Не авианосцем единым…

Не авианосцем единым…
Фото: http://navy.mil
Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» (USS Gerald R. Ford) был вынужден вернуться на верфь для внепланового ремонта. Российские СМИ по традиции довольно иронично прокомментировали сообщение об очередной поломке самого дорогостоящего в мире боевого корабля.

Как сообщил представитель американских ВМС Колин О’Рурк, ремонт авианосцу нужен из-за неполадок в двигательной установке, связанных с недавними изменениями в конструкции, сообщило агентство Bloomberg. Представитель компании- изготовителя Huntington Ingalls заявил, однако, агентству, что дело - в производственном дефекте силовой установки, а не в ошибках конструкции.

Авианосец вышел в море 12 мая для продолжительных ходовых испытаний, но неожиданная поломка вынудила его вернуться на верфь.

В двигательной установке авианосца выявились проблемы с основным опорным подшипником, который уже второй раз на протяжении одного года выходит из строя. Представители корпорации General Electric признали, что осмотр четырех основных опорных подшипников авианосца выявил «ошибки в их обработке» на заводе GE в городе Линн (штат Массачусетс).

Реклама на веке

Судя по всему, недостаточно качественно изготовленный подшипник вызвал биение, которое привело к потерям пара, подаваемого из атомного реактора на турбины. В интервью агентству Bloomberg представитель компании Huntington Ingalls заявил, что речь идет именно о производственном, а не конструктивном дефекте.

Российские СМИ довольно иронично прокомментировали сообщение об очередной поломке самого дорогостоящего в мире боевого корабля, упомянув, что он обошелся США почти в $13 млрд., а также припомнив и другие проблемы этого авианосца – неполадки систем управления, повышенную уязвимость и сложности в ремонте и обслуживании.

Все эти проблемы на «Джеральде Форде» действительно имеют место, но иначе просто не может быть, так как корабль перенасыщен новейшими техническими боевыми системами. Его можно было бы назвать демонстратором технологий, но американские инженеры уверены, что все выявленные дефекты будут устранены и авианосец выйдет в Мировой океан на боевое патрулирование.

Все познается, как говорится, в сравнении, которое показывает, что вторая авианосная держава мира, Великобритания, отстает от США в технологическом плане на лет на 20-30. Британский флот недавно пополнился самым большим кораблем в своей истории, авианосцем «Куин Элизабет», который не имеет ни катапульты, ни аэрофинишера, а рассчитан на авиакрыло из американских истребителей F-35 с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. На «Куин Элизабет» из-за дороговизны не установлены атомный реактор и бронезащита палубы и бортов, на нем не будет также самолетов ДРЛО, а лишь вертолеты ДРЛО с небольшим радиусом действия. Все это делает возможным применение британского военного корабля только в составе мощной и полноценной ударной авианосной группы НАТО, впрочем, на большее бывшая владычица морей и не претендует. На подходе систер-шип – авианосец «Принц Уэльский», который уже будет оборудован и катапультой, и аэрофинишером, но тоже не сможет самостоятельно проецировать военную силу без поддержки военно-морских сил НАТО.

На третье место в иерархии авианосных держав можно поставить Китай, который сейчас имеет два авианосца, однотипных с российским «Адмиралом Кузнецовым», с тем лишь отличием, что самолеты на них взлетают и садятся без проблем, а двигательные установки работают в штатном режиме. Понятно, что конкурировать даже с имеющими ограниченный военный потенциал британскими авианосцами китайские не могут.

Единственный французский авианосец «Шарль де Голль» - это настоящий корабль-катастрофа, который практически не выходит из сухого дока.

Повышенная аварийность авианосцев по сравнению с другими боевыми кораблями первого ранга объясняется их избыточно сложной конструкцией, что приводит к системной потере надежности. Каждую секунду на практически любом авианосце выходит из строя один из тысячи механизмов, ломается одна из миллионов деталей.

Если же выходит из строя какой-либо критически важный объект, то начинается лавинообразное нарастание технических проблем, зачастую приводящих к полной потере боеспособности огромного авианосца.

Системное отличие авианосцев от обычных ракетных и артиллерийских боевых кораблей - работа с 20-тонными объектами (самолетами и вертолетами), которые постоянно перемещаются по верхней палубе и внутренним помещениям корабля, разгоняясь на взлете до 250 км/ч. Отсюда необходимость в 260-метровой палубе, катапульте, аэрофинишерах, оптической системе посадки, могучих подъемниках и силовом оборудовании.

Самолеты – это повышенный источник опасности: для нейтрализации раскаленных выхлопов реактивных моторов под полетной палубой проложены десятки километров труб системы охлаждения вкупе с мощными насосами. Пожароопасные и взрывчатые вещества, в отличие от ракетного крейсера или подлодки, на авианосце рассредоточены по всему внутреннему пространству корабля, что накладывает свой отпечаток на конструкцию авианосца (введены особые меры хранения топлива, усилена противопожарная безопасность и сооружены элеваторы боеприпасов). Корабельная энергетическая установка имеет колоссальную мощность с запасом энергии для питания катапульт.

И, кстати, электромагнитную катапульту на «Джеральде Форде» назвали настоящей революцией в военном деле. Электромагнитная катапульта (EMALS) фирмы General Atomics на основе линейных электродвигателей обеспечивает по сравнению с паровыми катапультами большую управляемость запусков самолетов, меньшие нагрузки на них, возможность взлета в более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, а также запуск беспилотников. Паровые катапульты плохо работают при низких температурах, и поэтому все американские авианосцы, кроме «Джеральда Форда», имеют широтное ограничение. Одновременно с катапультой созданы новые аэрофинишеры, обеспечивающие быструю остановку возвращающихся на корабль самолетов.

Всего за послевоенную историю зарегистрировано более сотни крупных аварий, произошедших на американских авианосцах. Иногда аварии случались из-за проявленной небрежности, но большей частью - по техническим причинам. Пока существуют авианосцы, таких аварий не избежать. Ирония в адрес стратегических или потенциальных противников, которых в очередной раз подвела техника, вполне уместна и даже необходима для поднятия боевого духа наших воинов. Но еще более уместно осознание неумолимого факта громадного научно-технического превосходства американских вооруженных сил, и военно-морского флота в частности, надо всеми своими противниками и союзниками.

Ничего фатального в этом нет. Когда-то владычицей морей была Великобритания, сегодня «морями правят» США, и на пятки им наступает Китай. Будем надеяться на то, что наступит время, когда и Россия получит реальный шанс принять участие в авианосной гонке. Для этого нужно всего ничего - мощная индустриальная и финансовая база, а также передовая научная и инженерная школы. Поскольку сегодня ни одного из этих факторов у нас в наличии нет, нам следует не довольствоваться иронизированием, а иногда и злорадством по поводу чужих проблем и неудач, а внимательно их анализировать и непременно учесть, когда наступит час для своих прорывов в военно-морском соревновании.

Реклама на веке
Греф поддержал повышение пенсионного возраста Титов просит Путина защитить свой бизнес