Один из ведущих разработчиков российского участка арктического шельфа, руководитель компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон раскритиковал инициативу промышленно-торгового ведомства, по которой работающие на шельфе компании не смогут транспортировать добытые ресурсы при помощи судов, возведенных на заграничных верфях. Подобное предложение вредно априори, подчеркнул бизнесмен в беседе с «КоммерсантЪ». Он напомнил, что его компания отказалась принимать участие в дискуссии по данному предложению.
Михельсон подчеркнул, что поддерживать отечественных судостроителей на государственном уровне необходимо, однако не путем запретов. Негативный опыт подобных мораториев был получен США. Местное законодательство запрещает выполнять каботажную транспортировку топлива танкерами, построенными в других странах, при этом собственные танкеры в Америке не производятся. Поэтому сжиженный природный газ, в том числе добываемый проектом «Ямал СПГ», в США приходится доставлять кружным путем.
Руководитель «НОВАТЭКа» предупредил, что запрет на использование иностранных судов не позволит реализовать поручение главы государства Владимира Путина, согласно которому грузооборот Северного морского пути должен возрасти до 80 млн тонн ежегодно. Михельсон полагает, что российские верфи должны получить господдержку в рамках профильного закона. Правительству следует использовать весь спектр протекционистских мер, включительно с прямым инвестированием в судостроение. Российские суда должны строиться быстро, и конкурировать по цене с импортными аналогами, добавил бизнесмен.
Напомним, «НОВАТЭК» специализируется на разработке группы месторождений природного газа в Арктике. Компания Михельсона владеет 50,1% ценных бумаг проекта «Ямал СПГ», плановая мощность которого составляет 16,5 млн тонн газа ежегодно. Пуск первой очереди проекта состоялся в декабре прошлого года. Вторая очередь должна заработать в августе нынешнего года.
Среди заинтересованных сторон, поддержавших предложение Минмпромторга, - Объединенная судостроительная корпорация. Госдума проект изменений пока не рассматривала. Если они будут одобрены, уже с 2019 года компании не смогут приобретать для работы в Арктике новые импортные суда.