20-минутная беседа велась в прямом эфире. Глава региона по просьбе ведущей подвел итоги уходящего года, отметив, что 2010-й стал для Приамурья по-настоящему богатым на события, встречи, визиты, насыщенным новыми достижениями в экономике, изменениями к лучшему в социальной сфере.
«В Амурской области в этом году заложен фундамент, который позволит региону развиваться на перспективу», - подчеркнул Олег Кожемяко. Из самых ярких событий Олег Кожемяко назвал визиты в Приамурье Президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина, завершение строительства трассы «Чита-Хабаровск», закладку символического камня на месте строительства нового российского космодрома «Восточный» и заливку первых кубометров бетона на строительстве Нижнее-Бурейской ГЭС.
К основным достижениям уходящего года глава региона отнес начало реализации в Приамурье единственного на Дальнем Востоке проекта горно-металлургического кластера и завершение пуско-наладочных работ на ветке ВСТО «Сковородино - граница КНР», строительство линии электропередач ВЛ-500 и подготову к сдаче нового аэровокзального комплекса в Благовещенске. В 2009 году на каждый вложенный рубль из средств областного бюджета в аграрную сферу получено продукции более чем на 17 руб. В 2010 году эффективность областных инвестиций удалось увеличить до 18 руб. 20 коп.
«Безусловно, амурчане в этом году неплохо потрудились. Мы собрали рекордный урожай сои 600 тысяч тонн – это больше, чем даже в советские годы, - прокомментировал успехи амурских аграриев Олег Кожемяко. - Мы уверенно удерживаем планку лидера агропромышленного комплекса». При этом возможности развития превышают существующие результаты вдвое: планы развития соевого кластера в Амурской области предусматривают разработку залежных земель в объёме 250 тыс. га, увеличение посевных площадей под данную культуру к 2013 году до 750 тыс. га и производство более 800 тыс. тонн товарной сои.
Одним из поворотных событий в сфере черной металлургии уходящего года губернатор назвал начало разработки Олекминского рудника. Предприятие ведет добычу и обогащение железорудного сырья (титаномагнетитовых руд) Куранахского месторождения, запасы которого составляют 44 млн. тонн. По сложности и масштабам освоение Куранахского месторождения не имеет аналогов в истории Амурской области. Комбинат построен на высоте около 2000 метров над уровнем моря. При возведении горно-обогатительного комплекса в сложных природно-климатических условиях было проложено 42 км дороги до железнодорожной станции Олекма Байкало-Амурской магистрали и протянуто 35 км линий электропередач.
Глава региона акцентировал внимание на том, что сегодня в центре внимания - амурские судостроители. Политика Правительства - поддержать отечественного производителя, потому что отрасль судостроения сегодня один из локомотивов экономики. Области удалось загрузить работой судостроительный завод города Благовещенск путем возобновления строительства рыболовецких сейнеров. 4 судна ушло на Сахалин и 3 на Камчатку. Все благополучно достигли своих баз. 2 судна отработали уже на промысле и показали очень хорошие результаты. Завод продолжает выполнять намеченную программу.
Ведущая программы назвала в первой тройке самых вспоминаемых событий, связанных с Амурской областью, проезд Владимира Путина на ярком, желтом автомобиле отечественного производства по трассе Чита-Хабаровск. «Что-нибудь изменилось в дорожной отрасли после визита премьера России?», - поинтересовалась она у губернатора. «К визиту Владимира Путина готовились и мы, и дорожники, - расставил акценты Олег Кожемяко. - Его визит стал завершающей точкой в открытии трассы Чита-Хабаровск. Основной участок дороги проходит по Амурской области. После визита премьером был вынесен ряд решений. Мы их сейчас отрабатываем совместно с министерством транспорта. Создаются условия для открытия дополнительных сервисных центров. Была принята программа по созданию травматологических центров вдоль всей трассы. Сегодня есть участки дороги, где нет сотовой связи. В скором времени решим и эту проблему. Это будет цивилизованная трасса, на уровне европейских».
Ведущая поинтересовалась у амурского губернатора, как сейчас складывается ситуация с введением заградительных пошлин на ввоз подержанных иностранных автомобилей: воспринимает ли население это менее остро. В продолжение вопроса ведущая уточнила, стало ли больше российских автомобилей на амурских дорогах.
«На амурских дорогах стало больше автомобилей, производимых в России», - ответил губернатор на вторую часть вопроса. Что же касается реакции населения, Олег Кожемяко подчеркнул, что для Амурской области вопрос не был столь острым и критичным, как для Приморья, где на этом виде бизнеса базировалась и часть экономики, а также формировалась занятость людей. В беседе был отмечен тот факт, что в сентябре Правительство России поддержало предложения амурского губернатора по решению проблемы с обеспечением жильем жителей города Тынды и других населенных пунктов, расположенных по ветке БАМа. Напомним, Владимир Путин в ходе видео-конференции отметил, что именно Приамурье станет пилотным проектом в реализации новой программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.
«Решение этой 35-летней проблемы, озвученное премьером – большой задел на перспективу. Это был острейший социальный вопрос, который не давал возможности нормально развиваться Тынде», - подчеркнул губернатор. Переселение соотечественников из-за ближнего зарубежья – еще одни вопрос, ответ на который глава регион дал в прямом эфире. Олег Кожемяко озвучил сумму средств, затрачиваемую бюджетом области на одну семью. Это 5 млн. руб. «Мы предоставляем благоустроенный дом, ферму с коровами, запасы корма, сельскохозяйственную технику», - перечислил губернатор. Он подчеркнул, что только в этом случае в регион поедут работящие россияне, силы которых действительно необходимы для развития Дальнего Востока.
«Такое отношение к программе и Правительству области позволяет не просто отвечать на поступающие заявки, а привозить в регион толковых специалистов в трудоспособном возрасте», - заявили газете «Век» в пресс-службе Правительства Амурской области. Глава региона отметил, что развитие видит не только в переселении на Амур людей из центральных субъектов: «Прежде всего, это возрождение казачьих станиц. В этом вопросе мы пошли по пути развития казачье-крестьянских хозяйств. Именно таким образом мы прогнозируем заселение приграничных территорий, которые являются фасадом нашего государства. Правительство дает жителям технику, скот, субсидирует зарплату аграриям. Албазино, Ушаково, Черняево, Крестоворздвиженка, Кузнецово - это те села, развитию которых уже сегодня придан новый импульс».