Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за июнь-июль 2019 года. Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.
Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.
Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.
В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.
В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Павел САЛИН
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ
Если приход губернатора для региона почти всегда означает начало новой политической эпохи (в редких случаях врио губернаторов уходят через несколько месяцев или год-два), то ускоренная кадровая ротация руководителей столиц регионов, которая все чаще напоминает чехарду, стала нормой. При этом замена мэра не означает смену политики, в отличие от смены губернатора, а внимания этому событию местные СМИ часто уделяют не больше, чем замене одного из ключевых министров регионального правительства.
Произошедшие в последние пару месяцев замены градоначальников это еще раз подтвердили. В большинстве случаев это происходило в регионах, где губернатору еще предстоят выборы и где мэры были заменены явно по его инициативе, например, в Элисте, Курске, Липецке, Челябинске. При этом обращает на себя внимание тот факт, что практически все вновь назначенные мэры хотя и определенно являются протеже губернатора, но их нельзя отнести к полноценным членам его команды – губернаторы-«варяги» делают ставку на местные кадры. Скорее всего, это не является следствием хитрого плана глав регионов или тем более назначившего их Кремля – просто достаточно проблематично любому пришедшему извне губернатору убедить профессионального и востребованного управленца перейти с ним в регион и занять должность с огромным количеством обязанностей, обратно пропорциональным этим обязанностям количеством ресурсов и крайне неопределенным будущим.
Там же, где врио губернатора планировал сделать ставку на свою личную кадровую обойму, это реализовать не получалось. Например, врио губернатора Курской области Роман Старовойт после отставки предыдущего мэра Николая Овчарова в конце мая на «смотринах» в горсовете неформально презентовал в качестве кандидата в мэры (официально об этом не заявлялось, среди городской элиты лишь циркулировали такие слухи) члена своей команды Николая Цыбина. Однако спустя короткое время после этой встречи появилась информация, что фаворитом новых властей и предвыборной «конкурсной» гонки является «местный» Виктор Карамышев, который и занял пост мэра Курска в конце июля. Впрочем, г-н Карамышев находится в сложных отношениях с рядом местных же элитных групп (они, скорее всего и вели против него информационную кампанию в июне – июле), на что, вероятно, и делает ставку врио губернатора.
Выделяется в этом списке Рязань, где губернатор Николай Любимов осенью отметит двухлетие своего прихода в регион. Занимавший пост мэра в течение двух лет «внедренный варяг» Сергей Карабасов вынужден был уйти под давлением правоохранителей, а его место заняла технократ Елена Сорокина. Впрочем, это назначение может оказаться иллюстрацией поговорки «нет ничего более постоянного, чем временное». В средине «нулевых» г-жа Сорокина в результате во многом случайного стечения обстоятельств перешла из школы в горадминистрацию, где зарекомендовала себя неплохим менеджером и смогла закрепиться на управленческих должностях.
Дмитрий ЖУРАВЛЁВ
Генеральный директор Института региональных проблем
Сегодня в городскую власть приходят люди, которым не нужно быть политиками, не нужно получать голоса. Замена мэров, живущих в логике политического процесса на назначаемых, пусть и законодательным органом, сити-менеджеров, которые управляют городом, началась не вчера. Сегодня можно констатировать: смена профессий, бесспорно, произошла.
Но нельзя сказать, что это привело к существенному улучшению административного навыка градоначальников, как не сказать в общем, что городская власть назначаемая перестала слышать народ. Форма избрания и назначения – важна для вертикали: подчиняется мэр губернатору или нет, контролирует ли губернатор городской бюджет или нет.
Ключевая тенденция института градоначальников остаётся неизменной – это взаимоотношения мэров и глав регионов, выстраивание или невыстраивание вертикали.
Назначение – избрание мэров. Сегодня, это, пожалуй, самый главный вопрос в области регионального управления. Кто же все-таки сегодня мэр: сити-менеджер или политик, которого избирает народ, или что-то среднее между этими двумя полюсами? Ответ на этот вопрос не получен до сих пор. Заметим, что в разных регионах, а иногда и в рамках одного региона механизмы передачи власти новому мэру совершенно разные. Причем это касается не только региональных столиц, но и глав малых городов.
Что касается личностей мэров – ничего нового мы не замечаем, кроме двух-трех случаев, когда главами городов или поселков чаще всего избираются люди совершенно не из формальной элиты. Чисто административная сторона, управленческая сторона существенно не меняется последние годы. Определенный уровень компетенций, бесспорно, можно выделить. Но сказать, что он качественно меняется от политического цикла к политическому циклу – не скажешь.
Вертикаль с назначаемым мэром расширила методы воздействия региональной власти на муниципальную. Очень часто сити-менеджеры прямо рекомендованы региональной властью. Основной предмет борьбы между мэром и губернатором – это финансы, бюджет. На избранного градоначальника влиять труднее.
Сегодня мэром (по большей части, здесь мы не берем города федерального значения) быть вообще трудно: денег нет. Поэтому, рассуждая о престиже должности мэра, надо сказать, что когда люди понимают, что от власти нет результата – то и престиж падает. Но если с другой стороны взглянуть, в нашей стране не любят власть, но уважают, поэтому, должность, хоть и мэрская, то все-таки это причастность к неким благам — зарплате-машине, иным привилегиям. Это также престижно, к сожалению, для нечистых на руку людей, которые попали на эту должность.
Впрочем, любой мэр сегодня, как директор завода при Советах, который «всегда под судом». Мэры, даже честные, рискуют. Потому что сегодня учесть все требования всех законов бывает невозможно в принципе. У мэра среднего города так же «директорская» проблема – финансовая. Он должен чинить крыши, поддерживать больницы, школы, платить зарплаты и где-то на все это брать деньги. Поэтому даже если у тебя крылья и ты не воруешь, ты все равно будешь вынужден чего-нибудь химичить. Поэтому часто сложно оценить осужденных мэров – просто ли это воры, или у них не было другого выбора, чтобы просто выполнить свои обязанности. Но, с точки зрения, уголовной статистики – это одно и то же. Правовая незащищенность как следствие незащищенности экономической. И мы сталкиваемся с таким парадоксом, что негодяю на этой должности оказывается гораздо комфортнее: с точки зрения правил эффект тот же, но при этом он еще и карманы себе набьет.
Чиновничьих перспектив должность мэра не имеет. Государственное звание мэр не получает. С точки зрения карьерной ступеньки — никаких гарантированных лифтов нет. Если доходы бюджетов и функции уровней власти будут взаимосвязаны, то очень многих проблем можно будет избежать. Налог, из которого платится зарплата, например, учителям, должен быть в тех руках, кто платит зарплату учителям. На уровне федерации и региона это еще как-то через трансферты обеспечивается (по Конституции гражданин имеет право на все в равных долях – федерация обязана компенсировать региону затраты на медицину, на образование, так чтобы затраты на одного человека во всех регионах были одинаковы). Но про местный район и город – никаких подобных законов нет, никто ничего не обязан из областного бюджета компенсировать в район. Тем временем, больше всего социальных функций внизу… Поэтому сегодня мэр либо энтузиаст, либо вор. Надеюсь, первых больше.
Максим КАЛАШНИКОВ
Журналист, общественный и политический деятель. Член Федерального совета «Партии Дела»
В условиях российского сырьевого феодализма, институт мэрства, безусловно, умер. Практически исчезла выборность мэров. И это понятно: страна деиндустриализована, источников дохода очень мало. В основном – это сырье.
Местного самоуправления в России нет. Система пирамидальная – представляет собой власть, слитую с собственностью. Налоговая база местного самоуправления (если исключить города так называемого федерального значения: Москву, Санкт-Петербург и Севастополь) – отсутствует. Как-то мне рассказывал один из мэров среднего российского города: у него остается подоходный налог и налог на имущество. И это все. Этого в условиях наших нищеты и деиндустриализации чертовски мало.
Сложившаяся система городского управления в корне порочна. Она провоцирует пирамидальную иерархию и сопровождается всеми её «прелестями»: коррупцией, бесхозяйственностью, казнокрадством. Просто ввести выборность мэров, не создав местного самоуправления, не отдав ему соответствующую долю налогов (а я вообще противник деления налогов на федеральные, региональные и муниципальные – они должны быть едины и соответственно необходимости расщепляться) нельзя.
