромайдана» в Киеве за финансирование штаба «цветной революции» в Доме профсоюзов отвечал крупный бизнесмен Николай Мартыненко, сделавший капитал на поставке энергоресурсов из России.

Понятно, что все эти расходы не проведешь по безналичному расчету, поэтому необходима «наличка». А теперь давайте вспомним, как 11 июня 2012 года ФСБ нагрянула в московскую квартиру Ксении Собчак, где сотрудники во время обыска обнаружили наличными более $1,5 млн., по поводу которых «светская дама» долго и нудно оправдывалась, придумывая все новые и новые объяснения. Но зачем было расфасовывать 1 млн. евро, $480 тыс. и 480 тыс. рублей по 100 разным конвертам, там и осталось непонятно.

Третий компонент - это боевые группы

Массовка призвана решить две главные задачи - создавать картинку на ТВ и работать «живым щитом». А за захваты и нападения отвечают специально подготовленные группы боевиков. Распределение ролей красноречиво показывают захваты государственных учреждений. Обычному человеку, даже находящемуся в толпе себе подобных, трудно решиться начать потасовку с охраной или силой ворваться в мэрию, как было в Гюмри и Маралике. Основную ударную роль на себя в таком случае берут боевики, которые прикрываются толпой, как «живым щитом». Кто там разберет в суматохе, как расписаны роли? А СМИ дают в эфир сюжеты под заголовками вроде «Протестующие ворвались в здания мэрий городов Гюмри и Маралик».

Именно боевые группы решают силовые задачи - чтобы бросить «коктейль Молотова» в ряды полицейских и сразу же отойти назад под прикрытие толпы. А если полицейские пойдут в контратаку, то спустя час-два все СМИ раструбят, как «псы кровавого режима» избили «мирных протестующих».

Четвертая составляющая - внешнеполитическая поддержка. США и ЕС

К слову, состав посольства США в Ереване - 2 тыс. 500 человек, это крупнейший штат на всем пространстве бывшего СССР. А рациональная западная политика исходит из того, что содержать такой огромный штат имеет смысл, только если для него есть подходящий объем задач. И, конечно же, через какое-то время будут результаты работы.

Задача руководства США и Великобритании заключается в том, чтобы влиять на политическую элиту - как провластную, так и оппозиционную, как через американский Госдепартамент и британский Foreign Office, так и на уровне глав государства и кабинета министров.

Например, когда в середине апреля произошли столкновения с полицией после того как Пашинян с боевой группой пошли на прорыв полицейского кордона, США и ЕС сразу же отреагировали. Спикер комиссара ЕС по иностранным делам Майя Косьянчич официально потребовала от армянских властей, чтобы «все те, кто был задержан при реализации своего основного права на собрания в соответствии с законом, должны быть немедленно освобождены». Правда, на деле людей задержали за массовые беспорядки, а не потому, что они реализовывали «свое основное право на собрание». Заметьте, чиновник ЕС ни слова не сказала о пострадавших полицейских.

Не странно ли, прямо в центре Европы, на украинском Донбассе идет война. Ежедневные обстрелы, постоянно гибнут дети, проживающие в непризнанных республиках, но американские и европейские дипломаты молчат. Зато судьба задержанных за уличные беспорядки в Ереване внезапно тронула их до глубины души.

Реклама - двигатель «майдана»

Да, и еще рекламная кампания. В первую очередь, телевизионная картинка! Обычный человек привык оценивать события по телевизионной картинке, над компиляцией которой трудятся лучшие специалисты по пиару, режиссуре и монтажу. Сейчас нам показывают именно телевизионную картинку. Точнее, в первую очередь, кадры, которые несут концентрированный пропагандистский сигнал.

Прекрасная молодая армянка стоит перед закованными в бронежилеты и отгородившимися щитами бойцами спецназа - «власть боится мирных протестов, где в первых рядах - молодые девушки».

Молодые парни и девушки перегородили улицу и не пропускают автотранспорт - «молодежь вышла на улицу бороться за светлое будущее для себя и всей Армении».

Наапетян проводит параллели между Арменией и Украиной, доказывая, что организаторы применяют тогда и теперь одни и те же технологии. К примеру, стандартная для «цветной революции» фотография, когда парень с девушкой целуются на фоне шеренги полицейских. Наапетян напоминает, что точно такое же фото СМИ «разгоняли» во время уличных беспорядков на Украине в 2013 - 2014 годах.

Отдельная роль отводится журналистам, ведь именно через СМИ разгоняется преувеличенная оценка, будто несколько тысяч человек - это целый «марш миллионов». «Жизнь возвращается к нормальному и волонтеры вышли на площадь Республики, убирая после того, как 200 тысяч человек были здесь», - руководительница одной из грантовых организаций Маро Матосян аккуратно делает «вброс», будто в протестах участвовали целых 200 тысяч.

Именно журналисты тиражируют сделанные с правильного ракурса кадры, создающие впечатление огромной массы народа. И именно сотрудники СМИ убеждают телезрителей и читателей, что несколько тысяч или десятков тысяч человек - это весь народ.

А «говорящие головы», повторяющие одни и те же лозунги, почему-то имеют право выступать от имени всех 3 млн. армян.

А за кордон в режиме отбойного молотка транслируются успокоительные фразы «Это - не цветная революция», «Мудрый армянский народ не допустит насилия» и «Это - цветная революция, но не против России». Главное, чтобы потом от этого успокоительного, когда власть сменят насильственным путем, не болела голова…

*
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International (Трансперенси Интернешнл) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Столичная «клиника» цинизма «Гоп-стоп» с элитным подходом