Казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев накануне был принят хозяином Белого дома Дональдом Трампом. Основными темами переговоров стали двустороннее сотрудничество и ситуация на Корейском полуострове. Президент Казахстана выразил уверенность в том, что снизить региональную напряженность возможно только при участии крупнейших глобальных игроков в лице Москвы, Пекина и Вашингтона. В этом контексте Астана как государство, расположенное в непосредственной близости от мировых держав, обеспокоена уровнем российско-американского диалога. Его нынешнее состояние Назарбаев оценил как дно.
Глава Казахстана отметил, что нулевой уровень взаимодействия между влиятельнейшими государствами мира не может не вызывать тревоги. Назарбаев подчеркнул, что на протяжении всей независимой истории Казахстана был другом США. Назарбаев также выразил благодарность своему американскому коллеге за теплый прием и пригласил его с ответным визитом в Астану.
Как отметили в администрации Трампа, главы государств достигли договоренностей о наращивании сотрудничества в политической сфере, а также по проблемам безопасности. Кроме того, США и Казахстан будут реализовывать совместные торговые и инвестиционные проекты, а также укреплять диалог на уровне общества. Для этого на регулярной основе будут проводиться встречи в формате Диалога расширенного стратегического партнерства, на которые будут приглашать высокопоставленных представителей обеих стран. Перспективными признаны также партнерство в военном и гуманитарном направлениях. Кроме того, президенты одобрили наращивание контактов по линии коммуникации центрально-азиатских стран и США. Среди проблем, позиции по которым у сторон совпадают, - борьба с распространением ядерных вооружений, противодействие терроризму и экстремизму, а также стабилизация обстановки в Афганистане.
Визит Назарбаева в США предусматривает трехдневную программу и завершится 18 января. Президент Казахстана стал одним из немногих глав государств, которые удостоились приглашения в Белый дом за год правления Трампа. Примечательно, что Назарбаев был первым президентом, с которым Трамп вживую побеседовал после инаугурации.
В США Назарбаева сопровождает делегация руководителей крупнейших казахстанских компаний. В ходе переговоров с американскими бизнесменами они подписали контракты на общую сумму $2,5 млрд. В частности, сотрудничать с предприятиями из Казахстана будут такие гиганты, как Boeing и Chevron. В соглашениях оговаривается партнерство в авиационной, нефтяной, железнодорожной и других сферах. Как отметили в Госдепе, от Казахстана участниками соглашений стали Air Astana, «КазТемирЖолы», фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и другие.
Самый дорогостоящий контракт подписали Boeing и Kazakh airlines. Его сумма составляет $1,3 млрд., а к исполнению договора будут привлечены 7,1 тыс. рабочих в США. Кроме того, SCAT Airlines приобретет 6 новейших лайнеров Boeing 737 MAX 8, которые ныне на центрально-азиатских линиях не задействованы. Железнодорожный гигант GE Transportation поставит в Казахстан 300 маневровых локомотивов, а также будет обеспечивать техническое обслуживание 175 электровозов, приобретенных Казахстаном в США. Как ожидается, по итогам визита Назарбаева в США количество подписанных контрактов может достичь двух десятков, а их суммарный бюджет - $7 млрд.
По мнению политолога Леонида Крутакова, в потеплении американо-казахстанских отношений заинтересована не только Астана, но и Вашингтон. Начиная с 2000-х годов Казахстан активно продает нефть, газ и другие энергоресурсы Китаю. Соответственно, для США, которые не скрывают экономического противостояния с Поднебесной, оптимальным сценарием является установление теплых отношений с другим крупным государством Средней Азии. Поэтому дружеское расположение Трампа к Назарбаеву следует рассматривать в контексте борьбы с Пекином, которую ранее провозгласил глава Белого дома. Крутаков полагает: активизация отношений с США не приведет к отказу Казахстана от объединительных процессов в евразийском формате. Республика находится в центре нового «Шелкового пути». С 2012 года Казахстан активно строит магистрали, ориентированные на обслуживание этого пути, и претендует на статус главного транзитера товаров из Азии в Европу. Опасаться сворачивания этих планов не стоит, резюмирует эксперт.