Поэтому, конечно, мэрам надо нужную долю налогов отдать, вообще заинтересовать местное самоуправление в экономическом развитии, чтобы оно тянуло к себе торговлю и промышленность. И, наконец, покончить с сырьевым феодализмом в стране. Провести новую индустриализацию. А это немыслимо без введения протекционизма, смягчения денежно-кредитной политики и нужного налогового маневра. Надо вводить прогрессивный налог на личные доходы и налоговые скидки и льготы для предприятий. Смысл прост: не хочешь платить драконовы проценты по личным доходам – вкладывай их в новые предприятия, создавай рабочие места. А для этого государство должно помогать таким инвесторам, обеспечивая и покровительственные таможенные тарифы, как дядюшка Трамп делает (чтобы было выгоднее производить в самой РФ, а не завозить в нее готовые изделия, чтобы иностранные корпорации открывали в стране свои заводы, причем не сборочные, а с полноценным производством).
Немаловажно: мэр обязан быть и хозяйственником, и политиком, должен уметь работать с людьми. Потому что управлять большим сообществом людей, не будучи политиком, нельзя. В СССР председатель крупного колхоза уже был политиком. Я бы сказал так: в городах-миллионниках все-таки должны существовать (не может быть миллионная самоуправляемость!) районные советы. Я предлагаю систему нейромира – то есть ступенчатых выборов, новой власти советов. Избиратель, горожанин должен выбирать того, кого он знает, кого он может контролировать. Должен выбирать в районный совет и иметь право отзывать. В свою очередь, районные советы должны избирать из своих депутатов членов горсовета. И так же иметь право (и механизм!) их отзыва, коль они плохо работают.
Чистые управленцы быть мэрами неспособны. Я прошу избегать слова «технократ». В Российской Федерации это слово используют неправильно, его применяют к администраторам, а это не технократия, а серенькие бюрократические мыши, которые у нас называются управленцами. Они неконкурентоспособны.
Другая беда: нынешние мэры городов (или иногда сити-менеджеры, на уродливом расеянском новоязе) – дойные коровы для той же силовой системы. В РФ система законов настолько запутана, что здесь повторяется худшая советская практика. Тогда ты не мог управлять колхозом, районом, заводом, не нарушив какой-либо инструкции или нормативного акта. И любого могли посадить, особенно успешного управленца. А в РФ эта ситуация повторяется в квадрате. Любого мэра можно «закатать». Что сделали с главой Владивостока Игорем Пушкаревым, взявшим стройматериалы у своей фирмы для срочного ремонта и благоустройства города, чтобы не ждать сроков проведения конкурса? Дали 15 лет. А какие репрессии идут на Сахалине против тех мэров, что не пассивничали и не выпрашивали средства, а что-то пытались делать сами! В РФ инициатива теперь наказуема, сиди и не трепыхайся. Запущен страшный «отрицательный отбор».
На мой взгляд, институт мэрства в РФ имеет перспективы к ухудшению. В таких условиях в мэры готовы идти очень отчаянные и при этом крайне циничные люди. Они, как правило, не отвечают перед избирателями и их главное умение – выбить какие-то дотации-субвенции и соответствующим образом их освоить. На мой взгляд, «институт мэрства» при нынешнем сырьевом нью-феодализме и при оравах размножившихся силовиков будет только деградировать в том виде, в котором он существует.
Дмитрий СОСНИН
Политолог, Координатор проекта Комитета Гражданских Инициатив «Муниципальная карта России: точки роста»
Ключевая тенденция последнего года — падение рейтингов всех уровней власти и доминирующей партии Единая Россия, спровоцированное повышением пенсионного возраста. Корпус мэров, безусловно, испытал на себе эту кардинальную смену вектора общественных настроений. Находясь в системе управленческой вертикали на переднем крае взаимодействия с жителями, мэры первыми начинают сталкиваться с растущим социально-политическим напряжением. Напряжением пока еще преимущественно латентным, но местами уже перерастающим в открытый протест.
Наиболее яркий пример – история с протестной мобилизацией вокруг строительства храма на территории сквера в Екатеринбурге. Ситуация не только попала в федеральную повестку, но и потребовала реакции Президента. Это свидетельствует о неспособности местной власти своевременно организовать диалог с жителями, выявить их реальное мнение и учесть его при принятии решений.
Все более явно формируется запрос на мэров, обладающих компетенциями публичных политиков, умеющих выстраивать эффективные коммуникации с горожанами. При этом системное воспроизводство такого рода городских руководителей нарушено. Причина на поверхности – это практически повсеместный отход от практики прямых выборов глав муниципалитетов. В качестве аргумента для перехода к конкурсным моделям замещения должности мэра декларировалась необходимость профессионализации их состава. Однако, как видно из аналитических данных недавно вышедшего доклада КГИ «Особенности ротации корпуса мэров в современной России», на практике повышения квалификационного уровня градоначальников не произошло.
Пик популярности использования модели с сити-менеджером в России пройден, профессиональное сообщество «управляющих городами» так и не сложилось. На практике происходит постепенный отказ от данной модели. Введенная в начале 2015 года федеральным законом №8-ФЗ новая модель избрания местными депутатами главы муниципального образования по результатам конкурса, устраняя условия для потенциального двоевластия в городе, не решает главную проблему — пониженной легитимности конкурсных мэров в глазах населения по сравнению с избранными мэрами.
Более того, как демонстрируют данные доклада КГИ из 263 экс-мэров, включенных в выборку исследования, 39 человек (15%) подверглись уголовному преследованию.
Таким образом, мэры российских городов находятся «между молотом и наковальней»: с одной стороны рост недовольства граждан, вызванный отсутствием зримых перемен к лучшему, с другой – прессинг правоохранительных органов. И всё это на фоне высокой дотационности местных бюджетов в условиях сверхцентрализации доходов на федеральном уровне.
В такой ситуации позиция мэра становится крайне неустойчивой. По данным исследования КГИ более 40% мэров находятся в должности от 1 до 3-х лет – меньше стандартного срока полномочий. При этом имеется прямая зависимость срока пребывания в должности главы местной администрации от порядка избрания (при прямых выборах медианный срок работы главы – 5,5 лет, а при замещении на основе конкурса – 3 года). Таким образом, эволюция модели управления городами обусловила кардинальное снижение стабильности муниципального управления.
Андрей ЗВЕРЕВ
Политолог, доцент кафедры социологии и психологии политики МГУ, доцент кафедры социальных коммуникаций и технологий РГГУ
С приближением очередного единого дня голосования 8 сентября 2019 г., когда в 20 регионах страны будут выбирать мэров их столиц, также главу Санкт-Петербурга как города федерального значения, можно выделить ряд характеристик, оказывающих влияние на значение института мэров.
Во-первых, общий уровень развития региона и связанные с этим высокие рейтинги, как главы региона, так и мэров их столиц, зависит от выстроенной в этих регионах четкой системы вертикали властного управления и эффективного политического менеджмента, как со стороны губернатора, так и со стороны мэра столицы региона. По совокупности это способствует формированию более или менее единой региональной управленческой команды властной элиты. Высокий рейтинг эффективности управления в субъектах Федерации часто коррелирует с итоговым высоким рейтингом глав столичных городов этих же субъектов (пример, г. Казани, г. Тюмени).
Таким образом, эффективное выстраивание властной вертикали в регионе (властного тандема: губернатора – мэра столицы региона, ведет к достаточно позитивному восприятию жителями, в целом, региональной власти и выражается в более высоком уровне доверия к ней).
