Силовики, изъявшие финансовую документацию фирмы, как всегда немногословны. В пресс-службе УФСБ по Красноярскому краю заявили, что руководство компании подозревают в неуплате налогов и незаконном завышении цен на бензин. Прочие подробности не разглашаются в интересах следствия. От комментариев отказывается и руководство «Нефтемаркета». Многие в этой связи вспомнили, как недавно в правительстве края прошло расширенное совещание по состоянию рынка ГСМ. Забайкалье уже давно относится к самым разорительным для автомобилистов регионам Сибири. По данным Росстата, по состоянию на август литр Аи-92 здесь стоил 43,6 рубля. Для сравнения: в Туве на этот же момент бензин стоил почти 42 рубля. Самый дешевый (по 40 с половиной) был в Хакасии. Сейчас литр 92-го в Чите уже перевалил за 46 рублей. А в Красноярске, например, его до сих пор можно купить по 40 рублей. «Здесь напрашиваются только крепкие непечатные слова. Есть рост акцизов и налоговые маневры, которыми федеральное правительство занимается уже два года. Но применительно к Забайкалью есть и субъективные факторы: удаленность региона и структура местного рынка. У нас нет своих мощностей, ГСМ везти приходится из Ангарска или вообще из Хабаровска», - заявил «Веку» депутат Госдумы Юрий Волков.
Напомним, Восточная Сибирь за последнее десятилетие превратилась в лидирующую по темпам освоения запасов углеводородного сырья российскую территорию. В 2017 году объем добычи нефти в Сибирском федеральном округе превысил 52 млн. тонн, который дают месторождения Красноярского края и Иркутской области. В СФО имеются свои нефтеперерабатывающие заводы – Омский, Ангарский и Ачинский. Казалось бы, вся «цепочка» (добыча и переработка) - под рукой. Но в рознице бензин все равно только растет и растет в цене. Как пояснял ранее глава читинского УФАС Евгений Минашкин, в случае с Забайкальем ситуацию также усложняет отсутствие «дочек» крупных нефтяных компаний. У них есть возможность закупать бензин у головных компаний без накруток. Соответственно, цены в федеральных сетях АЗС ниже. А независимые компании вроде «Нефтемаркета» закупаются у оптовиков по более высокой цене. Плюс – собственные аппетиты, с обоснованностью которых теперь будет разбираться следствие. Тем не менее, многих не покидает ощущение, что из розницы, по большому счету, сделали крайнего. Посредники и перекупщики, безусловно, вносят свою лепту в ценообразование. Однако причину галопирующих цен на бензин в России следует искать в политике крупных нефтяных компаний, это ясно любому.
И наезд на «Нефтемаркет» очень сильно походит на имиджевый ход нового врио губернатора Забайкалья Александра Осипова, который продолжает метать молнии в сторону владельцев АЗС. Тем более, что нефтяным гигантам, которые, по сути, представляют собой государства в государстве, плевать даже на указания чиновников федерального уровня, не говоря уже о главах депрессивных субъектов РФ. Накануне, 6 ноября, краевое правительство озвучило первые итоги борьбы с ростом цен. Как стало известно, на заправках попавшего в немилость «Нефтемаркета» цены снизились на рубль. По мнению Осипова, этого недостаточно, и натиск надо продолжать. «Нельзя допустить динамику роста цен, опережающую другие регионы. Необходимо усилить работу в этом направлении. Надо анализировать, насколько дискриминационно ведут себя поставщики топлива, следить, как ими соблюдается законодательство», - заявил врио.
Стоит добавить, что в Забайкалье подорожало и газомоторное топливо. Надзорные органы заподозрили ценовой сговор. Однако УФАС сделать ничего не смогла. В соответствующем сегменте рынка в Чите работают три поставщика. И у всех выручка за прошлый год не превысила 400 млн. рублей. А в 2016 году в ФЗ «О защите конкуренции» внесли поправки, по которым компаниям с такими финансовыми показателями дается иммунитет от признания монополистом. Соответственно, и обвинить их в злоупотреблении доминирующим положением на рынке нельзя. «Следовательно, квалифицировать нарушение, в том числе как установление монопольно высокой цены, не представляется возможным. Государственное регулирование розничных цен на сжиженный углеводородный газ на АЗС российским законодательством не предусмотрено. Хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют поставщиков и решают вопросы установления цены», - заявляют в УФАС Забайкальского края.