Во-вторых, эффективности регионального властного управления не способствовала имеющаяся на сегодня палитра властных моделей управления муниципалитетами. Введенный институт сити-менеджера (профессионального руководителя городским хозяйством) с параллельным существованием института глав муниципальных образований, по своим функциям, несущими политическую ответственность за управление городом, в одних случаях, привел к тому, что сити-менеджер фактически был зависим от главы муниципального образования и местной легислатуры, которые фактически определяли политику управления городом. Сити-менеджер, в большей степени, в этих условиях напоминал завхоза, у которого часто не хватало полномочий. Зато на своих плечах он нес всю полноту ответственности за городское хозяйство. В других случаях, это вело к фактическому двоевластию и борьбе за власть между сити-менеджером и главой муниципального образования, из-за чего страдало городское хозяйство. Следствием и того, и другого становилась волна недовольства горожан подобными формами городского менеджмента и требованием возврата к выборности мэров крупных городов. Не случайно, начиная с 2014 г., обозначилась тенденция снижения доли сити-менеджеров и возврата к мэрской модели управления городским хозяйством, а также появившейся в начале мая 2019 г. в политических телеграмм-каналах сведений о якобы готовящемся поручении президента страны о постепенном возврате прямых мэрских выборов по стране. Осуществление подобного сценария позволит отчасти переключить возникающую в регионе протестную повестку от губернатора к мэрам, а также будет формировать один из источников развития губернаторских кадровых резервов.
В-третьих, повсеместно используемая во многих регионах, где либо сохранили выборность института мэра столицы региона, либо восстановили данную процедуру передачи власти в ней, политическую технологию «малых дел» (реклама достигнутого результата в не очень сложной городской проблеме, показывающей умение кандидатом решать реальные дела в формате имиджа «эффективного управленца»), может поднимать политический статус мэра в региональном властном раскладе в ассоциативном сравнении с губернатором региона, ориентированным на решение в т.ч. и политических вопросов развития своего региона, в результате которого мэр может восприниматься более привлекательно в сознании населения, т.к. в этом случае текущая деятельность главы региона будет менее заметной. Поэтому практики приписывания достижений в мэрской кампании кандидату от власти может снижать восприятие у населения эффективности деятельности главы региона (например, Анадырь, Улан-Удэ).
В-четвертых, особенность деятельности на посту главы городов федерального значения, имеющих статус собственно региона, заключается в наличие самостоятельной политической повестки с одновременным функционалом по текущему управлению городским хозяйством. И даже если управление городским хозяйством осуществляется успешно, провал в складывающейся политической повестке снижает у населения восприятия главы города (мэра) как эффективного управленца.
Так, в отчетный период, на рейтинге эффективности управления С.С. Собянина, с моей точки зрения, сказались митинги протеста оппозиционных кандидатов в Мосгордуму, которых отказалась регистрировать Московская городская комиссия. Инициатива известного режиссера В.В. Бортко об совместном снятии оппозиционных кандидатов с выборов в г. Санкт-Петербурге, может поставить под сомнение легитимность избрания врио А.Д. Беглова на предстоящих выборах.
В-пятых, ключевая проблема, сказывающаяся на восприятии гражданами образа мэра города, является выбор способа и содержания коммуникации с местными жителями, особенно в социальных сетях. Неправильное сетевое имиджевое позиционирование не только не повышает рейтинг, но и значительно его снижает. Примерами этому может служить участие мэра Нижнего Новгорода В.А. Панова в сетевом проекте известного блогера И. Варламова, который представил выпуск с участием данного мэра как «Умный город с глупыми ошибками», ставя в вину мэру существующие проблемы с «городским благоустройством», заставляя того краснеть как школьника и оправдываться за то, почему в городе все не так, как должно быть. Другой пример неправильного имиджевого позиционирования — мэр г. Хабаровска С.А. Кравчук, которому формируют имидж спортивного мэра, принимающего участие в массовой городской зарядке в рамках проекта «Хабаровск за спорт». При этом на видео с этого мероприятия видно, что по своей физической форме мэр далек от спорта, что способствует возникновению к нему недоверия.
Вместе с тем, затруднение в коммуникациях мэры городов имеют и с элитой, в т.ч. иногда выливающееся в противостояние с главами регионов, особенно с пришедшими в регион врио, не являющимися выходцами из этого региона, особенно в ситуации, когда местный мэр планировал повысить собственный статус до главы региона с соответствующими амбициями и как «вызов» для него приход в регион человека, который с ним не знаком, с игрой на понижение его статуса среди населения для приобретения дополнительного рейтинга общественной поддержки. В этой ситуации зачистка таких мэров становится одной из главных задач врио, в т.ч. и с целью консолидации местных региональных элит (пример Бурятии, Забайкальского края).
Таким образом, эффективность управления в регионе, в частности, на уровне мэров столиц регионов, зависит от установления четких «правил игры» (в т.ч. неформальных), выстраивании понятной система вертикали управления через жесткий контроль и мотивации подчиненных структур и их руководителей, постоянная обратная связь с населением, в рамках которой нужно определиться с вектором развития города (его стратегического плана), что может стать залогом успешного развития соответствующего городского образования.
Первая группа рейтинга
И неприятности, и успехи Руслана Кухарука (Тюмень) в рассматриваемый период, по мнению экспертов в основном не были слишком масштабными и принципиальными. Угроза существенного повышения для жителей цены электроэнергии серьезно затрагивает интересы горожан, но зависит в основном от решения, принимаемого не на уровне городской администрации. Её соглашение с местным «Водоканалом», по мнению ряда экспертов, позволит резко увеличить финансирование работ по модернизации сетей. Однако некоторые наблюдатели высказывают опасение, что указанный рост инвестиций так или иначе будет переложен на плечи потребителей. Отмечается досрочный пуск новой транспортной развязки на Тюменской кольцевой автомобильной дороге. Одобрено решение отказаться от жилищного строительства на месте недостроенного высотного дома. Ожидается, что здесь появится сквер или спортивная площадка. Оптимистическое по подаче заявление Руслана Кухарука, что в прошлом году инвестиции в тюменскую экономику превысили 75 млрд. рублей, «парируется» информацией, поступающей от экспертов, о промышленном индексе, продемонстрировавшим застойную тенденцию.
Городское руководство, к сожалению многих экспертов, опровергло информацию о восстановлении в Тюмени троллейбусного сообщения.
Прокуратура зафиксировала незаконный сброс городских стоков в бассейн реки Туры, к тому же стоки эти не проходили необходимой очистки и обработки. Негативно было воспринято требование мэрии к жителям аварийного дома о самостоятельном сносе своего жилья, хотя часть экспертов ссылались на то, что это обычная юридически чистая практика.
На этот раз в оценках Руслана Кухарука наблюдался явный дефицит значимых позитивных примеров, однако дела у его ближайших конкурентов по исследованию шли не блестяще и они не смогли потеснить мэра с первого места в «Национальном рейтинге».
Сергей Собянин (город федерального значения Москва) не без труда сумел удержать вторую позицию в «Национальном рейтинге». На этот раз внимание большинства экспертов было сосредоточено не на проблемах городской застройки, вывозе мусора и прочих повседневных сюжетах из жизни мегаполиса. В центре оказались события политические: выборы в Мосгордуму, снятие ряда кандидатов, проваливших по версии избиркома свои подписные кампании, последовавшие за этим протестные акции. Оценка данного события разделила экспертов на две сопоставимых по численности группы. Часть полагает, что чистка оппозиционных кандидатов произошла незаконно и была прямо санкционирована мэрией. В результате вся выборная кампания становится нелегитимной. Противоположная позиция, в целом, свелась к тому, что ничтожный интерес избирателей к выборам, летний период и крайне плохая организация работы штабами кандидатов, действительно не позволили некоторым из них представить подписи нужного качества. Более того, в этом кластере выделяется более жесткое мнение, что оппозиционные кандидаты, особенно располагающие потенциалом для организации уличных акций, шли на провал подписных кампаний сознательно. Некоторые эксперты усматривают в происшедшем игру, которую ведут против Сергея Собянина некоторые элитные группировки федерального уровня.
Общий уровень избирательных кампаний в Мосгордуму, по мнению абсолютного большинства экспертов, невысокий. До «подписного кризиса» мало кто из жителей интересовался данным электоральным мероприятием. Одной из причин этого называют отсутствие мотивации у Сергея Собянина, отрабатывающего в Москве последний срок и всё больше «погружающегося» в чисто федеральную повестку. Уверенность в том, что большинство депутатов в любом случае будут подконтрольны мэрии и проштампуют предложенный им бюджет, по мнению экспертов, вполне обоснованы. Кроме того, существенную дезорганизацию внес переход Анастасии Раковой на должность вице-мэра по вопросам социального развития. Она отошла от руководства политическим блоком мэрии. Фактически же большинство префектов (главных действующих лиц, представляющих интересы мэрии «на местах» и контролирующих практическую электоральную работу) продолжают ориентироваться именно на неё. Работающие на «Единую Россию» на выборах политтехнологи отмечаю постоянное вмешательство в их работу чиновников мэрии разного уровня.
Эксперты напомнили, что на прошлых выборах, состоявшихся в 2014 году, многие кандидаты-оппозиционеры так же не смогли преодолеть «подписной» фильтр. Однако тогда никакой серьезной реакции не последовало.
В любом случае скандал на выборах в Мосгордуму понизил рейтинг Сергея Собянина и создал ему проблемы в отношениях с Кремлём. Однако этот негативный шлейф оказался недостаточным, а ресурсы московского градоначальника настолько значительными, что никто из мэров других городов не сумел потеснить его со второй позиции «Национального рейтинга».
Значимой позитивной темой для Ильсура Метшина (Казань) стало успешное продвижение в административном центре Татарстана полного цикла обращения с ТБО. Город может стать первым в России, который сумеет добиться его реализации. В то же время строительство мусоросжигательного завода под Казанью по-прежнему вызывает протесты местных жителей, сталкивается с юридическими проблемами и является узким местом планов муниципальных властей по утилизации мусора.
Мэрия продолжает успешно использовать для развития города стратегию проведения крупных международных и всероссийских мероприятий.
По-прежнему большое внимание эксперты уделяют строительству Большого казанского кольца. Несмотря на то, что завершение автомагистрали потребует сноса десятков жилых домов и дач, в целом, положительно оценивается работа мэра в этом направлении. Информация о федеральной финансовой поддержке строительства так же отнесена к благоприятным событиям для Казани.
Большой резонанс получили дебаты вокруг принятия доработанной версии генерального плана развития Казани. Крайне ограниченное время, которое дали жителям для внесения замечаний, возмутило многих экспертов «Национального рейтинга». Их оппоненты замечают, что генплан уже неоднократно рассматривался и все кто желал, имели возможность заявить своё мнение. Кроме того, возражения в генплане вызывает очевидная нехватка объектов социальной инфраструктуры и возможность застройки ныне существующих рекреационных зон.
Экспертов обеспокоили данные Института проблем естественных монополий, согласно которым рост тарифов ЖКУ в Казани может составить во втором полугодии 5,7%.
Информацию о том, что на празднование дня рождения Ильсура Метшина было потрачено 70 млн. рублей большинство экспертов посчитали недостоверной.
В итоге Ильсур Метшин остался в «Национальном рейтинге» на прежней позиции.
Иван Кононенко (Салехард) в рассматриваемый период отметился тем, что принял личное участие в предотвращении преступления. По сообщениям экспертов, во время объезда города, мэр и сопровождавшие его лица заметили, как четверо мужчин пытались запихнуть девушку в автомобиль. Прохожие, запомнившие номер машины позвонили в дежурную часть, а машина, в которой находился мэр, по имеющимся свидетельствам, некоторое время принимала участие в преследовании злоумышленников. Данный эпизод по очевидным причинам прибавил симпатий к мэру Салехарда.
Пока ничего чрезвычайного не произошло на избирательной кампании в городскую думу Салехарда. Представители КПРФ обвиняли городскую администрацию в том, что она работает против их партии. Наиболее резонансным эпизодом, который приводился в пример, служило распространение по сетям фотографии кандидата-коммуниста Ейко Сэротэтто, якобы проводившего акцию возле памятника «Ленина». В мэрии твердо заявляют, что к данному эпизоду их сотрудники абсолютно непричастны.
Важным положительным событием стали общественные слушания по благоустройству набережной реки Шайтанка. Набережная длиной почти 1200 метров должна стать одной из главных достопримечательностей города. Работы на ней были прекращены в 2015 году по финансовым причинам. Теперь их планируют продолжить.
Минспорт поддержал идею сделать Салехард столицей Арктических игр, что, безусловно, благоприятная новость для города и мэра.
Некоторые эксперты обвинили Ивана Кононенко в плохой организации Дня города, который прошёл в воскресенье, а не субботу, что было удобнее горожанам. Кроме того, определенная путаница возникла с определением музыкальных групп, которые должны были выступать. Однако большинство не стало сосредотачивать на этом эпизоде внимания. Гораздо большее раздражение вызвал провал с организацией летних кафе и аттракционов. При этом мэрия, по сообщениям экспертов, обвиняет в нём прокуратуру, не дававшую работать бизнесменам. А жителям недосуг разбираться в том, кто действительно виноват и они ропщут на нераспорядительность городской власти.
Серьезной проблемой в городе остаются аварийные дома, непригодные для жизни, обитатели которых к тому же вынуждены полноценно оплачивать ЖКУ.
Сергей Надсадин (Южно-Сахалинск), как и предполагали эксперты «Национального рейтинга», легко вышел в финальную часть конкурса по избранию нового мэра. Осенью депутаты нового созыва городской думы выберут из двух оставшихся претендентов градоначальника. Большинство наблюдателей полагают, что если не случится ничего чрезвычайного, Сергей Надсадин сохранит за собой пост. Как его дополнительное преимущество расценивается то обстоятельство, что в 2014 году он избирался гражданами.
При этом отчёт перед муниципальными депутатами заставил Сергея Надсадина поволноваться. Первоначально комитет по регламенту по формальным основаниям не принял проект решения об отчете мэра Южно-Сахалинска. Вопрос был улажен, но появились претензии к отчёту департамента городского хозяйства, который должен предварять выступление Сергея Надсадина. После всей этой рассогласованности, не очень благоприятной для имиджа администрации, отчёт мэра был вполне благополучно принят: только один депутат при этом воздержался.
В СМИ широко освещалось нападение в здании мэрии вооруженного топором преступника на одного из сотрудников. К счастью, благодаря самоотверженным действиям его сослуживцев и работников организации, жизнь потерпевшего сегодня вне опасности. Ситуация чрезвычайная, трагическая, но самоотверженность и человеческие качества людей из городской администрации, её работников, повысили уровень симпатий и к её руководителю.
В положительном ключе эксперты упоминали предстоящий ремонт одного из городских водозаборов; грядущую установку 24-х «умных» светофоров, которые с помощью датчиков автоматически будут оценивать дорожную ситуацию; резкий рост объемов дорожных работ в Южно-Сахалинске.
В основном одобрительно было встречено проведение первого в Южно-Сахалинске урбанистического форума, как и продолжающаяся работа над программой развития города до 2025 года.
Сгоревшие во время пожара в многоэтажке 30 квартир, прибавили головной боли и жителям, и городским властям. В городе даже пришлось вводить режим ЧС. Однако многие эксперты отмечают энергичные действия мэра по ликвидации последствий данного происшествия, вплоть до оперативного обеспечения потерпевших горячим питанием. Гражданам, потерявшим жильё, городские власти предоставили возможность временного размещения.
Отсутствие Сергея Надсадина, ушедшего в отпуск, на традиционном «часе администрации» в городской думе вызвал умеренное недовольство.
Среди негативных новостей так же достаточно часто упоминался срыв сроков открытия аквапарка и нарушения, зафиксированные при его возведении.
Хотя в целом, рассматриваемый период оценивался как благоприятный для Сергея Надсадина, он остался на прежней позиции в «Национальном рейтинге».
Высказанная в мае нынешнего года уверенность экспертов «Национального рейтинга», что Евгения Уваркина (Липецк) отбросит от своей должности приставку «и.о.», полностью реализовалась на практике. Близкими к реальности оказались и предположения о том, что около трети мундепов продемонстрируют свой норов, выказав недовольство как новым врио губернатора, так и его ставленником (или, вернее, ставленницей) на посту мэра. В итоге Евгения Уваркина получила 25 голосов из 45. Тем не менее, принципиально важный рубеж она преодолела, хотя по всему видно, что часть муниципального парламента настроена против нового градоначальника. И уж точно не все готовы идти навстречу любым пожеланиям Евгении Юрьевны. Вскоре после избрания депутаты отрицательно отреагировали на её намерение получить ещё одного помощника. Поэтому следующим принципиально важным рубежом для Евгении Уваркиной явятся выборы губернатора региона. Большинство экспертов полагает, что только победа Игоря Артамонова может сделать её положение в Липецке по-настоящему устойчивым.
После отставки прежнего главы региона, позиции Андрея Сысоева (Мурманск) начали уверенно улучшаться. Не стал исключением и последний «Национальный рейтинг». Основное внимание эксперты сосредоточили на отношениях городского и регионального руководства. Отмечается конструктивное взаимодействие мэра с врио губернатора Андреем Чибисом. Мэр и губернатор совместно проводят объезд города, совместно участвуют в открытых встречах с жителями. Андрей Чибис подчеркивает готовность помогать городским чиновникам в решении ключевых проблем Мурманска.
Другим по важности сюжетом является фактическое начало кампании по выборам в городской совет депутатов, в котором мэр принимает участие. В ходе праймериз «Единой России» победителями оказались не только Андрей Сысоев, но и подавляющее большинство представителей его команды. Эксперты уверены в том, что избирательный барьер мэр, в любом случае, преодолеет успешно и займёт один из руководящих постов в муниципалитете.
Большим успехом для города стало попадание в федеральную программу «Комфортные и безопасные дороги». В результате наблюдатели констатировали резкий рост интенсивности дорожных работ, а зампред правительства РФ Максим Акимов особо подчеркнул их высокое качество. Зона отдыха у озера Семеновское была включена в федеральный реестр лучших практик по благоустройству за 2018 год. Её хорошее состояние во время своего визита особо отметил секретарь Генсовета «Единой России», заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак.
Наблюдатели сообщали об удачном проведении в Мурманске урбанистического фестиваля «Комфортная городская среда». В рамках партнерского соглашения администрация муниципалитета наладила эффективное взаимодействие с важнейшим хозяйствующим субъектом города, — АО «Мурманский морской торговый порт». Хороший резонанс получила информация о заселении нескольких семей погорельцев, потерявших жильё, в новый благоустроенный дом, а так же планы создания в городе нового детского парка.
В качестве анекдота упоминалось онлайн голосование по оценке работы Андрея Сысоева, которое организовал акцентированно «антимэрский» информационный ресурс. Итоги акции оказались исключительно благоприятными для градоначальника и, по словам экспертов, совершенно неожиданными для инициаторов: из нескольких тысяч участников около 82% посчитали деятельность Андрея Сысоева положительной.
Среди неотложных проблем, которые предстоит решать мэру, эксперты особо выделяют необходимость повысить качество водопроводной воды в Мурманске. Противоречивые мнения высказывались о планах к 2021 году сделать около 2000 парковочных мест в центре города платными. Однако общий итог первых летних месяцев оказался для Андрея Сысоева благоприятным: после длительного отсутствия он вернулся в группу лидеров «Национального рейтинга».
По-прежнему высоко оценивается экспертами «Национального рейтинга» работа Сергея Воропанова (Вологда).
Строительство важных социальных и инфраструктурных объектов в Вологде приобрело такой масштаб, что городская администрация даже организовала бесплатные автобусные экскурсии, наглядно демонстрирующие динамику позитивных изменений.
Открытие в этом году четырех новых детских садов – только одно из направлений, которое должно существенно повысить качество жизни горожан.
Проект возведения «Некрасовского моста», в случае реализации, будет иметь большое значение для улучшения транспортной ситуации в городе. Часть экспертов выказало недовольство отказом от четырехполосного варианта данного транспортного сооружения, в пользу двухполосного. Однако сложность и дороговизна объекта, а так же желание ускорить его сдачу в эксплуатацию примиряет с проведенной корректировкой.
Позитивный резонанс получило обращение Сергея Воропанова к чиновникам и жителям города о сборе средств в пользу пострадавших от наводнения в Иркутской области. Практически всегда эксперты с симпатией относятся к градоначальникам, чьи интересы и попечение не ограничиваются границами подведомственной территории.
Опрос около семи тысяч горожан, проведенный социологами Финансового университета при Правительстве РФ, показал высокий по российским меркам уровень оптимизма и удовлетворенностью жизнью, характерных для жителей Вологды. Уровень доверия местным властям здесь тоже существенно выше, чем по стране. Отмечалась активная работа мэрии с гражданами, её открытость и готовность к взаимодействию с жителями, особенно по сравнению с большинством других городов аналогичного масштаба или статуса. Эта информация так же способствовала значительному прогрессу Сергея Воропанова в «Национальном рейтинге».
Илья ГРАЩЕНКОВ
Генеральный директор центра развития региональной политики
Сергей Собянин – это не просто мэр, а политический тяжеловес, карьера которого еще может дать рост, например, при назначении новым председателем Правительства РФ. Поэтому его следует оценивать не просто как мэра-хозяйственника, но как потенциального «второго» человека в государстве. И если в плане городского хозяйства у Сергея Собянина все обстоит неплохо, то политический экзамен он провалил.
Никто не сделал так много для объединения и придания душевных сил оппозиции, как политтехнологи из штаба Собянина на выборах в МГД. Если бы не их решения о недопуске и фильтрации оппозиционных кандидатов, то конец июля в Москве не ассоциировался бы с французским термидором. Т.е. как политик Собянин показал себя крайне негибким, привыкшим решать политические проблемы с помощью силовиков и их дубинок. Такой подход понижает его шансы считаться «рейтинговым» кандидатом в случае возможных президентских выборов.
Хотя, в целом, на мнение москвичей это пока не повлияло, до 50% населения города – не осведомлены о каких-то протестах и причастности к их подавлению мэрии. Они более вовлечены в социальную повестку – льготы, реновация, строительство школ и детских садов.
Для них оппозиция – это политически чуждый запрос, а Собянин олицетворяет социально-ориентированное государство.
Элиты также ориентированы на Собянина, их бизнес плотно связан с заказами мэрии, а, значит, мэр продолжает оставаться для них и центром политического влияния.
Муниципальные власти Москвы и вовсе не создают конкурентной повестки – они лишь исполнители микро-поручений, политики «дворовой» единицы. А вот с федеральными властями у Собянина могут возникнуть трения.
Если Кремль и вправду не причастен к решению о жестком подавлении оппозиции и сценарию их недопуска в МГД, мэру придется отвечать за действия своих подчиненных. В этом случае даже отставки и увольнения не позволят полностью компенсировать просчеты, и сам глава региона в конечном итоге потеряет свои политические очки.
Подводя итог: июль стал для Собянина крайне негативным месяцем, он потерял в глазах наиболее активной части горожан статус мэра самого либерального города России.
С другой стороны, есть определенный позитив со стороны аполитичного населения, которое довольно расширением льготных программ и социальной поддержкой (многие пенсионеры, например, поехали отдыхать за счет мэрии в Крым и Краснодарский край), а, значит, в том направлении мэрия продолжает наращивать уровень собственной поддержки.
Игорь ТИТОВ
Политолог, член Совета директоров, исполнительный директор Консалтинговой группы «РосПолитКонсалт»
У Сергея Собянина есть несколько весьма интересных особенностей. Все его достоинства мгновенно превращаются в недостатки и наоборот. Он много строит — говорят, что много воруют. Он заботится о пешеходах — говорят, что гнобит автомобилистов. И это действительно так, если посмотреть на безумную ширину тротуаров в ущерб количеству полос для автомобилей. Он заставил центр велосипедами, но увеличились проблемы с наземным общественным транспортом. Я уже не говорю про чуть ли не ежегодное перекладывание тротуарной плитки или закупку 900(!) км. нового мраморного бордюра. Конечно, это не может не вызывать вопросы у москвичей. И такая громкая еще недавно программа «Реновация». Куда она делась с экранов ТВ и страниц газет? О ней просто не говорят или она оказалась неудачным проектом? А мы и не знаем.
Но самая, как мне кажется большая проблема Собянина в том, что, несмотря на уже солидный срок пребывания у власти в столице, он так и не стал «своим» в Москве. Многие москвичи до сих пор воспринимают его, как фигуру временную, использующую город, как очередной карьерный трамплин для прыжка еще выше. И все хорошие и полезные дела, которые действительно реализуют московские власти, рассматриваются под «призмой» недоверия и скепсиса. «Ну, еще бы! Иметь такие деньжищи и вообще ничего не сделать?». Отсюда, и существенное негативное репутационное изменение Москвы в глазах остальной России и даже Питера. Все же всё видят.
Но главный прокол, случившийся за последние месяцы, это уже ставшие пресловутыми выборы в МГД. Что произошло? Не знаю почему, но за последний год в команде Собянина полностью сменились люди, занимающиеся внутренней политикой и выборами, в частности. Профессионалов ушли. Пришли чистые коммерсанты. Ну, точно, не профессионалы в политике. А федеральная власть так привыкла, что собянинские всегда действовали автономно и эффективно, что, видимо, не проконтролировала текущую ситуацию. Вот и получилось: примитивно подставились при регистрации оппозиционных кандидатов (и по сбору подписей, и по проверке их подлинности), не просчитали опыт и степень готовности оппозиции к провокациям, не скоординировали действия силовиков, не смогли наладить правильный контакт со СМИ и блогер-сообществом. В общем, наделали кучу самых примитивных ошибок, которых от московских властей никто и не ждал.
Не надо забывать и про начавшуюся уже давно т.н. «Операцию преемник». Понятно, что Сергей Собянин, как глава самого большого, богатого и успешного города в стране, не может не рассматриваться в качестве претендента на самые высокие посты в государстве. И тоже понятно, что есть целая куча влиятельных персон, у которых есть своё мнение по этому поводу и они, конечно, не сидят «сложа руки». Пошла уже большая «битва бульдогов под ковром», о которой мы знаем лишь частично, фрагментарно, не имея полного представления о всей картине «боя». Что касается отношения непосредственно Собянина непосредственно с московскими элитами, то, на мой взгляд, эти отношения носят исключительно вертикальный характер, поскольку все существующие в Москве элиты четко построены под Главу города и его команду, а иные, если и были, то давно «зачищены» или находятся в жестком «подполье».
Ленар ФАЙЗУТДИНОВ
Политтехнолог, руководитель агентства маркетинговых коммуникаций «Теория Дарвина» (г. Казань)
Казань сегодня живет ожиданием крупного международного мероприятия – WorldSkills – чемпионата рабочих профессий, который пройдёт здесь в конце августа. Всё заряжено на подготовку и демонстрируется уже высокая степень готовности столицы Татарстана к принятию дорогих гостей. Уже ощущается наплыв туристов, город проводит много мероприятий для них – Фестиваль воздушных змеев, чемпионат Европы по триатлону среди профессионалов и любителей. Стратегия проведения больших мероприятий, взятая на вооружение еще предыдущим мэром Камилем Исхаковым и руководством Республики Татарстан, начавшаяся с проведения праздника Тысячелетия Казани, и продолженная Универсиадой, Чемпионатом мира по водным видам спорта, футбольным мундиалем – она приносит свои плоды: узнаваемость города растет, также растет количество туристов, а это меняет качественно всю инфраструктуру, не только в центре города, но и в целом. Полностью обновлен автопарк автобусов, строятся новые ветки метро, качество обслуживания во всей социальной сфере города постоянно растет. Преобразился аэропорт, увеличивается динамика международных и внутренних авиарейсов.
В Татарстане не принято делить заслуги между руководством республики и муниципальными главами – власть у нас работает одной сплоченной командой. Но, конечно же, роль мэрии Казани и Ильсура Метшина в преображении республиканской столицы большая. Именно мэрия в большей степени отвечает за хозяйство и за реализацию обязательств, стоящих перед республикой, в плане проведения масштабных проектов, за порядок в городе, благоустройство общественных пространств, создание благоприятной атмосферы для туристов и т. д.
Метшин – высокоузнаваемый мэр. Он пользуется авторитетом и доверием людей. Самое главное – что люди понимают, что делает градоначальник и вообще руководящая команда всей республики, какие конкретные результаты приносит их работа. Кто-то может любить или не любить конкретных чиновников, но понимание – зачем, почему, какие ощутимые результаты даст городу их деятельность, оно есть и, на мой взгляд, это самое ценное в отношении к власти.
Анатолий КОРНЕЕВ
Политолог, председатель Краеведческого совета Ханты-Мансийска, член Союза журналистов
Ханты-Мансийск, по моему мнению, можно назвать одним из самых комфортных для проживания городом в России. И в этом, безусловно, большая заслуга команды главы города Максима Ряшина. Поверьте, ибо живу я здесь полвека и помню его еще захолустным и сугубо провинциальным городком с населением не превышающим двадцать тысяч.
Самое важное событие июня для Ханты-Мансийска — рождение 100-тысячного жителя. Население города растет довольно быстро и это — показатель одного из самых высокого темпа прироста населения в стране.
Ханты-Мансийск занял первое место в рейтинге городов Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействию конкуренции по итогам 2018 года. Общий объем инвестиционных вложений в экономику Ханты-Мансийска за последние семь лет составил более 114 млрд. рублей. Причем, как отметил Максим Ряшин, положительная динамика по поступлению объема инвестиций в основной капитал наблюдается и в этом году. Стоит отметить, что основной объем инвестиций приходится на жилищное строительство. Всего за последние 10 лет в городе построено более 1 млн. квадратных метров жилья.
Город занял первые места среди городских округов Югры регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинациях — «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» и «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах», а также вторые места в номинациях — «Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне» и «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства».
В этом году запланирован и уже успешно реализуется беспрецедентный объем ремонта дорог в городе – 100 тысяч квадратных метров, для сравнения: в прошлом году было отремонтировано чуть более 30000 кв. м. Буквально на днях будет сдана в эксплуатацию развязка и прямой проезд на объездную дорогу по улице Дзержинского, что в значительной степени разгрузит городские улицы от автотранспорта.
Продолжаются масштабные работы по ликвидации аварийного жилого фонда, признаны аварийными 78 домов, которые планируется снести в течение трех лет. В этом году в столице Югры уже расселили 14, а к концу года жильцы ещё 16-ти домов переедут в новые квартиры. Уже третий год подряд город удерживает беспрецедентно высокие темпы сноса аварийного жилья за всю историю Ханты-Мансийска. Напомним, только в прошлом году в окружной столице ликвидировали 32 дома общей площадью 8,8 тысяч квадратных метров, переселены 230 семей. Из них 201 семья переехала в новое жилье и 29 собственников пожелали получить денежное возмещение.
Кстати, недавно группа контроля над исполнением нацпроектов президиума генерального совета партии «Единая Россия» проверила ход подготовки к их реализации в Югре по направлениям «Экология», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Производительность труда», «Малое и среднее предпринимательство», «Демография».
Эксперты посетили в Ханты-Мансийске объекты благоустройства нескольких жилых кварталов, территории парка «им. Бориса Лосева» и набережной в районе «Речного вокзала», социально-значимые объекты — «Центр адаптивного спорта Югры», комплексный центр социального обслуживания населения, «Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Ёлочка» и частный детский сад «Антошка».
Результатом стала высокая оценка хода подготовки к реализации нацпроектов в Ханты-Мансийске.
Масштабные работы идут в городе и по подготовке к проведению Чемпионата мира по шахматам в 2020 году.
Лето в нашем городе короткое. Поэтому муниципальные власти стараются максимально использовать летние и осенние месяцы для подготовки объектов, обеспечивающих город теплом, водой, газом и электроэнергией к эксплуатации в зимний период.
Горожане это видят и верят своему главе города, который уверен – все намеченное будет обязательно выполнено и реализовано.
Алексей ЖВАЛЕВ
Политический консультант, политтехнолог. Ведущий аналитик Института региональной экспертизы
Александр Беглов за время, прошедшее с момента назначения, безусловно, стал ключевой фигурой городской политики. Во многом это определяется широкомасштабной информационной кампанией, которая была запущена в Санкт-Петербурге практически одновременно с началом работы А. Беглова на посту исполняющего обязанности губернатора.
Среди главных шагов А. Беглова, получивших наибольшее медийное освещение, можно назвать формирование собственной команды, сокращение неэффективных расходов бюджета Санкт-Петербурга, активное участие в решении проблем строительства метрополитена, введение бесплатного проезда в электричках для пенсионеров и снижение тарифов ЖКХ.
Кроме того, широкое обсуждение в городе получил проект создания арт-парка на проспекте Добролюбова. Ранее на этом месте предполагалось строительство судебного квартала, однако впоследствии решение было отменено президентом РФ В. Путиным.
Перечисленные действия Александра Беглова воспринимаются населением с одобрением, поскольку к началу его работы в качестве главы города в Петербурге сформировался безусловный запрос на перемены и обновление. Также нередко среди положительных качеств исполняющего обязанности губернатора жители города называют его требовательность — это проявилось наиболее ярко во время отставок глав районов зимой 2018/2019 года, которые не могли справиться с уборкой на своих территориях.
Вместе с тем, нельзя не отметить и ряд негативных моментов в образе А. Беглова. Серьезные проблемы для имиджа врио губернатора создала снежная зима, за время которой город практически не справился с уборкой снега и наледи. Также негативный информационный фон создали стычки демонстрантов с полицией в ходе празднования 1 мая на Невском проспекте. К середине лета ситуация усугубилась многочисленными нарушениями в ходе регистрации кандидатов на муниципальные выборы — конфликт вышел на уровень сперва городской избирательной комиссии, а далее и на уровень ЦИК. И хотя в экспертном сообществе муниципальные раздоры не связывают с губернаторской кампанией, однако, сложившаяся ситуация создает вокруг предстоящего голосования неудобную для А. Беглова скандальность.
В целом, можно констатировать безусловное доминирование Александра Беглова в информационном пространстве Санкт-Петербурга, что, очевидно, ведет как к росту рейтинга поддержки врио губернатора, так и к одновременному росту его антирейтинга. Это подтверждается и результатами опросов ВЦИОМ, которые активно обсуждаются в экспертном сообществе города. Можно предполагать, что предстоящие выборы для Александра Беглова не будут легкими.
Несмотря на активно тиражируемую в оппозиционных СМИ точку зрения, что соперники А. Беглова являются заведомо слабыми и не могут составить ему достойную конкуренцию, следует отметить, что агитационная фаза кампании для оппонентов А. Беглова только началась. По мере роста известности конкурентов будет расти и их поддержка. Так, весьма высокую активность в публичном поле показали в июле Владимир Бортко (КПРФ) и Надежда Тихонова (СР). Для победы в первом туре Александру Беглову потребуется не просто сохранять темп кампании, но и наращивать обороты.
Одним из наиболее серьезных мотивов голосования за А. Беглова может стать его близость к президенту В. Путину. Благодаря этим отношениям А. Беглов получает возможность привлечения в Санкт-Петербург федерального финансирования, которое, без сомнений, необходимо городу для дальнейшего развития.
Игорь ПАПУШЕВ
Политконсультант (г. Санкт-Петербург)
Избирательная кампания по выборам губернатора Санкт-Петербурга развивается, в целом, по устоявшемуся сценарию выборов глав регионов: отставка действующего градоначальника, проявление врио, являющегося де-факто преемником и ставленником федерального центра, выдвижение разнокалиберных оппозиционных кандидатов, отсев значительной их части на этапе сбора подписей, в том числе при прохождении муниципального фильтра, регистрации согласованного списка претендентов и выполнение обязательных элементов кампании (размещение в СМИ, билборды и защищенная расклейка, SMM, образцово-показательные встречи в подготовленных аудиториях) при скрытом проведении административно-отраслевой мобилизации в лояльных средах (бюджетники, пенсионеры, находящиеся на грантовом финансировании общественники и т. д.).
При этом существует ряд особенностей данной кампании.
Во-первых, изначально привнесённая в кампанию идея показать А.Д. Беглова как жесткого управленца, железной рукой наводящего порядок в ЖКХ, разбилась о питерские погодно-организационные реалии. Как результат «лопата Беглова» и фото кандидата, переводящего старушку через заснеженную улицу и бредущего в снегопад по Фрунзенскому району стали мемами и вызвали крайне негативную реакцию жителей. В результате уже по ходу проекта произошла коррекция образа кандидата в сторону большего смягчения и очеловечивания.
Безусловной проблемой является совмещение кампании по выборам губернатора с выборами ОМСУ. С одной стороны, все скандалы на муниципальных выборах, рассматриваются оппозицией как происки Смольного и способствуют мобилизации протестного электората. Отмежеваться от кампании по выборам мундепов, свалить все на провал на местах и недоработки районных структур ЕДИНОЙ РОССИИ не получается, т.к. все заинтересованные стороны понимают, что муниципальные выборы важны с точки зрения контроля власти над прохождением муниципального фильтра в следующем электоральном цикле. С другой, мобилизация кандидатами в мундепы своего электората способна привести к росту явки, в том числе за счет настроенных нелояльно по отношению к врио избирателей.
При этом у избирателей нет каких-то сверхожиданий от нового состава городских руководителей и программы развития города. В этой ситуации для А.Д. Беглова важно довести кампанию без ошибок и провалов (один из факторов риска – публичные дебаты с оппонентами), без скандалов связанных с мобилизацией на выборы бюджетников и фальсификаций при подсчете голосов. Очевидно, потенциально угрозой для легитимности результата будет «дачное голосование» в Ленинградской и Псковской областях. Избирателей необходимо убедить в прозрачности и честности этой процедуры, а также объяснить, почему в проект «дачного голосования» не попали Карелия и Новгородская область, также заселенные питерскими дачниками.
Анри АМБАРЦУМЯН
Политолог, заместитель главного редактора газеты Калужской области «Весть»
Новый мэр Калуги Дмитрий Разумовский пока ничем особенным себя не проявил. Но ожидания людей от него и его работы ещё положительные. Программа, с которой он пришел, людям понравилась. Но ещё больше общественность, конечно же, хотела бы увидеть её конкретные результаты, которые люди ждут от мэра, по прошествии года его работы в должности.
Результаты есть. Но пока не столь заметные. Возможно, люди хотят многого и сразу, но мы понимаем, что в одночасье все проблемы не решатся.
Это тот же ремонт дорог. В рамках нацпроекта в Калуге капитально ремонтируют 28 дорог – такого масштабного ремонта полотна никогда не было. Но и на это нужно время – может быть, и два года, чтобы не только люди увидели, но и почувствовали качественные изменения. Пока же у кого-то и это вызывает раздражение – ремонт затрудняет проезд. И вроде всем очевидно, что этот ремонт во благо, инвестиции в будущее, и в то же время из-за сиюминутных проблем негативные эмоции всё-таки возникают.
В целом же впечатления от работы Разумовского положительные. Элитных конфликтов мы не наблюдаем. Мэр пришел на должность главы из регионального правительства – с должности министра экономического развития и пользуется большой поддержкой губернатора. Удалось ему выстроить отношения с городской думой.
Он избегает резких решений. Довольно долго скрупулезно подбирал команду – она, можно сказать, только сейчас сформировалась.
Дмитрий Разумовский — единственный за все обозримое время представитель местной власти, который охотно и открыто общается с населением. Лично отвечает на все проблемные вопросы и отслеживает, чтобы они решались максимально быстро. Такая форма коммуникации муниципальной власти и общественности импонирует гражданам.
Поэтому для более объективной оценки, на мой взгляд, нужно учитывать больший временной период.
Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ
Историк, профессор кафедры политологии Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкорт*остан
Какой бы человек ни занимал должность мэра, на его голову всегда найдутся те или иные проблемы, которые есть в любом городе. Поэтому важно оценивать перспективность и качества предпринимаемых шагов градоначальника, а не наличие проблем как таковых – ни один город без них не обходится, тем более – мегаполис.
При Ульфате Мустафине активизировалась работа по асфальтированию улиц, реформе общественного транспорта, закупается новая техника для ухода за городской инфраструктурой.
Конечно, даёт о себе знать проблема ветхого жилья. И работает программа по ремонту подъездов, программа «Уфимский дворик» — под каждую из них город получает соответствующее финансирование. Но… очень многое зависит от людей на всех уровнях исполнения – люди все те же, а мы знаем, что в системе ЖКХ работают не самые гениальные их них.
При этом видно, что мэр старается, наладил диалог с руководством республики, в отличие от предшествующего мэра Уфы, у которого в этой сфере были проблемы. Согласованная работа главы республики и мэра, как исполнителя, очень многое определяет для благосостояния территории.
Думаю, рабочий настрой и спокойная политическая обстановка положительно сказывается на впечатлении от деятельности главы столицы Башкортостана. Что касается узнаваемости и популярности среди горожан – для мэра это совсем не обязательно. Мэр города не должен претендовать на политические амбиции: его задача – заниматься проблемам города и решить их, чтобы они не вылезали на политический уровень.
Антон ЧАБЛИН
Политолог, журналист
В июне началась избирательная кампания, и губернатор Ставрополья Владимир Владимиров намерен остаться на новый срок полномочий. Между тем бонусы от активного содействия ему со стороны центра перепали и мэру областной столицы Андрею Джатдоеву.
На поддержку Владимирова в начале июля выдвинулся солидный десант: сначала Ставрополь посетила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, а через несколько дней – премьер-министр Дмитрий Медведев в компании коллег по кабинету министров. Высокопоставленные делегации проводили в Ставрополе важные встречи и совещания.
Этот визит в Ставрополь гостей с высоким статусом, несомненно, позволил повысить политический вес не только главному «виновнику торжества» — Владимиру Владимирову. Сомнений, что визитеры из Москвы приезжали именно по его душу (для оказания предвыборной поддержки) у наблюдателей нет. Однако основная тема выступлений федеральных чиновников — это похвалы благоустройству и высоким темпам жилищного строительства Ставрополя, — является компетенцией органов местного самоуправления.
Под одобрительные речи федералов в обществе стала всплывать фамилия мэра областной столицы — Андрея Джатдоева. О нем, в предыдущие месяцы, можно сказать, медийно затаившимся, вдруг заговорили горожане и репортеры. Первые лица государства должны были похвалить губернатора, а оказалось, что политический профит получил мэр.
Приезд высокопоставленных лиц совпал с появлением слухов (а, может быть, и спровоцировал их), о том, что Джатдоева двигают в сенат от региона. Тема ушла в народ. Однако мэр Ставрополя прочно держится в своем кресле и никуда уходить не собирается: списки кандидатов в верхнюю палату российского парламента уже обнародовали. Джатдоева в них нет.
Но сами слухи лишний раз подтвердили возросший политический вес Джатдоева. К тому же, безусловно, здесь, в Ставрополе, он уже достиг пика своего личного могущества и благосостояния (а здесь он считается состоятельной персоной), и определенная часть элиты Ставропольского края понимает, что Джатдоеву здесь уже делать больше нечего и он уже задумывается о чем-то «вечном», — в смысле парламентского кресла. Не удивительно, если окажется, что в 2021 году он решит уйти работать в госдуму.
А Ставрополь на сегодня, конечно, является образцово-показательным городом по сравнению даже со многими южными городами. В Ставрополе инвестиции, работа на создание «фасада» – надо отдать должное, этим город выгодно отличается от многих других, особенно городов в Центральной России, которые захлестнула экономическая депрессия.
Вячеслав ГОРОДЕЦКИЙ
Журналист, генеральный директор Мурманского информационного агентства «B port»
В Мурманске сейчас – «горячая» пора: ремонты дорог, благоустройство общественных территорий, парков и скверов. В этой связи глава городской администрации Андрей Сысоев много времени уделяет решению оперативных задач.
Отмечу, что многие поездки, а самое главное – встречи с жителями, проходят при участии врио губернатора Андрея Чибиса, что говорит о конструктивном взаимоотношении между областной властью и самым крупным муниципалитетом, а это немаловажно перед выборами.
На встречах с жителями горожане поднимают проблемы благоустройства дворов и придомовых территорий. В своих просьбах жители города обращают внимание главы на недостаточное влияние администрации на деятельность управляющих компаний и требуют обратить внимание руководства города на эту важную проблему.
В этом году в городе были своевременно проведены конкурсные и закупочные процедуры, что позволило начать ремонт дорог раньше обычного. Кроме того, Мурманск включился в программу «Безопасные и качественные дороги», стал получать финансирование этого проекта. Планируется, что в 2019 году (за ремонтный период) будет выполнено в два раза больше работ, чем обычно.
Дмитрий КАЛЯДИН
Журналист, главный редактор портала «Вести ПК» (г. Воронеж)
Мэр Воронежа Вадим Кстенин уверенно набирает политический вес. Продолжение курса на модернизацию городского хозяйства этому сильно способствует — в Воронеже реализуются проекты, направленные на улучшение качества жизни населения. Решаются проблемы благоустройства, экологии, транспорта. Совместно с японскими партнерами разрабатываются стандарты развития городской среды. Часть проектов реализуется в форме частно-государственного партнёрства.
Разрабатываются изменения в генеральном плане с учетом развития транспортной системы. В частности, предполагается постройка легкорельсового транспорта. Также определяются стратегические кластеры, которые в положительном ключе должны повлиять на развитие Воронежа. Сам генплан будет представлен осенью 2020 года.
Немаловажную роль играет и тот факт, что Вадим Кстенин работает в тесной связке с губернатором Александром Гусевым, по сути, они являются членами одной команды. Поэтому часть городских чиновников, работавших в мэрии, перешли на работу в областное правительство. Это помогает решать городские проблемы, если необходима помощь обладминистрации, более оперативно и профессионально.
Ольга БАРХАТОВА
Политолог, политтехнолог, председатель общероссийской общественной организации «Народоправие». Директор Агентства политических технологий и бизнес-коммуникаций
Рассматриваемый период стал серьезным испытанием для Юрия Гришана в связи с подготовкой и проведением юбилейных торжеств ко Дню 90-летия основания Магадана, и 80-летия со дня присвоения ему статуса города.
К юбилеям приводились в порядок улицы и фасады зданий по «гостевым маршрутам», однако население города крайне негативно восприняло эти обновления, называя их не более, чем «показухой перед московскими гостями», так как даже в реставрируемых домах лоск наводился лишь с внешней стороны.
Проблемы, связанные с вывозом мусора, полчищами крыс, разбитые дороги, отсутствие капитального ремонта, с разрушением подпорных стен по ул. Портовой не решаются. Доходит до того, что население обращается напрямую к региональной власти с просьбой посодействовать в решении той или иной городской проблемы, в то время как мэр предпочитает заниматься политическим популизмом вместо выполнения своих прямых обязанностей по управлению городским хозяйством.
При личном контакте жители прямо обвиняют мэра в конфликтах на общественных слушаниях по крематорию и строительству школы на месте сквера, а также полном игнорировании проблем жителей города.
Из-за специфики прихода на должность Юрия Гришана, доверие к нему со стороны населения в исследуемый период стремится к нулю даже у аполитичных людей.
Однако нельзя не отметить, что с правительством области у мэра начинают складываться перманентные рабочие отношения, хоть и имеются сложности из-за ранее принятого ошибочного решения мэра, прислушавшегося к советам недальновидных людей из близкого окружения, возглавить антигубернаторскую фронду. Вполне возможно, что принятию этого решения способствовало давление активной части общества на губернатора для смены главы города, которую предсказывали и многочисленные региональные эксперты.
Основной минус мэра – это слабость, завышенные амбиции, неприятие чужого мнения, мстительность и желание выносить конфликты в публичное пространство, вместо плодотворной работы на благо вверенного ему города. Все эти черты вызывают у горожан только раздражение.
Нельзя не упомянуть и особое отношение мэра к птицам, в частности, к голубям. Слова мэра, сравнившего голубя с мусором, опубликованные ведущими СМИ страны и вызвавшие бурные негодования у большей части жителей России, а также отказ выполнять требование прокуратуры о демонтаже табличек с указанием штрафа в размере 5000 рублей за кормление птиц, последовавший флэш-моб в социальных сетях Магаданской области «Я кормлю голубей», — могут негативно сказаться в будущем на продолжении политической карьеры Юрия Гришана.